Manticore (_manticore_) wrote,
Manticore
_manticore_

Дорогами Севера 4: Колтырма - Аксеново

С утра пораньше машины по дороге не ездили, и мы наслаждались завтраком в тишине. А еще – снова никуда не торопились. Делов-то было: сходить на Аксеновские горы, пройти Аксеново и дойти по дороге до Магазов. Часик там, часик тут...

И только какой-то ехидный голосок внутри подкалывал:
«Ну, и куда вы сегодня встрянете?»
Я отмахивалась: никаких трудностей в сегодняшнем в плане не было.

Мы быстро нашли неплохой автомобильный сверток на Аксеновские горы, сунули рюкзаки в куст недалеко от дороги и бодро зашагали за красивыми видами. С неба как-то неубедительно капало, поэтому мы захватили дождевики, а на рюкзаки надели накидки – больше на всякий случай, потому что ходить долго не собирались.

Но тут дождь каааак разошелся! Минут десять мы постояли в лесу, надеясь, что сейчас он закончится, но стоять и мокнуть было скучно, и мы решили все-таки дойти до Аксеновских гор и осмотреться. Может и дождь перестанет за это время.

И вот мы стоим на лучшей видовке в нашем походе, с потрясающим обзором – и ничего не фотографируем! Льет дождь, вода бежит с капюшона, капает с рукавов, а ботинки настолько мокрые, что, переступая с ноги на ногу, я чувствую, как пальцы погружаются в холодную воду внутри. Фотоаппарат даже достать нельзя, потому что косой дождь сразу зальет объектив. И самое обидное, что и снимать-то нечего, потому что вся красота скрыта пеленой дождя. Страшный сон фотографа!

Так прошло с полчаса мокрого отчаяния. Мы просто стояли и ждали неизвестно чего, впитывая воду ботинками и штанами, как деревья корнями. Не верилось, что так мечтали сюда попасть, и уйдем ни с чем. Нечестно! Я бы поплакала от расстройства, но и без того было мокро.

_MG_9278

И вдруг что-то изменилось: сквозь дождь у горизонта проглянула четкая светлая полоска. Неужели край фронта?

Как мы его ждали! Но прошло еще с полчаса, прежде чем дождь перестал. Зато потом в небе началось настоящее светопреставление! Местность менялась на глазах: сочной зеленью налились луга, речка отразила небо, над перелесками поплыл туман… А над всей этой красотой крылом изогнулась уходящая туча, открывая синее небо с обрывками облаков, несущихся так низко, что казалось, можно рукой ухватить. Мы фотографировали, фотографировали, и каждый новый кадр казался лучше предыдущего. Окупились наши страдания!

Отведя душу, мы наконец оторвали взгляд от прекрасного далека и осмотрелись. Когда-то здесь, на Аксеновских горах, было село – Нагорное Аксеново. Сейчас оно осталось в памяти только у старожилов. Но оглянувшись, можно увидеть его призрак на заросшем лугу: квадраты крапивников и малинников на месте бывших домов и величественные тополя, под которыми когда-то, наверное, любили отдыхать жители села. Сегодня компанию им составляют нечастые гости из Аксенова, которые приходят сюда за ягодами, да дикие звери.

Насчет зверей: мы их не видели, но это не значит, что они не видели нас. Кто проложил кривые тропки в высокой траве? К чьим лежбищам они приводили? Мы не стали искать хозяев и надолго задерживаться.

Отыскав рюкзаки, мы пообедали, развесив носки по кустам и поставив проветриваться безнадежно мокрые ботинки. Опять мы потеряли кучу времени! Но фотографии того стоили, так что настроение было отличным.

_MG_9299

Не ожидая подвоха, мы вышли на дорогу к Аксеново… а вот и подвох! Дорога намокла и раскисла. Идти можно, но с трудом: ноги разъезжались, а на ботинки тут же налипло по килограмму грязи. Я с ужасом смотрела на свои красивые треки, превратившиеся в два мокрых тяжелых куска глины.

Мы как-то сразу поняли, что до запланированной стоянки в Магазах сегодня не доберемся, и спешно разрабатывали план «Б», по которому нужно было дойти хотя бы до Аксенова – всего-то пять километров. Их мы прошли, скользя и балансируя, довольно шустро – сзади нас неотвратимо нагоняла новая туча, здорово придавая скорости. И все-таки мы не успели: когда до поселка оставалось меньше километра, туча перевесилась через увал, накрыла дорогу, и полило…

По крутому заросшему склону мы взлетели с такой прытью, какой обычно и без рюкзаков не показываем. Тент растянули – за минуту. И сели, обняв рюкзаки и обреченно уставившись на стекающие с тента струйки воды. Наш план «Б» таял на глазах, будущее было туманно.

Вечерело. Мокрые вещи стыли под ветром, дров в пределах видимости не было, да и лагерь на таком склоне не поставить. На всякий случай мы наполнили одну из бутылочек дождевой водой, думая о том, как все только что было хорошо, а теперь опять плохо. Стуча зубами от холода, я страдала: ну что это за поход такой ужасный – как бы ни планировал, все идет не по плану, каждый день что-то случается, и никогда не знаешь, где будешь ночевать…

Окончательно предаться отчаянию помешал закончившийся дождь. Мы уныло поплелись по еще больше раскисшей дороге...

_MG_9306

_MG_9307

В Аксеново мы вошли на закате. Только что в этом самом Аксеново делать так поздно, мы не представляли. Проситься переночевать? Но улицы поселка, приветливо залитые последними лучами солнца, были совершенно пусты – только мы шлепали по аккуратной зеленой травке грязными ботинками.

_MG_9309

_MG_9310

И вот как выглядит совершенно обыкновенное чудо. Это когда ты, мокрый и усталый, на закате дня в чужом селе сворачиваешь в переулок, а из калитки вдруг выходит женщина, и на робкий вопрос, где здесь можно остановиться, приглашает к себе в дом. Дом большой и чистый, во дворе – цветы, в огороде – урожай. И вот мы едим вкуснейшую жареную картошку с вкуснейшими помидорами, пьем горячий чай со свежим вареньем, наши ботинки отмыты и греются в бане, аккумуляторы и телефоны заряжаются, а хозяйка – Валентина – рассказывает о своей жизни. Что приехала сюда с мужем работать в леспромхозе, что муж давно умер, дети разъехались, и сейчас она живет здесь одна с котом. Что во время паводка вода доходила почти до калитки, и выручала только соседская лодка. Что как-то медведь ходил прямо за огородом – ее дом стоит у самого леса.

_MG_9314

Вечером я долго не могу уснуть, несмотря на мягкую постель и теплое одеяло. В доме темно и тихо, только слышно, как тикают часы, и этот нежданный переход от походной жизни к домашнему уюту совершенно выбивает из колеи. Как и искренний душевный прием, который мы, не рассчитывая, нашли здесь — на самом краю тайги, у совершенно незнакомого человека.

Я думаю: какой удивительный у нас получается поход – когда все идет не по плану, когда ничего не знаешь наперед, но при этом все так здорово складывается… как это увлекательно и интересно! Это же и есть настоящее приключение!

Всю ночь идет дождь, но мы спим и ничего не слышим.

Вывод по итогам четвертого дня:
1. Настоящие чудеса – совершенно простые вещи, но от этого не менее чудесные.
2. После дождя по здешним дорогам лучше не ходить без нужды, удовольствие то еще.

_MG_9317

_MG_9316
Tags: дорогами севера, путешествия, фото