?

Log in

No account? Create an account
Анархия

_mamuda_


Размышления и воспоминания

Дневник пессимистичного оптимиста с АК


Previous Entry Share Next Entry
Республиканский Древний Рим ч.5
Анархия
_mamuda_
(ч.1 http://users.livejournal.com/_mamuda_/705492.html
ч.2 http://users.livejournal.com/_mamuda_/705694.html
ч.3 http://users.livejournal.com/_mamuda_/705949.html
ч.4 http://users.livejournal.com/_mamuda_/717558.html )

Прагматичный Рим.

Мы помним что Рим был основан шайкой молодых и задиристых людей, лишенных каких-то значительных духовных стремлений. Рим и далее продолжал быть прагматичен.
Это отразилось как в религиозной так и в духовной сфере жизни древнеримского общества.

Т.к. Рим рос на стыке нескольких культур: этрусской, греческой и латинской (не считая кельтов). И соответственно впитывал в себя самое удобное и практичное от соседей (с точки зрения Рима).
Не создав сколько-нибудь стройной мифологии (как греческая), он служил аккумулятором мифологии соседей.
К примеру, Юпитер - полная ассоциация что это переименованный Зевс. А на самом деле этих Юпитеров была целая толпа. И каждый Юпитер занимался своим делом - кто границы охранял, кто был богом победы, кто покровительствовал земледелию и еще куча разных Юпитеров. Всех этих Юпитеров пособирали с италийских городов. И каждому Юпитеру был отдельный храм, отдельные священники, отдельные жертвы...
Вообще, римляне особо не заморачивались даже на счет имен богов которым поклонялись.
Сохранились древние жертвенники на которых было выбито прим. следующее: ему или ей. Т.е. даже пол божества был не интересен. Во главе была поставлена прагматика: существовала специальная "формула": я тебе поклоняюсь, приношу в жертвы, но ты должен исполнять мои просьбы. Если ты не будешь исполнять мои просьбы, то я найду другого бога.
А так как даже если закалывали на алтаре животное, то все равно мясо тут же съедалось, а в жертву приносились кишки. И тут простота - чего мясо сжигать, когда можно съесть. А вот кишки никто не есть - вот как раз богу и пригодится :)
Далее, когда римляне покоряли соседей, то чтобы местные боги врагов не гневились за убийство и грабежи под... гм... поклоняющихся, они приносили местным божествам жертвы и предлагали переехать в Рим где обещали обильные жертвоприношения, храмы, жрецов и пр. (а мало ли - а вдруг прогневятся). Ну какой же бог откажется?;)
И богов от этого плодилось как грибы после дождя.
Даже у простого римлянина в обычной семье было с два десятка наименований богов чтобы им поклонятся: бог порога, бог первого крика ребенка, бог домашнего очага, бог окон, бог двери...
Забегая вперед можно сказать - на каких основаниях были гонения на христиан (при всем многобожии и всеобщем веровании во все и вся и полной разрешенности того или иного культа).
Дело было так
В Др. Риме была теория (да, там иногда пытались на это дело пофилософствовать), что
у каждого человека есть два божества - гения, злой и добрый. Злой человека толкал на плохие поступки, а добрый на хорошие. А у императора был свой, особый императорский гений. А чтобы у императора было все хорошо на радость простым гражданам, ежегодно исправлялся культ гения императора. Этот культ в том числе был введен как формальность - признак лояльности государству и императору в частности. Каждый гражданин обязан был раз в год поучаствовать в этом мероприятии, о чем получал специальный значок или записочку - этот гражданин лоялен. для простых римлян это было не сложно - почему бы лишний раз еще и статуе (или алтарю) поклонится. Ведь ничего страшного в этом нет.
И только две категории граждан не поклонялись: иудеи и христиане.
И те и другие были очень верующими и не могли поклонится какому-то божеству (пусть и гению императора) и тем самым отречься от своего бога.
Но на иудеев гонений не было, а на христиан были. В чем же секрет?
А секрет в том, что иудеи не поленились прийти к высоким чинам, которые отвечают за контроль исполнения культа и предложить взять деньгами. И так оно и узаконилось - иудеи сдавали энную сумму и получали свой знак что они добропорядочные граждане.
А вот христиане как-то не додумались до денег (или может считали что даже деньгами они оскверняют Христа и святотатствуют). Там даже раскол среди христиан был на три категории: на те, кто принял мученическую смерть лишь бы не поклонятся гению императора (да, так прямо приходили и гордо заявляли - не могу, у меня другая вера. Их тут же арестовывали и казнили), на тех, кто не поклонялся гению императора, но при этом не шел сдаваться властям, а скрывался от закона, и на тех, кто таки поклонялся гению. Первые потом попали в великомученники, а вторые и третьи долго враждовали и подставляли друг дружку перед императорской властью: сначала третьи вторых, когда было язычество, а потом вторые третьих когда стало христианство как государственная религия.
А посему, христиане считались неблагонадежными гражданами, от которых можно было чего угодно ожидать.
Но это я забежал вперед, за рамки повествования.

