?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Déjà Vu

С трехлетнего возраста я знала, что буду программистом. Мой папа был программистом, мои тети, дяди, двоюродные сестры и братья, их жены и мужья – все были или необратимо становились программистами. Только моя мама, кандидат химических наук, была исключением. Мама, мудрая женщина, как только чувствовала давление, всегда тут же делала наоборот, но остальная семья считала, что ей просто не хватило ума поступить на мат-мех, что было вопиющей неправдой – мы-то с вами знаем, насколько нехитрое это дело.

Итак, судьба моя была поступить на мат-мех. Лет примерно до 15 эта предначертанность совершенно меня не тревожила, но в 15, во время очередной гормональной бури, я решила, что хочу на псих-фак. Родители, дедушки и бабушки тут же жестоко подавили мое профессионально-освободительное восстание, объявив, что программирование – это дело будущего, а психология – фигня, что нормальной науке на псих-факе все равно не учат, а учат только марксизму-ленинизму (дело было в 85 году), и вообще, какая у девочки может быть карьера в психологии? К тому же класс был 10й, многолетнее пренебрежение гуманитарными предметами уже давало себя знать и выучить историю к вступительным экзаменам мне уже не светило. В день подачи документов на мат-мех я поклялась себе получить впоследствии второе образование.

А вчера моя 12летняя дочь принесла домой на подпись свой выбор иностранного языка. Из предлагаемых школой французского и испанского она выбрала французский, потому что он «красиво звучит». Вся семья немедленно встала в боевую позицию. Превосходя войска противника пять к одному, мы объясняли ребенку, что испанский – это второй в мире язык по популярности (после мандарина), что к тому времени, когда она вырастет, по-английски уже говорить вообще перестанут, что возможностей изучать испанский намного больше, благо каждый второй на нем разговаривает и дома 5 каналов испаноязычного телевидения, и что папе срочно нужно, чтобы кто-нибудь переводил ему комментарии с футбольных матчей. После долгой осады ребенок сдал позиции на условиях, что через два года, если она захочет, ей наймут частного учителя французского.

В ходе послевоенной реконструкции (сбора посуды в дишвошку) я мучительно вспоминала, где же я уже это видела.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
oxfv
Mar. 26th, 2003 09:34 am (UTC)
А я вот считаю, что французский практичнее (не говоря уже, что красивее). Зная французский, можно выучить испанский мимоходом, не напрягаясь. А выучить французский не помогает ничего.
_mak_
Mar. 26th, 2003 11:54 am (UTC)
Re:
Насчет практичности, где и с кем можно разговаривать по-французски? Ее французский будет так же хорош, как мой английский до переезда в Штаты - мычание без словаря...
oxfv
Mar. 26th, 2003 12:09 pm (UTC)
Практичность французского не в этом, хотя и практическое применение ему найти несложно, надо только захотеть. Просто на мой взгляд французский облагораживает. И вообще, девушка, знающая по-французски, уже неотразима!
_mak_
Mar. 26th, 2003 12:26 pm (UTC)
Никогда не знаешь, что мужчина находит неотразимым. Я тебе могу таких историй порассказать из коллективного опыта моих подруг :) Но если ты лично приедешь ухаживать за нашей девочкой лет через 6, то мы обязуемся к тому времени выучить французский ;)
oxfv
Mar. 26th, 2003 12:32 pm (UTC)
Боже мой, неужели ты ее так не любишь?
_mak_
Mar. 26th, 2003 12:42 pm (UTC)
Ну ладно, ладно, не кокетничай...
К тому же мы тебе ребенка замуж не предлагаем, мы надеемся, что в этом вопросе мы сможем взять себя в руки и дать ей выбрать самой :)
mratner
Mar. 26th, 2003 12:47 pm (UTC)
As someone working for a french bank - I concur.
oxfv
Mar. 26th, 2003 12:56 pm (UTC)
Still working, huh?
_mak_
Mar. 26th, 2003 12:57 pm (UTC)
Нечего там в своем банке на девушек засматриваться пока Машка бедная троих детей тем временем пасет :)
mratner
Mar. 27th, 2003 10:29 am (UTC)
Кто сказал что я засматриваюсь.. я заслушиваюсь!

