Manticore (_manticore_) wrote,
Manticore
_manticore_

Дорогами Севера 3: Утускун - Колтырма

Именно такое утро, как в этот день, представляется в светлых мечтах об осеннем походе: сияющие в мягких лучах солнца стволы берез, опавшие листья под ногами, паутинки в безветренном воздухе, дымок от костра… Мы неспешно позавтракали, собрались, помедитировали над картой маршрута и вышли в путь с полной гармонией в душе.

На завтрак ушла почти вся вода, поэтому вчерашняя речка стала казаться гораздо милее. Да еще и солнце припекало. Так что мы немного вернулись назад и набрали воды: чистой, но с явным болотным привкусом. Я все порывалась кинуть в нее марганцовки или налить йода, как пишут в статьях для путешественников, но Сергей был уверен, что все реки здесь чистые. Тогда я забрала себе бутылочку остатками вчерашней воды и приготовилась наблюдать: а ну как козленочком станет.

Программа у нас на сегодня была всего ничего: пройти несколько километров до Колтырмы, быстренько заглянув на Наримановский мыс, или Синер. Раз плюнуть!

До мыса мы не торопясь дошли по дороге. Вскоре дорога пошла в гору, и мы поднялись на Синер. От этого места до крайней точки длинного мыса, откуда должен был открываться обзор, чуть больше двух километров – рукой подать! Обедать решаем на краю мыса, с видом на Иртыш.

Лес на Синере сказочный. Сменяют друг друга осинники, заросшие мягкой изумрудной травой, арки из переплетенных ветвей, светлые заросли молоденького березняка, вековые ели и пихты, картину дополняют узорчатые лишайники, странные наросты, гигантские борщевики (куда же без них). Деревья старые, иные стволы в два охвата. Одна беда – идти по этой красоте с большим тяжелым рюкзаком невыносимо: то застрянет, то зацепится, то наклониться мешает, то через ствол перелезть. По дороге, ведущей на мыс, идти оказалось вовсе невозможно: растущие по обеим сторонам от нее гибкие деревья склонились до земли и сплелись кронами как живая изгородь. Махнули рукой и пошли по компасу, держась осинников, они самые приятные.

_MG_9253

В конце концов, мы сдались и оставили рюкзаки на полянке, запомнив точку на навигаторе. Мне было очень страшно доверяться коробочке с батарейками, но уставший организм намекал, что стоит попробовать. Захватив с собой фотоаппараты, запасные батарейки для навигатора и бутылку болотной водички, которая к тому времени уже и мне казалась изумительно вкусной, мы сделали решающий марш-бросок и вышли на берег.

_MG_9267

С Синера видно далеко-далеко: широкую ленты Иртыша среди зеленых лугов, крыши Эбаргуля за ним, обрывы Утускуна за поворотом, мягкие волны тайги, уходящие к горизонту… На краю мыса растут сосны — точно как в Чернолучье, и земля покрыта толстым слоем хвои. В тишине слышно, как поют петухи в селе за рекой.

_MG_9265

_MG_9261

У нас появилась было мысль остаться здесь на ночь, но смущало отсутствие воды и разрытый, хоть и давно, муравейник.

_MG_9258

Так что, отдохнув в тишине, мы легко вышли по навигатору точно к рюкзакам, шустро проломились обратно до трассы и остановились, недоуменно щурясь на закатное солнце.
Что значит вечер? А день-то куда делся?! Да и силы куда-то ушли…
Вот так «быстренько сбегали»!

Но для отдыха нужен лагерь, для лагеря нужна речка, а ближайшая речка — Колтырма. Пришлось поторапливаться, чтобы успеть до темноты. Уже через час мы приближались к Колтырме, и чтобы приободриться, во всех красках представляли, как выйдем к зеленому лугу и речке под сенью деревьев. «Мягкая теплая речка радует нам сердечко!» - мурлыкала я песенку Голлума.

Увы! Вожделенная речка оказалась метровой ширины ручьем, бегущим по сырому заросшему руслу. Да еще и к воде попробуй спуститься: грейдер, как обычно, щедро засыпал русло глиняной дамбой с бетонной трубой в основании, разворотив берег и небрежно спихнув в сторону скользкие бревна бывшего моста. С рюкзаком и соваться нечего.

Тогда мы кинулись искать место для лагеря, но не тут то было! Оглянешься — луг да березки у реки, а на проверку — непролазный бурьян по грудь, скрывающий ямы и рытвины (здесь когда-то была деревня), а березки над лугом поднимаются прямо из оврага, в котором разве что лужи не стоят. Солнце село, небо стремительно гасло…

Подходящее место нашли чудом: узкая полоска чистой земли на самом краю оврага, метра два шириной. Правда до дороги – не больше десятка метров. Но выбирать было уже некогда. Побросали рюкзаки — и бегом за водой, которая, к счастью, оказалась чистой и вкусной. Уже в сумерках Сергей нырнул в овраг за дровами, я кое-как поставила палатку, один из выходов которой открывался прямо в пустоту («Аварийный выход!»), а растяжки с этой стороны мы привязали к веткам растущих из оврага берез. Костер развели в идущей через всю площадку колее. Ну и лагерь! Хорошо хоть машины на дороге редкость…

А ночью вдруг все изменилось. Густая темнота скрыла и опустевшую дорогу, и заросший луг, и овраг за спиной. В свете костра наша крохотная площадка превратилась в теплую уютную комнату с золотым ковром из листьев и золотыми стенами: с одной стороны – стебли высокой травы, с другой – частые стволы и кроны молодых берез, опустивших ветви к огню. И только над головой холодно светились далекие осенние звезды.

Мы сидели и думали: Какой замечательный у нас лагерь! Какой отличный был день! И как хорошо, что никто не видит, как мы лажаем по всем пунктам нашего плана! )

Выводы по итогам третьего дня:
1. Нечего и надеяться «быстренько сбегать» на заросшую лесом видовку.
2. Нельзя так просто взять и встать лагерем там, где ты поставил крестик на карте.
Tags: дорогами севера, путешествия, фото