Manticore (_manticore_) wrote,
Manticore
_manticore_

Дорогами Севера 1: Усть-Ишим - Никольск

DSCF7238

Из Омска в Усть-Ишим можно доехать на автобусе. Однако с этого года новшество: Омск – Тевриз отдельно, Тевриз – Усть-Ишим отдельно, а в кассе продают два набора билетов.
На практике выглядит так: едет в Тевриз большой автобус, на котором написано Омск – Усть-Ишим, в Тевризе всех высаживает, и кому до Усть-Ишима – пересаживаются в два маленьких ПАЗика, которые едут уже до места. Вроде как проходимость у них лучше.

Усть-Ишим – крупное село, районный центр Усть-Ишимского района. Датой его основания считается 1631 год, когда был поставлен Ишимский острог для защиты местных татар (которые платили русским дань) от набегов кочевников-калмыков, так что официально он на 85 лет старше Омска. Но само это место всегда было популярным: люди селились здесь уже со второго тысячелетия до нашей эры, тут был центр татарского Сибирского ханства, а в свое время и Ермак с дружиной мимо проплывал. Время же расцвета Усть-Ишима пришлось на советский период, когда село стало не только районным центром, но и центром лесной и деревообрабатывающей промышленности. Потом настали 90-е.

Мне сложно сказать, как живет Усть-Ишим сейчас, потому что на его осмотр у нас было всего несколько часов. Мы прошли улице Горького, это одна из центральных улиц села. Перешли мост через речку Крушинку, зашли в парк имени Героев Сибиряков, на обратном пути посетили краеведческий музей. Потом прошлись по улице Советской в сторону старейшей части города – к месту, где когда-то находился Ишимский острог.

DSCF7205

Видно, что когда-то в селе вовсю кипела жизнь – строили с размахом, на перспективу, для развивающегося райцентра. Сегодня многие крупные здания стоят заброшенными, а действующие давно не знали ремонта. Панельные двухэтажки, построенные в конце 60-х, выглядят соответственно. Закрыта и обветшала деревянная чайная, когда-то бывшая знаменитой на весь поселок. Ржавеют огромные краны, ранее обслуживающие лесозаготовки. Заросла травой взлетная полоса аэропорта.
Все эти свидетельства минувшего благополучия создают впечатление общего упадка.

DSCF7218

Метеостанция рядом с бывшим аэропортом
DSCF7237

Хотя в остальном Усть-Ишим – крупное, оживленное село в живописном месте. То, что имеет отношение к сельской жизни, выглядит в основном добротно и ухоженно. Мусора не много, вдоль улиц – высокие деревья, коровки пасутся. Основное новое строительство – частные коттеджи, куда, видимо, перебираются из районных поселений подзаработавшие на северах жители. Общее настроение мирной сельской жизни нарушают только автомобили, которые довольно оживленно носятся по улицам, не давая забыть о том, что здесь райцентр.

Надпись на табличке "Лучшая усадьба". И не поспоришь!
DSCF7199

Здание детского садика, построенного в советское время.
DSCF7228

Позабавили названия магазинов: мы несколько раз встретили вывески «Магазин смешанных товаров» и «Магазин разнообразных товаров». Непривычно!
Отдельная печаль для фотографа – уродливые столбы линий электроснабжения, которыми щедро утыканы улицы, причем как назло, Никольская церковь в сети проводов оказалась абсолютно нефотогеничной. Безуспешно покрутившись в попытке найти красивый ракурс, мы сфотографировали только установленный РГО на месте Ишимского острога памятный знак. Понятно, что о красоте думают только при наличии финансов, но досадно.

DSCF7232

Усть-Ишимский краеведческий музей, располагается в здании бывшей художественно-оформительской мастерской. Официально создан в 2006 году, но ведет свою историю еще с 1930х годов, когда впервые в сельской школе был создан музейный уголок. Сегодня музей занимает важное место в культурной жизни села и выполняет роль визит-центра района. Вход в музей, что удивило, бесплатный.

DSCF7229

Основная экспозиция расположена в двух залах: обставленная комната с предметами домашнего обихода и зал с археологическими находками (кости древних животных, черепки и наконечники стрел). На почетном месте под стеклом на красном сукне лежит небольшая черная косточка – копия знаменитой кости устьишимского человека, жившего 45 тысяч лет назад. Оригинал находится где-то у ученых, которые продолжают исследования этой уникальной находки. Отдельно на стене выставка (в основном из фотографий), посвященная Аксеновской узкоколейке, построенной заключенными для перевозки леса. Сегодня эта дорога - первый кандидат на то, чтобы стать туристическим маршрутом, и в этом году по ней уже прошла экспедиция.

