?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ответ на мое предложение заказать тему для поста, alll cпросил “должна быть какая-то культура и традиции в смысле построения выступлений, особенно когда предполагается кого-то убеждать? Этому как-то учатся целенаправленно? Или само нарастает по мере накопления опыта?”. Не знаю достаточно ли у меня мыслей на эту тему, но все что есть могу изложить.

Да, этому учатся более или менее целенаправленно и постепенно.

Сначала изучают два базовых навыка - (1) уверенно говорить и держаться на публике, и (2) умение облекать свои мысли в форму, которая эмоционально и интеллектуально подводит слушателя к каким-нибудь нужным выступающему выводам.

Для (1) первые шаги - это обычно некоторый курс, которые часто дают как факультатив в колледжах, а так же начинающим менеджерам. Курс этот обычно заключается в том, что выступления записываются на видео, а потом разбираются с тренером – как стоять, чтобы выглядеть устойчиво и не переминаться с ноги на ногу; как жестикулировать; насколько громко и отчетливо должен звучать голос в аудиториях разного размера; как избавляться от слов-паразитов. В результате человек становится в курсе своих собственных проблем и потом постепенно всю жизнь с ними борется.

Мне такой курс представилось взять в бизнес школе, и самое ценное умение которому научила меня тогда моя тренерша – это как не тушуясь открыто и радостно говорить «спасибо» в ответ на комплименты. Не то чтобы это была моя единственная проблема, но другие проблемы, которые я тогда осознала, я решала уже потом, медленно и постепенно, а вот как перестать вести себя на сцене как смущенная первоклашка – меня научили сразу и с одного захода (и это было очень ценно).

В дальнейшем это умение себя держать постепенно развивается в свой собственный стиль выступлений – некоторые любят выглядеть этакими бесстрастными экспертами и давят аудиторию цифрами и фактами, другим больше подходит более эмоциональный и вовлеченный стиль, в котором слушатели подключаются не только к убеждениям, но и к эмоциям и энергии выступающего.

Для (2) в самом начале тоже бывают тоже разные курсы, например в серии Дейла Карнеги, или общества типа Toastmasters, где учат разным риторическим и ораторским приемам, а также способам построения выступления (storytelling). Я сама на таких курсах не была, но когда я была молодым и начинающим менеджером, мой тогдашний начальник посоветовал мне прочитать книжку, которая так и называлась "Storytelling: ..." - и дальше там еще что-то было в заголовке, не помню что. Сейчас я посмотрела на Амазон, и той книжки не увидела, но увидела миллион книг на ту же тему наверняка из них можно выбрать пару освещающую тему так же подробно.

В той книжке расскывалось про типы историй, как они должны начинаться-развиваться-кульминировать-завершаться чтобы достичь разных эффектов. Про то какими свойствами должна обладать история, чтобы цеплять эмоции, и в какие части истории можно, хорошо и правильно вставлять эмоциональные кнопочки, а в какие нельзя и неправильно. Понятно, что типы историй и стиль рассказчика должны быть в симбиозе, поэтому не каждый стиль работает для каждого рассказчика.

Я часто строю свои презентации на конференциях по типу – (а) рассказать интересные наблюдения над бизнесом или рынком, что-нибудь неожиданное, с цифрами и фактами, (б) показать как из этих наблюдений следует что-то, что может быть потенциально неприятно или даже катастрофично для слушателей, (в) рассказать парочку жизненных и желательно эмоционально-цепляющих примеров про проблемы и трудности кого-нибудь с кем слушатели себя могут очень близко ассоциировать, (г) рассказать в общих чертах как решаются, а еще лучше предотвращаются такие проблемы, и (д) рассказать жизнеутверждающую историю про еще кого-нибудь похожего, кто вовремя спохватился и решил свою проблему как раз вот такими методами. Где-нибудь в рассказе о методах можно для убедительности вставить какие-нибудь цифры и факты, но моя задача в том, чтобы за цифрами, фактами и подробностями ко мне пришли потом и за деньги, так что я не перегружаю народу мозги прямо там. Мне достаточно чтобы они осознали проблему, поверили, что у нее есть решение и люди (например, я), которые это решение знают.

Вот есть еще TED. Говорят, у них там целая фабрика по производству историй. Когда кого-то приглашают выступать на TED, ему не только помогают сформулировать свою историю в ТЕD формат, но и натаскивают его как эту историю подать, где сделать паузы для эффективности, где наподдать эмоций. Там один раз выступал маленький мальчик из какой-то очень отсталой страны, так ему даже акцент подправили в процессе тренировки. В амазоновском списке книг в вышеприведенной ссылке про TED и их методы тоже есть книжки.

