История сокровищницы Сальвадора Дали начинается в 1941 году. Дали рисовал эскизы украшений на бумаге, тщательно прорабатывая все детали, а затем лично отбирал материалы и камни и следил за тем, как самые талантливые ювелиры воплощали в золоте его идеи.
"Моя задача – показать истинные перспективы ювелирного искусства – когда дизайн и мастерство оцениваются выше материальной ценности драгоценных камней, как это было в эпоху Возрождения", - так объяснял свою работу художник. Но при этом материалы для украшений выбирались весьма дорогие: золото, платина, драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, аквамарины, топазы, жемчуг, кораллы. Исследователи пишут, что Дали опирался на творчество Бенвенуто Челлини и других ювелиров Возрождения. Символизм и сентиментальность: образы сердца, губ, распускающихся цветов, - а также уже известные публике образы из его картин.
Вот, например, один из наиболее известных шедевров: созданная в 1949 году специально для Мерилин Монро брошь "Рубиновые губы":

Посмотреть на Яндекс.Фотках
(В каких только видах эти губки ни встречаются испанских в сувенирных магазинчиках! Но, по правде говоря, я сама не отказалась бы заколоть шарф такой брошью).
К 1970 году Сальвадор Дали придумал 39 эскизов и в сотрудничестве с лучшими ювелирами создал 37 драгоценных украшений. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью мультимиллионера из Саудовской Аравии, который затем распродал коллекцию по частям — троим японцам. (И зачем покупал, спрашивается?) Один из этих покупателей, вероятно, достойный человек, впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию. Ну, а в 1999 году Фонд "Гала — Сальвадор Дали" выкупил ювелирную коллекцию за 900 млн песет (5,5 млн евро).
На сегодняшний день 39 украшений (2 изделия были дополнительно изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), хранятся в театре-музее в Фигерасе. Для драгоценностей было отведено здание старинного постоялого двора "Фонда Кондаль", также служившего антикварным магазином. Это соседнее с Театром здание, два этажа с небольшими затемнёнными залами, уставленными витринами с умопомрачительными драгоценностями. Смотрим фоточки!

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
"Око времени" (1949) - а помните, до этого внимание (назовём это так, брррр) к глазу мы уже видели в "Андалузском псе", снятом в 1929?

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Кукуруза!!!!!11

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вот это паукообразное и с руками для меня очень страшно.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Огромный прозрачный камень (что это, кстати? горный хрусталь?) выполняет роль линзы, за которой видна небольшая картина.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Кольцо-улитка.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Кольцо-корсет.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
А тут и слоны, и текучие часики - полный наборчик. Называется "Космический слон", 1961 год.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Этот готичный шедевр - совершенно необыкновенный: ангельские крылья медленно и бесшумно движутся. Страшновато и прекрасно.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
А я в нём упорно вижу сходство с эмблемой ордена "Блад Энджелов" из вселенной "Warhammer 40000":
И эта виноградная гроздь внушает ужас, но притягивает взгляды своим жутковатым совершенством.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
А это очень странный экспонат. Дверца (кажется, топазовая) двигается и представляет собой линзу. Когда она открыта, мы видим небольшую картину с лицом человека . Когда закрыта - только коралловое нечто.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Подвижных "поделок" у Дали немало. Например, вот здесь (это "Древо жизни", если не ошибаюсь?) - бабочки помахивают крыльями.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
О своих творениях Сальвадор Дали говорил так: "Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником. Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью". Жизнью. Так и есть. Почти все они живые - даже те, что не двигаются.
Механизмы для драгоценных устройств Дали разрабатывал самостоятельно. Иногда говорят: "талантливый человек талантлив во всём". Но это же глупо, не каждый плотник танцует балет, а пилот и при этом прекрасный айтишник вовсе не всегда является талантливым музыкантом-мультиинструменталистом и обладает отличными вокальными данными, это удел избранных. Так вот, в случае с Дали эта фраза работает, этому человеку действительно удавалось всё, к чему он прикасался. Даже не представляю, что у этих механизмов внутри, и как это работает - без батареек, на чистой механике.
И, наконец, то, что в сокровищнице поразило меня больше всего.
Самое великолепное украшение в коллекции - "Королевское сердце" - было создано "по заказу" Гала.
"Что ты хочешь, сердце мое? Чего ты желаешь, сердце мое?" Так всякий раз говорила мне мать, склоняясь ко мне с материнской заботой. Желая отблагодарить Галу за взрывчатое гранатовое яблоко, я повторил:
- Что ты хочешь, сердце мое? Чего ты желаешь, сердце мое?
И она ответила новым подарком для меня:
- Бьющееся сердце из рубина!
Это сердце стало прославленным драгоценным украшением из коллекции Читхэма, которое выставлялось по всему миру." - "Дневник одного гения".
Сердце было выполнено из золота, инкрустировано 46 рубинами, 42 бриллиантами и 4 изумрудами. Оно сделано таким образом, что подвижный механический центр "бьется", как настоящее сердце. Дали писал о нём: "Пульсирующие рубины олицетворяют королеву, чье сердце всегда бьется ради ее народа. Сердце из чистого золота символизирует народ, который охраняет и защищает свою государыню".

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Оно прекрасно. Оно завораживает.
Я не помню, сколько простояла у витрины с сердцем, время будто остановилось, и вокруг не осталось ничего, кроме чарующих пульсирующих движений.
Я отчаянно желаю, чтобы вы все когда-нибудь его увидели.