_mamuda_ (_mamuda_) wrote,
_mamuda_
_mamuda_

Categories:

Республиканский Древний Рим ч.5

(ч.1 http://users.livejournal.com/_mamuda_/705492.html
ч.2 http://users.livejournal.com/_mamuda_/705694.html
ч.3 http://users.livejournal.com/_mamuda_/705949.html
ч.4 http://users.livejournal.com/_mamuda_/717558.html )

Прагматичный Рим.

Мы помним что Рим был основан шайкой молодых и задиристых людей, лишенных каких-то значительных духовных стремлений. Рим и далее продолжал быть прагматичен.
Это отразилось как в религиозной так и в духовной сфере жизни древнеримского общества.

Т.к. Рим рос на стыке нескольких культур: этрусской, греческой и латинской (не считая кельтов). И соответственно впитывал в себя самое удобное и практичное от соседей (с точки зрения Рима).
Не создав сколько-нибудь стройной мифологии (как греческая), он служил аккумулятором мифологии соседей.
К примеру, Юпитер - полная ассоциация что это переименованный Зевс. А на самом деле этих Юпитеров была целая толпа. И каждый Юпитер занимался своим делом - кто границы охранял, кто был богом победы, кто покровительствовал земледелию и еще куча разных Юпитеров. Всех этих Юпитеров пособирали с италийских городов. И каждому Юпитеру был отдельный храм, отдельные священники, отдельные жертвы...
Вообще, римляне особо не заморачивались даже на счет имен богов которым поклонялись.
Сохранились древние жертвенники на которых было выбито прим. следующее: ему или ей. Т.е. даже пол божества был не интересен. Во главе была поставлена прагматика: существовала специальная "формула": я тебе поклоняюсь, приношу в жертвы, но ты должен исполнять мои просьбы. Если ты не будешь исполнять мои просьбы, то я найду другого бога.
А так как даже если закалывали на алтаре животное, то все равно мясо тут же съедалось, а в жертву приносились кишки. И тут простота - чего мясо сжигать, когда можно съесть. А вот кишки никто не есть - вот как раз богу и пригодится :)
Далее, когда римляне покоряли соседей, то чтобы местные боги врагов не гневились за убийство и грабежи под... гм... поклоняющихся, они приносили местным божествам жертвы и предлагали переехать в Рим где обещали обильные жертвоприношения, храмы, жрецов и пр. (а мало ли - а вдруг прогневятся). Ну какой же бог откажется?;)
И богов от этого плодилось как грибы после дождя.
Даже у простого римлянина в обычной семье было с два десятка наименований богов чтобы им поклонятся: бог порога, бог первого крика ребенка, бог домашнего очага, бог окон, бог двери...
Забегая вперед можно сказать - на каких основаниях были гонения на христиан (при всем многобожии и всеобщем веровании во все и вся и полной разрешенности того или иного культа).
Дело было так
В Др. Риме была теория (да, там иногда пытались на это дело пофилософствовать), что
у каждого человека есть два божества - гения, злой и добрый. Злой человека толкал на плохие поступки, а добрый на хорошие. А у императора был свой, особый императорский гений. А чтобы у императора было все хорошо на радость простым гражданам, ежегодно исправлялся культ гения императора. Этот культ в том числе был введен как формальность - признак лояльности государству и императору в частности. Каждый гражданин обязан был раз в год поучаствовать в этом мероприятии, о чем получал специальный значок или записочку - этот гражданин лоялен. для простых римлян это было не сложно - почему бы лишний раз еще и статуе (или алтарю) поклонится. Ведь ничего страшного в этом нет.
И только две категории граждан не поклонялись: иудеи и христиане.
И те и другие были очень верующими и не могли поклонится какому-то божеству (пусть и гению императора) и тем самым отречься от своего бога.
Но на иудеев гонений не было, а на христиан были. В чем же секрет?
А секрет в том, что иудеи не поленились прийти к высоким чинам, которые отвечают за контроль исполнения культа и предложить взять деньгами. И так оно и узаконилось - иудеи сдавали энную сумму и получали свой знак что они добропорядочные граждане.
А вот христиане как-то не додумались до денег (или может считали что даже деньгами они оскверняют Христа и святотатствуют). Там даже раскол среди христиан был на три категории: на те, кто принял мученическую смерть лишь бы не поклонятся гению императора (да, так прямо приходили и гордо заявляли - не могу, у меня другая вера. Их тут же арестовывали и казнили), на тех, кто не поклонялся гению императора, но при этом не шел сдаваться властям, а скрывался от закона, и на тех, кто таки поклонялся гению. Первые потом попали в великомученники, а вторые и третьи долго враждовали и подставляли друг дружку перед императорской властью: сначала третьи вторых, когда было язычество, а потом вторые третьих когда стало христианство как государственная религия.
А посему, христиане считались неблагонадежными гражданами, от которых можно было чего угодно ожидать.
Но это я забежал вперед, за рамки повествования.

Культура Др. Рима тоже имела прикладной характер. Др. Рим не родил сколько-нибудь заметного писателя или поэта. И вообще, театр не пользовался популярностью. Это не так зрелищно, мало экшена и вообще, тут головой иногда нужно думать.
А вот посмотреть на драку (или спортивные соревнования) весело и интересно (особенно римским беднякам и на халяву, коих к первому веку до н.э. скопилось около 300 тыс.). Тут можно и пари заключить или самому поучаствовать. Да-с, много гладиаторов было не рабами, а вольными гражданами, которые любили выступать и зарабатывать достаточно внушительные деньги. А после выхода на пенсию, часто становились меценатами и оставляли значительные суммы для обустройства праздником для бедноты и их детей.
Также, если гладиатор был рабом, то он мог подкопить денег и выкупить себя. При этом, становясь свободным, он мог продолжать быть гладиатором или устроителем гладиаторских боев.
Как и в современности, тогда имена лучших спортсменов были на слуху, а благородные матроны не брезговали гладиаторами как любовниками.
Хоть литературы как таковой особо не было, зато существовала целая толпа историков (частью правда чужеземцев, но оримляниных) и декламаторов.
Речи политиков издавались и переписывались, ставились в пример, изучались. Молодые политики изучали тексты выступлений древних политиков (речи того же Марка Туллия Цицерона) и красиво выступить перед толпой считалось круто :)

вот такой прикладной подход был.

продолжение следует...
Tags: Древний Рим, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments