?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Без чего нам не прожить

Не секрет, что для того, чтобы преуспеть в компании нужны совсем другие достоинства и недостатки, чем для той же цели консультанту. Может быть где-то там в заоблачный вершинах С-оффиса и стратегических консультантов необходимые и достаточные качества сходятся, но здесь на земле они зачастую полярно противоположны.

Консультанту ни в коем случае нельзя:

- Иметь плохой характер и вообще с кем бы то ни было ссориться. Консультанты находят следующую работу потому что их туда приводят бывшие начальники, коллеги и клиенты. Всякий инсидент или ссора может закончиться целой группой людей, которые никогда не позовут, не порекомендуют, не приведут с собой. А несколько инсидентов, и вот ты уже сидишь "на берегу" и не шлешь счета клиенту значительную часть своего времени, а это смерть. Если работаешь на себя, то не проживешь, а если работаешь на компанию, то выставят при первом удобном случае.

- Долго раскачиваться с оценкой ситуации, с завязыванием отношений, с приспособлением к новому заданию. О том, хорош ли консультант, судят в первую неделю. Если за неделю он никого не впечатлил, то держать его не будут. Только придя как часть большой команды, со своими консультантскими начальниками, он может скрываться некоторое время в тени и не подвергаться ежедневной оценке, но и тогда время это ограничено. Первая встреча клиента, на которой он "не проявит себя" может окончиться плачевно.

- Не поддерживать активно техническую базу своего ремесла. Консультант всегда должен разбираться лучше клиента во всех новомодных течениях, технологиях и аббревиатурах, и пересыпать свою речь цитатами и рассуждениями, чтобы клиент чувствовал себя беспомощным и был рад отдаться в руки такого многознающего и опытного профессионала. Умение пудрить мозги, выглядеть умнее, чем есть, и никогда не попадать впросак для консультанта - жизненно необходимое умение, прямо пропорционально соответствующее цене, которую он может запросить за час. Тот же самый профессионал, прекрасный технически, но не умеющий расправить хвост, может быть иногда оценен редким компетентным клиентом, но количество таких клиентов недостаточно, чтобы когда-либо выразиться в цене.

- Застаиваться долго на одном проекте или в одной группе. В этом случае он лишается преимуществ консультанта (широты кругозора, разнообразия проектов, связей), не приобретая при этом преимуществ работника (карьерного роста, стабильности ситуации, политической поддержки).

- Нервно реагировать на долгие часы, частые перелеты, плохие гостиницы, бытовые неудобства и прочие радости кочевой жизни. Хороший консультант должен уметь с пользой (или хотя бы со вкусом) проводить время в аэропортах и на тармаках, ориентироваться в ночной жизни всех больших городов, и уметь бриться (или красить глаза) за рулем.

В то же время внутреннему работнику нельзя совершенно других вещей:

- Не иметь программы действий. В организации человек продвигается за счет своих идей и их воздействия. Всегда выполняя чужие указания можно прослыть хорошим исполнителем, но нельзя вырасти выше определенного потолка. Умение создать программу действий, достаточно выполнимую, и в то же время достаточно амбициозную, воодушевить ею людей, и протолкнуть политически - это свойство необходимое для роста, без которого лучше быть консультантом и расти за счет множества все более и более усложняющихся проектов.

- Не иметь терпения. В отличие от консультантов, которых приглашают на проект, когда все звезды уже сошлись в линеечку, начальство идею одобрило, и деньги на стол положило, работникам приходится пробивать свои идеи годами, собирать политические коалиции, выжидать подходящего момента, привязывать свои проекты к большим стратегиям большого начальства, и заниматься прочей фигней, пока наконец Луна и Солнце не сойдутся в эклипсе, и угли не займутся неровным, но уже вполне видимым пламенем.

- Не уметь "держать в голове партию", то есть различные варианты ходов, которые в результате приведут организацию туда, куда работник хочет ее привести. Поскольку каждая индивидуальная идея требует долгой подготовки политической почвы, а может, вообще говоря, никогда и не выгореть, то необходимо постоянно разрабатывать многочисленные возможные варианты и, таким образом, заниматься сотней проектов сразу.

- Не уметь принимать решения и жить с их последствиями. Консультанту никогда не нужно принимать решений, все что он должен сделать это внятно изложить варианты, с их достоинствами, недостатками, затратами и прочими особенностями, и заставить клиента ткнуть пальцем в нужную графу. Клиент же будет жить с принятым решением, и еще лет через десять коллеги могут припомнить, чья это была идиотская идея. Это звучит как тривиальное умение, но многие, приходя из консультантов, долго еще нуждаются хоть в чьем-нибудь одобрении, для принятия любого решения.

- Нервно реагировать на низкую зарплату (и на значительно большую зарплату знакомых консультантов), годы без видимого продвижения куда бы то ни было, и потерю цены на рынке, когда переход на другую работу зачастую связан с номинальным понижением по служебной лестнице (даже при большей зарплате).

В общем, как говорила Герцогиня, каждому овощу свой сезон. Или, что еще важнее, каждому овощу понимания какой же он овощ.

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
starshoi
Feb. 27th, 2008 04:21 am (UTC)
Ну, и чтобы завершить эту композицию (с коей я очень согласен), надо по-пелевински отметить, что у каждого консультанта внутри живет постоянный работник, а у каждого постоянного работника - внутренний прокурорконсультант. Вот с ними и надо непрестанно бороться, а не слушать, какая у Васи большая зарплата. У Васи просто папа силен в математике.
_mak_
Feb. 27th, 2008 04:27 am (UTC)
Хорошая матрешка получилась - этакий постоянный работник, с внутренним консультантом, с внутренним постоянным работником, с внутренним консультантом, с... И все лопочут друг другу наперебой кто про зарплату, кто про проекты :)

ЗЫ. Давайте подружимся? :)
starshoi
Feb. 27th, 2008 04:33 am (UTC)
"Knock-knock"
"Who's there?"
"Recursion"
"Recursion who?"
"Knock-knock"

Так же стек может переполниться. Где-то внутри должен сидеть маленький внутренний начальник, который будет увольнять или консультанта или работника по достижению максимального уровня вложенности. Что находится внутри у начальника пусть думают бояре не нам чета. Которые учили теорему Геделя о похудании.
_mak_
Feb. 27th, 2008 04:40 am (UTC)
Внутри у начальника происходит борьба про чёйс.
starshoi
Feb. 27th, 2008 04:45 am (UTC)
Хорошему начальнику все равно кого уволить. Если он начнет много думать, то его уволит его начальник. Надо в картинку добавить начальника-оробороса: увольняющего самого себя.
(no subject) - _mak_ - Feb. 27th, 2008 04:52 am (UTC) - Expand
Про беседы и шизофрению - _mak_ - Feb. 27th, 2008 05:56 am (UTC) - Expand
Re: Про беседы и шизофрению - _mak_ - Feb. 27th, 2008 06:08 am (UTC) - Expand
Re: Про беседы и шизофрению - _mak_ - Feb. 27th, 2008 01:57 pm (UTC) - Expand
vit_r
Feb. 27th, 2008 09:43 am (UTC)
Да-с. :-/ Прикольно. С врачами разобрались, теперь развивается теория айподов для консультантов.

Полно случаев, когда консультанты с технических позиций переходили к клиентам в менеджмент, обойдя надёжно окопавшихся и годами плетущих интриги местных работников.

Полно случаев, когда зацикленные на первом пункте дико пролетали по деньгам.

Второй, третий и четвёртый совет частично справедливы, частично вредны.

Количество командировок зависит от рода занятий, а не от статуса. И ещё не видел хороших консультантов, которые бы выбирали плохие гостиницы. Для длительных проектов люди обычно снимают полноценную квартиру.

Для наёмного работника я б все пункты сократил, заменив одним "не дружить с начальником, идущим на повышение". Хоть тут я не буду упорствовать. Не моя область.
_mak_
Feb. 27th, 2008 12:18 pm (UTC)
На всеобщую истину не претедую, выражаю свою глубоко частную точку зрения :)
vit_r
Feb. 27th, 2008 01:15 pm (UTC)
Не совсем частную. Как бы ты не списывала на шовинизм отражение культуры фирмы, а мысли как раз очень характерные.

Кстати, для консультанта главного "не" тоже нет. Но тут уж я подсказывать не буду. ;-)
_mak_
Feb. 27th, 2008 01:55 pm (UTC)
Как бы ты не списывала на шовинизм отражение культуры фирмы

Что, куда я списывала? Не поняла этой фразы.

для консультанта главного "не" тоже нет

Главного "не" нет ни для кого. Если человек в своем деле гений, то он со всеми "не" может прекрасно обходиться. Но в обычных случаях надо иметь еще маленькую горстку дополнительных достоинств. :)
(no subject) - vit_r - Feb. 27th, 2008 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _mak_ - Feb. 27th, 2008 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Feb. 27th, 2008 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Feb. 27th, 2008 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - starshoi - Feb. 27th, 2008 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Feb. 27th, 2008 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - starshoi - Feb. 27th, 2008 05:06 pm (UTC) - Expand
segodnya
Feb. 28th, 2008 03:49 am (UTC)
Очень хорошо излагаете :-)
_mak_
Feb. 28th, 2008 03:49 am (UTC)
Спасибо :)
izard
Mar. 2nd, 2008 11:23 pm (UTC)
Громадное спасибо!
Этот Ваш пост очень помог мне разобраться в себе. (Недавно ушел из консультантов во внутренние работники)
особенно: "многие, приходя из консультантов, долго еще нуждаются хоть в чьем-нибудь одобрении, для принятия любого решения."
_mak_
Mar. 3rd, 2008 12:42 am (UTC)
Re: Громадное спасибо!
Всегда пожалуйста :) Я вообще часто сомневаюсь нужна ли вся эта моя писанина хоть кому-нибудь. Так что мне очень приятно :)
izard
Mar. 3rd, 2008 12:56 am (UTC)
Re: Громадное спасибо!
у меня еще пара ваших постов, помимо этого, в мемориз - недавно наткнулся на ваш журнал. Так что нужна, нужна писанина.
_mak_
Mar. 3rd, 2008 03:14 am (UTC)
Приятно подружиться :)
( 43 comments — Leave a comment )