_mak_ (_mak_) wrote,
_mak_
_mak_

Categories:

Без чего нам не прожить

Не секрет, что для того, чтобы преуспеть в компании нужны совсем другие достоинства и недостатки, чем для той же цели консультанту. Может быть где-то там в заоблачный вершинах С-оффиса и стратегических консультантов необходимые и достаточные качества сходятся, но здесь на земле они зачастую полярно противоположны.

Консультанту ни в коем случае нельзя:

- Иметь плохой характер и вообще с кем бы то ни было ссориться. Консультанты находят следующую работу потому что их туда приводят бывшие начальники, коллеги и клиенты. Всякий инсидент или ссора может закончиться целой группой людей, которые никогда не позовут, не порекомендуют, не приведут с собой. А несколько инсидентов, и вот ты уже сидишь "на берегу" и не шлешь счета клиенту значительную часть своего времени, а это смерть. Если работаешь на себя, то не проживешь, а если работаешь на компанию, то выставят при первом удобном случае.

- Долго раскачиваться с оценкой ситуации, с завязыванием отношений, с приспособлением к новому заданию. О том, хорош ли консультант, судят в первую неделю. Если за неделю он никого не впечатлил, то держать его не будут. Только придя как часть большой команды, со своими консультантскими начальниками, он может скрываться некоторое время в тени и не подвергаться ежедневной оценке, но и тогда время это ограничено. Первая встреча клиента, на которой он "не проявит себя" может окончиться плачевно.

- Не поддерживать активно техническую базу своего ремесла. Консультант всегда должен разбираться лучше клиента во всех новомодных течениях, технологиях и аббревиатурах, и пересыпать свою речь цитатами и рассуждениями, чтобы клиент чувствовал себя беспомощным и был рад отдаться в руки такого многознающего и опытного профессионала. Умение пудрить мозги, выглядеть умнее, чем есть, и никогда не попадать впросак для консультанта - жизненно необходимое умение, прямо пропорционально соответствующее цене, которую он может запросить за час. Тот же самый профессионал, прекрасный технически, но не умеющий расправить хвост, может быть иногда оценен редким компетентным клиентом, но количество таких клиентов недостаточно, чтобы когда-либо выразиться в цене.

- Застаиваться долго на одном проекте или в одной группе. В этом случае он лишается преимуществ консультанта (широты кругозора, разнообразия проектов, связей), не приобретая при этом преимуществ работника (карьерного роста, стабильности ситуации, политической поддержки).

- Нервно реагировать на долгие часы, частые перелеты, плохие гостиницы, бытовые неудобства и прочие радости кочевой жизни. Хороший консультант должен уметь с пользой (или хотя бы со вкусом) проводить время в аэропортах и на тармаках, ориентироваться в ночной жизни всех больших городов, и уметь бриться (или красить глаза) за рулем.

В то же время внутреннему работнику нельзя совершенно других вещей:

- Не иметь программы действий. В организации человек продвигается за счет своих идей и их воздействия. Всегда выполняя чужие указания можно прослыть хорошим исполнителем, но нельзя вырасти выше определенного потолка. Умение создать программу действий, достаточно выполнимую, и в то же время достаточно амбициозную, воодушевить ею людей, и протолкнуть политически - это свойство необходимое для роста, без которого лучше быть консультантом и расти за счет множества все более и более усложняющихся проектов.

- Не иметь терпения. В отличие от консультантов, которых приглашают на проект, когда все звезды уже сошлись в линеечку, начальство идею одобрило, и деньги на стол положило, работникам приходится пробивать свои идеи годами, собирать политические коалиции, выжидать подходящего момента, привязывать свои проекты к большим стратегиям большого начальства, и заниматься прочей фигней, пока наконец Луна и Солнце не сойдутся в эклипсе, и угли не займутся неровным, но уже вполне видимым пламенем.

- Не уметь "держать в голове партию", то есть различные варианты ходов, которые в результате приведут организацию туда, куда работник хочет ее привести. Поскольку каждая индивидуальная идея требует долгой подготовки политической почвы, а может, вообще говоря, никогда и не выгореть, то необходимо постоянно разрабатывать многочисленные возможные варианты и, таким образом, заниматься сотней проектов сразу.

- Не уметь принимать решения и жить с их последствиями. Консультанту никогда не нужно принимать решений, все что он должен сделать это внятно изложить варианты, с их достоинствами, недостатками, затратами и прочими особенностями, и заставить клиента ткнуть пальцем в нужную графу. Клиент же будет жить с принятым решением, и еще лет через десять коллеги могут припомнить, чья это была идиотская идея. Это звучит как тривиальное умение, но многие, приходя из консультантов, долго еще нуждаются хоть в чьем-нибудь одобрении, для принятия любого решения.

- Нервно реагировать на низкую зарплату (и на значительно большую зарплату знакомых консультантов), годы без видимого продвижения куда бы то ни было, и потерю цены на рынке, когда переход на другую работу зачастую связан с номинальным понижением по служебной лестнице (даже при большей зарплате).

В общем, как говорила Герцогиня, каждому овощу свой сезон. Или, что еще важнее, каждому овощу понимания какой же он овощ.
Tags: работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 43 comments