Культура Др. Рима тоже имела прикладной характер. Др. Рим не родил сколько-нибудь заметного писателя или поэта. И вообще, театр не пользовался популярностью. Это не так зрелищно, мало экшена и вообще, тут головой иногда нужно думать.
А вот посмотреть на драку (или спортивные соревнования) весело и интересно (особенно римским беднякам и на халяву, коих к первому веку до н.э. скопилось около 300 тыс.). Тут можно и пари заключить или самому поучаствовать. Да-с, много гладиаторов было не рабами, а вольными гражданами, которые любили выступать и зарабатывать достаточно внушительные деньги. А после выхода на пенсию, часто становились меценатами и оставляли значительные суммы для обустройства праздником для бедноты и их детей.
Также, если гладиатор был рабом, то он мог подкопить денег и выкупить себя. При этом, становясь свободным, он мог продолжать быть гладиатором или устроителем гладиаторских боев.
Как и в современности, тогда имена лучших спортсменов были на слуху, а благородные матроны не брезговали гладиаторами как любовниками.
Хоть литературы как таковой особо не было, зато существовала целая толпа историков (частью правда чужеземцев, но оримляниных) и декламаторов.
Речи политиков издавались и переписывались, ставились в пример, изучались. Молодые политики изучали тексты выступлений древних политиков (речи того же Марка Туллия Цицерона) и красиво выступить перед толпой считалось круто :)

вот такой прикладной подход был.

продолжение следует...


  • 1
>Также, если гладиатор был рабом, то он мог подкопить денег и выкупить себя
Т.е. у раба могли быть свои сбережения?

вопрос очень правильный!

надо отдельный пост про это написать, но в краце:

в зависимости от положения раба допускалось личное имущество.
рабы подразделялись на 2 основных класса:
городские рабы и сельские рабы
в свою очередь городские рабы делились на частных и государственных.
городские рабы были ремесленниками, слугами и интеллигенцией (писари, артисты, учителя и пр.). Имели свободу перемещения в пределах города, во времена великих ЖОПП государство могло выкупать рабов у частных лиц и вооружать их (обещая при этом вольную после победы).
Мало того, изначально рабы были членами семьи и носили фамилию владельца, могли сосчитаться браком и даже возводить друг дружке могилки (на собственные сбережения или сам благодарный хозяин их хоронил со скромными почестями (камень с эпитафией у дороги).

сельские рабы были в более ущемленном положении, они задействовались в с/х работах (виноградники, оливковые рощи и пр.), а также служили пастухами (например в Апулии).
Но и у них могло быть небольшое имущество (пара коз, небольшой участочек земли). В прочем, у сельских рабов это выдавалось хозяином в пользование за хорошую работу и могло быть отнято.

А вот рабы на рудниках таки да, силикоз, бараки и прочая. Но туда ссылали самых отъявленных.

  • 1