В самом начале базовые навыки (1) и (2) можно приобрести из книжек или курсов, но впоследствии это все оттачивается сотнями разных презентаций, в разных форматах, для разных типов и размеров аудиторий и с разными целями. Хорошо когда есть старшие товарищи, которые могут после презентации рассказать что сработало, а что не получилось. Есть типы профессий, в которых таких возможностей много и вокруг много людей, которые это тоже умеют и могут помочь и научить по ходу дела. В принципе любая менеджерская работа, начиная с 3го-4го уровня, включает в себя огромное количество презентаций – вверх, вниз и во все стороны. К сожалению, не во всех компаниях менеджеров систематически учат и помогают улучшить свой стиль. Иногда в компаниях такая обстановка, что трудно получить хороший совет даже от собственного начальства, не говоря уже о прочих слушателях. Самые лучшие компании и профессии в которых можно научиться презентациям – это высокоуровневые консалтинговые организации – McKinsey, BCG и им подобные. В консалтинге всех, начиная с довольно юного возраста, регулярно выставляют выступать перед клиентами, коллегами, начальством и непрерывно учат, советуют, оценивают и тянут вперед.

Не знаю, насколько это ответило на Ваш вопрос, могу дополнить если где-то нужно больше деталей.

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
tandem_bike
Apr. 30th, 2017 01:39 am (UTC)
priwet... interesno...

but does not help those of us who are brilliant speakers (TM) but cannot navigate other waters...


i wish i listened to you closer 5 years ago.
_mak_
Apr. 30th, 2017 01:56 am (UTC)
Да, Моля, одним микроскопом всех гвоздей не забьешь... А жаль.

А 5 лет назад - разве мы разговаривали про выступления? Или ты про что-то другое?

Вообще, мы уже 100 лет не виделись. Вы в этом году не собираетесь в наши пенаты?
ne, q tebe nai[u w liko. - tandem_bike - Apr. 30th, 2017 02:15 am (UTC) - Expand
Re: ne, q tebe nai[u w liko. - _mak_ - Apr. 30th, 2017 02:05 pm (UTC) - Expand
Re: ne, q tebe nai[u w liko. - tandem_bike - Apr. 30th, 2017 02:08 pm (UTC) - Expand
starshoi
Apr. 30th, 2017 03:20 am (UTC)
Здорово, тебя ещё этому и учили, молодец. Я все эти шишки сам набивал, зато теперь учу других. Верхнее, не учу, но отбираю тех, кто годится. Кроме собственных выступлений я ещё раз в квартал отвечаю за технический отчёт, когда нашем полевым инженерам разработчики должны объяснить, что же они сделали. Как ты сама понимаешь, разработчики обычно умеют хорошо делать одно дело - разрабатывать. Говорить они не.мастера. И вот такая простая вещь, как умение рассказать историю, даётся с огромным трудом. Мои лучшие кандидаты - те, которые за ланчем могут цветисто рассказать как они застряли в пробке или потеряли телефон. При подготовке презентаций я им напоминаю про это. И прошу отнестись к презентации как 10 минутному рассказу о потере телефона. И никаких демонстраций без увлекательного сценария стараюсь не допускать.

У меня к моменту приезда был многолетний опыт преподавания и чтения лекций. Но все равно ушло несколько лет на приспосабливание к американской аудитории, особенностям поведения, вот этим "спасибо" и пр. Я б с удовольствием тогда сходил на такие курсы, но никто не предлагал. Просто следовал примерам, кстати McKinsey boys - лучше всего.


_mak_
Apr. 30th, 2017 02:03 pm (UTC)
Да, разработчикам особенно трудно. Но я убеждена, что даже зайца можно научить курить, если заяц хочет и старается.

И по мне так с историей легче помочь, чем с харизмой. Историю в конце концов можно придумать самому, выдать готовой или полу-готовой и заставить отрепетировать. А вот не сутулиться, не переминаться, руками не болтать, не тараторить, выглядеть уверенным и радостным - на это уходят годы, чтобы научить. Так что я бы на твоем месте отбирала натурально радостно-нахальных, а с историей можно и помочь поначалу :)
(no subject) - starshoi - Apr. 30th, 2017 05:43 pm (UTC) - Expand
tandem_bike
Apr. 30th, 2017 02:14 pm (UTC)
а вот меня такой подход однажды подвел очень сильно. ну, самадура конечно, но я привыкла срывать необычные аплодисманы на лекциях, и вообще я читаю на границе какбы - развлекать людей важно, но нельзя слишком. с академическими лекциями и с презентациями по поводу переделок всяких отделения все шло прекрасно.