DSCF7221

DSCF7224

DSCF7225

По Усть-Ишиму мы бродили до обеда, сдав рюкзаки в камеру хранения на автовокзале (по 15 рублей за место!). В обед выдвинулись в сторону парома в Никольск, бодро прошагав за час 5 километров.

Парома на нашей стороне не оказалось, зато оказался трактор, который производил странные действия с деревянным причальным помостом. Со стороны выглядело, как если бы он сначала пытался засыпать его глиной, а потом – и вовсе оттащил от воды. Желающих переправиться не было. Мы было подумали, что паром вообще не ходит, но рабочие заверили нас, что через час все будет.

Солнце жарило совершенно неприлично для конца лета, термометр показывал +30, питьевая вода заканчивалась, к тому же утренний бодрячок прошел и мы поняли, что страшно хотим спать. Мы раскатали коврик и проспали до парома, который исправно пришел по расписанию. За это время стало еще жарче, но нужно было наслаждаться походом. Нас ждали Никольские горы!

_MG_9200

Никольские горы – высокий крутой берег Иртыша. С него открывается красивый вид на Иртыш и его левый берег. Но известность это место получило благодаря обнаруженному здесь археологическому памятнику – древнему поселению людей эпохи неолита, получившему название «Городище Никольское I». РГО поставило тут памятный знак, как и на месте Ишимского острога.

DSCF7244

Оставив рюкзаки в траве у подножия обрыва, мы поднялись на Никольские горы по тропинке, идущей по крутому склону, которую видно сразу от причала. Сфотографировали открывшийся пейзаж. Следы древних поселений здесь если и видно, то только тому, у кого глаз наметан, а специально искать мы ничего не стали. Посидели, посмотрели. Тихо, просторно, березы растут, река бежит…

DSCF7239

_MG_9206

Дальше по плану у нас был Никольск, про который мы только и знали, что там есть лестница. И не просто лестница, а самая длинная деревянная лестница в Омской области. К счастью, ее даже искать не пришлось: она ждала нас за первым же поворотом дороги. Эта лестница – короткий способ попасть в Никольск, не огибая село по окружной более пологой трассе. В устьишимском музее нам сказали, что в ней 210 ступенек, но я насчитала около 170. Посередине подъема организована площадка с лавочкой, еще одна желанная лавочка ждет наверху, в окружении сосен и бурундучков.

Вид снизу...
DSCF7245

Вид сверху!
DSCF7247

Так как мы надеялись до вечера дойти до Красноярки, то в Никольске нас, кроме лестницы, интересовало только одно – колонка! Вода у нас кончилась напрочь. С колонками здесь проблем нет, долго искать не пришлось.

Набрав воды и приободрившись, мы направились в Красноярку, но внезапно, даже не отойдя от Никольска, обнаружили, что идти дальше просто не получается. Не идут ноги, и все тут. Направо – кладбище, налево – лесок на краю луга. Решив, что на кладбище все-таки рано, мы встали прямо за леском, метров на 200 отойдя от дороги. Чуть позже Сергей сходил в сельский магазин за минералкой и заодно принес литр молока, который предприимчивые маленькие девочки продали ему за сто рублей. Зато это молоко нас просто спасло, особенно меня, потому что я даже конфету не могла заставить себя съесть. У организма был стресс, недосып и перегрев.

Чуть позже оказалось, в Никольске просто куча мотоциклистов! Мотоциклом в деревне никого не удивишь, но здесь их была целая компания, и ближе к вечеру они развлекались, катаясь по окрестностям. Я сначала боялась, что они приедут узнать, с какого мы района, но наша палатка никого не заинтересовала.

Допив молоко, мы легли спать, но мне не спалось. Все с первого дня пошло не по плану, и это на самом простеньком участке пути… Что же будет дальше? Все пропало! А под утро началась гроза с ветром и громом, дождь лил и лил.
Я лежала и думала мысль, которая часто посещает меня в первый день путешествия:
Какого черта я здесь делаю?

Вывод по итогам первого дня:
Не надо планировать никаких перемещений в тот день, когда ты ночь едешь на автобусе, на который сел после работы, а до этого не выспался, собираясь в дорогу. Правильно было бы остановиться в Усть-Ишиме, выспаться, спокойно посмотреть село, а на следующий день с первым паромом ехать в Никольск, по которому тоже хватило бы времени и сил погулять.
Tags: дорогами севера, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments