Manticore (_manticore_) wrote,
Manticore
_manticore_

Колвица: северный трип (часть 2)

Вторая (и последняя) часть отчета о поездке на Колвицу.
Обратный путь по озерам, волшебное Северное сияние и - Белое море, дикое и прекрасное.

Ночью подморозило, и утром подернутый инеем мох хрустел и ломался под ногами. Зато листья на березах и осинах за одну ночь пожелтели, в лесной тишине можно было услышать, как они с шорохом осыпаются.

Утром мы тем же путем, что и пришли, отправились в озеро Большое Глубокое, на берегу которого разбили лагерь. Здесь у нас должна была быть дневка и баня.

Ягод там было столько, что перед тем как поставить палатку, пришлось собрать и съесть всю чернику на выбранном месте. Шикшу уже не осилили, поставили палатку прямо на нее. Вокруг рос багульник, пах он совершенно изумительно. Я набрала его немного с собой, чтобы дома заваривать в чай.

_MG_2203

Еще на этой стоянке нам были обещаны великолепные закаты. Так и случилось.

Вечером мы что-то захотели спать, в результате проспали главу из сказки и наконец-то случившееся северное сияние. Почему-то не расстроились: была уверенность, что еще будет возможность его увидеть.

Баню начали складывать на следующий день с утра. Надо было сложить ее правильно, из правильных камней, так что процессом руководил инструктор.

_MG_2175

_MG_2180

Пока все занимались баней, я вместе с еще двумя одногруппниками пошла в лес искать болотные озера. Озера оказались очень красивые, голубые, с остроконечными ресницами елей, прямо как в песне. Еще и заросшие крупной сладкой голубикой по берегам. Правда, потом мы заблудились и долго не могли выйти к лагерю, поэтому в следующий раз я куплю себе компас и навигатор. Озера эти, кстати, были от лагеря в пяти минутах ходьбы.

Походная баня топится часов шесть, потом угли выгребаются, а сверху устанавливается специальная палатка-баня. Внутри очень жарко, особенно если плеснуть на камни водичкой и попариться веником, так что из бани можно выскакивать и нырять прямо в ледяное озеро.

_MG_2210

_MG_2223

После бани мы ели испеченный на углях хлеб и арбузы. Потом сели слушать сказку, и пока Даша ее читала, в небе над озером разгоралось Северное сияние. Фотографий мы не сделали - тут нужен штатив и профессиональная техника. Но и на профессиональных фотографиях сияние получилось в виде цветной полосы, а оно такое... из отдельных вертикальных лучей.

254-2_orig
фото (с) mboyarskov

В завершение вечера инструктор Лис показал нам фаер-шоу, было очень круто.

_MG_2231

С утра пришел туманище. Ничего не видно, шли по озеру, полагаясь на инструкторское чутье, безошибочность которого гарантировал инструкторский навигатор.

_MG_2240

Возвращались мы к базе Колвица тем же путем, каким приплыли, но в тумане места казались незнакомыми и таинственными. Поросшие лесом островки выплывали навстречу, как корабли с мачтами-деревьями.

_MG_2243

На базе мы разгрузили и сдули каты, но разбирать не стали. Нас ждала «Газель» с прицепом, который предназначался для перевозки катамаранов. В три приема нас, наши вещи и три наших ката перевезли на берег Колвицкого залива.

_MG_2250

_MG_2259

Сюда впадала река Колвица, по которой мы бы и рады были сплавится, но на ней находится неслабый водопад, непреодолимый для новичков на груженых катах. Мы на него сходили посмотреть, когда перекусили и приготовились к отплытию.

_MG_2270

Вышли в море, дождавшись прилива. Вышли из Колвицкого залива, разогнав чаек, и пошли вдоль берега до места стоянки у Максимова ручья с пресной водой. Из-за горы сползла черная туча, пошел дождь.

_MG_2287

Так и доехали до места назначения под дождем. В темноте разгрузились, как-то нашли места для палаток, устроились, приготовили ужин. Просохли, согрелись, разошлись по палаткам.

Часов в восемь утра нас разбудил гром, за которым последовал ливень, но к моменту подъема все стихло. При свете дня оказалось, что у нас очень живописная стоянка среди осенних деревьев, да и место для палатки мы, несмотря на темноту, выбрали очень уютное, на крохотном пятачке среди елок и берез. С березы на палатку сыпались желтые листья. С деревьев капало.

По плану сегодня был подъем на гору Тесовисна (353 метра). Но после дождя, в мокром лесу, мы приуныли. Представили, как идем по лесу, по колено в мокрой траве, а с каждого дерева на нас льется холодный душ. И отказались. Даже несмотря на то, что тучи стали расходиться, и даже показалось солнце.

Положение спасла старший инструктор Даша, которая намекнула, что вообще-то сегодня – редкая идеальная погода для похода на гору, чего некоторые приезжие издалека может и не понимают, а уж они-то насмотрелись тут за сезон. Солнышко светило, море мирно плескалось. Мы поддались и решили ехать.

Наша цель - дальний конус прямо по курсу.

Поехали на катамаране небольшим составом в восемь человек. Ехать было около часа. Едва отошли от берега, над водой показалось что-то черное и круглое. Нырнуло, снова показалось. Тюлень! Мы начали его фотографировать, а любопытный зверь, разглядев нас, уплыл по своим делам.

Дальше мы плыли одни, не считая стай бакланов, которые улетали, напуганные звуком мотора.
Волны разгулялись не на шутку, катамаран резко нырял носом вниз, так что мне, сидевшей на этот раз на носу, сделалось не по себе. Тут Даша решила нас высадить на берег, от греха подальше.

Правда, на берегу мы в первых же кустиках наткнулись на огромную медвежью кучу, так что полной безопасности даже тут не было.
От места высадки мы еще около часа шли по берегу, заросшему какой-то нереальной «марсианской» травой желтого цвета. В траве валялись пучки какой-то морской травы, огромные листья морской капусты, россыпи мидий.

_MG_2305

_MG_2307

Дойдя до выбранного Лисом места подъема, мы свернули в лес и пошли в гору. Лес оказался совсем не мокрым, а под ногами вновь были ягодники в нереальном количестве. Кажется, в этом лесу вообще не росло иной травы, кроме ягод. Крупные, прохладные, они так и сыпались в подставленные наспех ладони. Но надо было идти, хотя хотелось упасть в траву и есть ягоды прямо ртом.

Подъем был совсем нетрудным, и вскоре мы достигли вершины. Гора Тесовисна совсем невысокая, но стоит у берега, так что вид с нее очень красивый: холмы, покрытые хвойным лесом, в котором золотятся кроны берез, а до горизонта – сияющая гладь Белого моря и острова.

_MG_2320

Мы немного побродили по знакомому ковру тундры, отдохнули и пофотографировали, и пошли вниз, где остановились перекусить в защищенном от ветра месте.

_MG_2314

Когда спускались назад к берегу, позвонила Даша, ехавшая за нами по морю. Предупредила, что по дороге видела на берегу медведицу с медвежонком. Мы на всякий случай немного покричали и посвистели в свисток, так что когда вышли из леса, никого уже не встретили.

Обратно в лагерь доехали без приключений. Так что спасибо Даше за то, что уговорила нас на поход.

На следующий день делали вторую баню. Никуда не пошли, бродили вокруг лагеря по берегу. Солнце грело, как летом, так что можно было просушить влажные вещи, помыть голову. Я разложила на солнышке многострадальное «Вино из одуванчиков». Пособирала бруснику, которую оказалось вкусно есть полной ложкой, смешав с медом.

Днем был отлив. Приливы и отливы просто завораживают. Вода наступает и отступает незаметно, но неотвратимо. Просто сидишь, смотришь, ничего вроде не меняется, но вдруг понимаешь, что вон на то место только что можно было дойти посуху, а теперь глубина по колено. Или катамаран, вот только что лежал на песке, а теперь покачивается на волнах.

_MG_2368

Вообще Белое море здесь совершенно дикое. Пляжа нет, прибрежная полоса покрыта валом хрустящей пахнущей йодом морской травы и мидиями. В оставшихся после отлива лужах воды снуют крошечные сантиметровые рачки. Обнажившийся от воды песок сплошь покрыт крошечными конусами, образованными пескожилами – морскими червями, на которых ловят рыбу.

_MG_2379

Я даже нашла морскую звездочку – маленькую, зато живую.

В этот день погода нас порадовала всеми красотами: над водой неспешно плыли огромные белые башни облаков, потом из-за гор наползли черные тучи, на фоне которых развернулась огромная двойная радуга, потом пошел дождь, но вскоре в разрывы туч упал золотой занавес солнечных лучей, а завершился день грандиозным закатом.

_MG_2384

_MG_2388

_MG_2403

Пока мы ужинали, ветер разогнал последние тучи, и на все небо раскинулась лента Северного сияния. Мы высыпали на берег и долго смотрели в небо, у края горизонта тлел закат, а Сияние колыхалось величественно и плавно, как от невидимого космического ветра.

Когда начался прилив и вода вернулась на берег, мы пошли в баню. Надо же было искупаться в Белом море! Правда, поднялся сильный холодный ветер, так что пока бежишь несколько метров от бани до воды, никакого жара не хватает – замерзаешь махом, а воды все еще по колено, черной и ледяной. Бррр… Но конечно мы искупались! Ночь, Северное сияние, костер и Белое море. Дух захватывало не только от холода, но и от восторга.
После бани снова было фаер-шоу от наших инструкторов Лиса и Таты.

_MG_2405

Утром собрались, вышли в море и пошли до Кандалакши. Этот путь у нас занял около четырех часов, волны были приличные, но в меру, никого не укачало. Только забрызгало опять с ног до головы, так что одежда должна быть реально непромокаемой, как на дождь. Или гидрокостюм под одеждой. В общем, у меня ничего такого не было, но я пережила.

_MG_2425

_MG_2434

Недалеко от Кандалакши сделали остановку – заехали посмотреть каменный лабиринт «Вавилон». Внешне лабиринт похож на спираль, выложенную на земле из некрупных камней. Его возраст в разных источниках указывают по-разному, кто тысячу лет, кто четыре. Подобные лабиринты можно найти в нескольких местах Кольского полуострова. Тайна их до сих пор не разгадана, существуют гипотезы об использовании сооружений в рыбацком колдовстве, в ритуальных танцах. Известна также гипотеза о расположении лабиринтов в местах захоронений, чтобы души умерших заблудились, плутая по спирали, и не тревожили живых. Некоторые исследователи считали, что это жертвенники, другие - что это двери в иные миры. Есть даже версия, что лабиринт – это схема приёмопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.
Нам предложили загадать желание и зайти в лабиринт, типа кто выйдет – у того желание сбудется. Лабиринт не сложный, так что все желающие без проблем зашли и вышли.
На самом деле, несмотря на всю созданную вокруг лабиринтов загадочную атмосферу, сооружение не слишком-то впечатляющее. Ровная площадка, травка, какие-то камушки в травке… А поди ж ты.

_MG_2423

В Кандалакшу прибыли незадолго до заката, переупаковали вещи в рюкзаки, разобрали и помыли катамараны, перекусили. Прибывшая за нами машина отвезла нас на вокзал. Кто-то уехал к родственникам, кто-то в сауну, инструктора всей компанией отправились куда-то на квартиру. До поезда оставалось еще несколько часов, так что оставшаяся часть группы оставила вещи на вокзале и пошла гулять по городу.

_MG_2436

Кандалакша вечером пустынна, тиха и уютна. Мирно светятся окна и вывески магазинов. Мы поужинали в ресторане, который нам рекомендовали за низкие цены и большие порции (не обманули), и вернулись к 12 ночи на вокзал.

В час ночи уходил поезд на Питер, на котором уезжали почти все наши спутники, включая инструкторов. К приходу поезда вся наша группа была в сборе. Те, кто ездил купаться, были свежие и вкусно пахли шампунем.
Инструктора приехали в шапочках из фольги. Традиция у них такая. У них закончился сезон, так что все были счастливы и предвкушали возвращение в цивилизацию. Еще по пути в Кандалакшу девчонки на нашем катамаране обсуждали, как сделают маникюр, снимут гидрокостюмы и наденут красивое белье. Последовали прощальные обнимашки на перроне, совместное распитие красного вина и поедание тортика.

_MG_2462

_MG_2459

Наш поезд был в 3 ночи, до Москвы. Там у нас была пересадка на поезд до Омска.
В дороге я читала "Вино из одуванчиков" - книга досыхала по мере переворачивания страниц. Конечно, книги так не сушат. И конечно, тоненькие листочки покоробились. Но качество все-таки очень хорошее, текст читается, ничего не порвалось и не расползлось, зато теперь книга буквально пропитана Севером )