А "бедная" Машка нынче full-time Compliance Officer responsible for money-laundering investigations at Valley National Bank.
_mak_
Mar. 27th, 2003 10:38 am (UTC)
Ну все, бедные отмыватели денег! :)

Помнишь стишок про народную дружину:
Хулиган забейся в щель -
Бабы вышли на панель!
yulkar
Apr. 4th, 2003 10:05 am (UTC)
Это мистика
Как же так странно случилось, что мы с Вами целых 34 года не знакомы? Я росла в семье двух программистов, среди их друзей - программистов, и все-таки не могла понять, как же это может быть интересно всю жизнь. Я закончила 57 школу - из которой, разумеется, прямая дорога была в программисты, но неожиданно для всех, и друзей и родителей - пошла поступать в пединститут на логопедию. Было это, Вы будете смеяться, в 1985 году!!! Зато вот дочь моя в прошлом году, в возрасте (ну это просто смешно уточнять)- 12 лет, как раз наоборот, мечтала учить испанский, но за отсутствием оного в школе, вынуждена учить французский и мечтает, чтобы мы ей оплатили курс испанского.
_mak_
Apr. 7th, 2003 07:55 am (UTC)
Re: Это мистика
Вот ведь - родственная душа. :) Только Вы не побоялись противопоставить себя семье, а мне-таки пришлось впоследствии получить второе образование. Но я не жалею ни о первом, ни о втором. И психология у меня все еще в запасе, если приспичит поучиться еще :)

А Вы что теперь делаете? Был ли Ваш выбор на всю жизнь?
yulkar
Apr. 10th, 2003 02:20 pm (UTC)
Re: Это мистика
Вы будете смеяться, я логопед на иврите. Правда, здесь это понятие несколько шире.
А какое - второе образование?
_mak_
Apr. 10th, 2003 02:26 pm (UTC)
Re: Это мистика
MBA. Если хочется первоклассное образование, то в России надо учить математику, физику и программирование. А в Штатах - медицину, юриспруденцию и бизнес. За психологией, наверно, в Германию ехать придется. :)
yulkar
Apr. 10th, 2003 11:56 pm (UTC)
Если хочется первоклассное образование
Учить психологию - большая морока. Нужно иметь третью степень, да еще кучу лет оттрубить бесплатно...У меня есть одна подружка (тоже из матшколы, с мужем- программистом) коорая сейчас в середине этого долгого пути - смотреть на нее жалко. Но ведь человеку гораздо легче вкалывается, когда он знает, что это его собственный выбор. В Союзе как-то было очень принято поступать в институт не по интересам, а по традиции. Вот например, сестра моего мужа поступила (и даже может закончила) в МИСИ (строительный), как и вся ее семья. Только приехав одна (без родителей) в Израиль, она смогла найти в себе силы, отучиться и стать художником-дизайнером. Да мало ли таких! В Москве есть центр медицинской педагогики, который занимается в основном аутизмом. В нем собралось куча симпатичного народа, большинство из которых закончили матшколу, потом какую-нибудь керосинку, а потом поняли, наконец, чего они хотели от жизни. Но, даже при том что мои дети учатся (одна училась) в открытой, или свободной, школе, как же трудно на них не давить и не запихивать в узкое русло традиций!
_mak_
Apr. 11th, 2003 06:57 pm (UTC)
Re: Если хочется первоклассное образование
Очень трудно не давить, это я с Вами согласна. А с другой стороны на собственном же опыте убеждаемся, что ни в 16, ни в 18, ни даже в 25 человек совершенно не может понимать чего же ему на самом деле надо. Поэтому моя теория - попробовать всего разного и побольше, и держать все возможности открытыми лет до 30, а там уже решать. Но понимания она не находит - ребенку кажется, что столько не живут...

Расскажите про детей. Большие, маленькие, чем увлекаются? Одной дочке, я так поняла, 13?
yulkar
Apr. 12th, 2003 01:59 am (UTC)
Re: Расскажите про детей
Про младшего (ему 5 лет) есть немного в моем журнале. Бандит. Жан Пиаже говорил, что каждый раз когда вы обучаете ребенка чему-либо, вы лишаете его возможности узнать это самостоятельно. Наш ребенок не позволяет лишить себя такой возможности. Сейчас он в саду при открытой (свободной) школе, а первого сентября пойдет туда в первый класс. Открытая школа - это отдельная тема для обсуждения. Коротко это сводится к тому, что все учат что хотят с той скоростью, с которой хотят. Они исходят из того, что человек не с 16, 18, 25 и т.д. лет знает - чего хочет, а с 5, а до 16, 18, 25 и т.д. лет из него это вышибают. Утверждение весьма спорное, но и мы и воспитатели убеждены, что для Рона это единственный способ усвоить программу. Из обычной школы его выпрут через неделю. У него феноминальная память, и если он вдруг решает, что что-то ему интересно - он запоминает это с первого раза. Например недавно ему показалось интересным привавлять и вычитать однозначные числа от двузначных с переходом через десяток.
Дочери же эта школа подходила по другой причине. Она любила учить все, по этому еще в саду она использовала все возможности, которая школа давала: она ходила на английский, шахматы, столярный кружок (и сваяла там мебель для своих барби), кружок рукоделья (и соткала там для них же ковер)....На сегодняшний день из всех увлечений остались только танцы. Окончив открытую школу (она до 6 класса), она поступила в школу с танцевальным уклоном - это занимает большую часть свободного времени и душевных сил. Остается, правда для самого главного увлечения-сумасшествия: Rebeide way - это такой аргентинский сериал. Теперь у нас все тетрадки исписаны надписями на испанском, с интернета скачиваются картинки и слова песен на испанском...Она пытается их мне построчно перводить, но я отбиваюсь.
Теперь Ваша очередь. По-моему, мой ответ был более чем полный.
_mak_
Apr. 12th, 2003 07:52 pm (UTC)
Моя очередь
У меня всего одна девочка (что мы еще надеемся исправить) и учится она в школе по месту жительства. Школа довольно неплохая, сравнимая с теми, в которые в свое время ходили мы, только явно гуманитарная. Мои родители и свекровь все время охают, что ребенка плохо учат, но мне так не кажется. В математике и физике она, конечно, сильно отстает от меня или мужа в 12 лет. Но зато она может за полчаса написать эссе про любую прочитанную книгу, и притом довольно вразумительно. Так что эти мифы о превосходстве русского образования перед американским меня представляются безосновательными. Просто, мне кажется, в разных странах (даже в разных школах) разные акценты. Что до меня, то я очень рада, что ребенок получает гуманитарное образование, потому что никаких способностей к точным наукам у нее нет.

Что касается открытых возможностей, то этот вопрос встал перед нами впервые год назад, когда она достигла уровня игры на рояле при котором уже надо было решать заниматься ли этим профессионально (и значит в ущерб чему-то другому) или оставить увлечением и заниматься как сейчас - по паре часов в день. Для меня было очень принципиально, что музыка - это дело хорошее, но в 11 лет ребенку рано выбирать себе карьеру на всю жизнь. У меня перед глазами пример шурина, который в 12 лет пошел в музыкальную школу при консерватории, ничего кроме музыки в жизни не учил, был в оркестре у Геннадия Рождественского, сбежал в Штаты, а теперь вот уже 10 лет не может себе найти достойную работу. Потому что в Нью-Йорке только два симфонических оркестра, то есть 4 контрабаса, и все (кто бы мог подумать) заняты. А ни на что другое образования не хватает.

Кроме музыки она любит карате, футбол, какую-то жуткую музыку этих тинейджеровских звезд, пишет стихи. Я, к сожалению, все это мало вижу, потому что ухожу на работу когда она еще спит, а прихожу, когда уже спит. Так что вижу ее только на выходных. И это жаль...
yulkar
Apr. 13th, 2003 01:20 pm (UTC)
Re: Моя очередь
У нас с открывшимися способностями было хуже: когда дочь стала завоевывать медали на всеизраильских соревнованиях, стало понятно, что это мешает не только жизни, но и здоровью. Танцы в какой-то степени смогли заменить ей гимнастику. В гуманитарных или технических областях у нас пока интересов и способностей не открылось.
_mak_
Apr. 13th, 2003 04:55 pm (UTC)
Re: Моя очередь
Все впереди :)
Как оно и должно быть в 13 лет.
yulkar
Apr. 16th, 2003 06:08 am (UTC)
Ошибка
Следует читать: стала завоевывать медали на всеизраильских соревнованиях по художественной гимнастике
( 22 comments — Leave a comment )