но однажды мне надо было "презентовать" некоторое состояние дель в прогрмме, которой я заведовала на птичьих правах - обычный способ провалить все, дай человеку ответственность и титул но никакой власти.

программа перед моим назначениям рухнула совсем, и я сделала нечеловеческие усилия ее поднять. перед тем как показывать "числа", я решила развлечь людей и показала картинку.
в результате, я произвела отвратительное впечатление. високий комитет решил что я хвастливая нарцисса, и их покоробила более всего моя картинка, на которой был опрокинутый поезд и колеса в воздух - состояние программы при начале.


не любят господа "негативизм" и "перформанс". я плохо подумала, не показала декану, он бы убрал мне картинку. и сказал бы только цифры, никаких развлекалок.

впрочем, оно все слава богу. не мое.
(no subject) - starshoi - Apr. 30th, 2017 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Apr. 30th, 2017 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _mak_ - Apr. 30th, 2017 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Apr. 30th, 2017 07:26 pm (UTC) - Expand
1master
Apr. 30th, 2017 09:23 am (UTC)
Кстати, почти в ту же тему очень рекомендую Pitch Anything, аудиокнижка тоже очень хорошая.
_mak_
Apr. 30th, 2017 02:04 pm (UTC)
Да, описания выглядят хорошо, спасибо за наводку.
yanka_j
Apr. 30th, 2017 04:35 pm (UTC)
Как здорово что вы опять в жж! Я до сих пор перечитываю ваши старые посты- кладезь полезной информации. И эта тема очень как раз для меня интересная. Я больше пока над первым работаю - бизнес школа мне особо не помогла, больше learning by doing (плюс постоянный консалтинговый фидбэк) и работа с коучами, которые точечно покажут какие filler words, мелкие жесты, вопросительная, интонация и прочее. Про второе - лежит неоткрытая книга talk like TED, но в работе пока не очень релевантно, так что все руки не дойдут. Недавно посмотрела несколько TEDx видео из бывшего союза, показалось что это небо и земля с настоящим TED, либо изначально люди на TED гораздо более крутые, либо на западе гораздо больше целенаправленно этому учат...
Ещё из тем было бы очень интересно ваш опыт / мнение по теме поиска спонсоров /менторов и поддержания с ними fruitful relationships а также по поводу move to the next level. Я помню по последнему был когда-то супер пост у вас про совет от ментора вести список людей, где они при этом должны перемешаться из категории "я им иногда звоню" в категорию "они мне звонят за советом" (я могу немного переврать), интересно было бы про механику этого процесса и личный опыт...
_mak_
Apr. 30th, 2017 06:23 pm (UTC)
Спасибо за отклик, Яна! Я очень рада, если мой с трудом накопанный опыт кому-то может помочь. :) И о жж - я бы рада иной раз что-то писать, но я как-то уже потеряла связь и не знаю кто еще здесь и что им интересно. Поэтому мое предложение alll в силе - если хочется чтобы я про что-то написала - дайте знать.

Про TED - у TED очень интенсивная программа подготовки презентеров. Вот здесь выступления детей 10-13 лет, посмотрите как детки бодро выступают. Про мальчика из Кении, который рассказывает про свое изобретение против львов, я слышала что ему не только историю помогли написать и отрепетировать, но и акцент подправили в процессе. Видимо в бывшем союзе у них нет такой отточенной системы подготовки, соответственно там все более "органично" и несовершенно.

Но я бы на TED не ориентировалась. Книжку прочитать можно и интересно, и наверняка там есть какие-то изюминки, которые можно употребить, но в целом строить свои презентации как на TED я бы не стала. Мне этот формат представляется этаким МакДоналдсом мотивационной речи, выпаренной сенсационностью.

А про спонсоров и менторов - мне механика этого процесса представляется такой же как в любви и дружбе. Иногда в процессе рабочих отношений возникает такое чувство, что вот человек очень интересный, необычный, с которым хотелось бы общаться чаще, от которого кажется можно многому научиться. Когда я нахожу такого человека, то я начинаю его интенсивно охмурять - искать точки пересечения, придумывать чем я могла бы быть ему полезна и интересна, при случае рассказывать о том как я ценю его мнение и опыт, особенно по вопросам ХУЗ, выражать всяческую любовь и уважение, а когда он уже теплый и созрел - просить быть моим ментором. Иногда и просить не надо, это случается само собой. Как и в любви и дружбе процесс этот может быть небыстрым, иногда требуются годы чтобы пересечься под правильным углом, и все это время надо как-то продолжать смотреть и пытаться.

Вы про эту механику процесса спрашивали, или про что-то другое?

Edited at 2017-04-30 06:24 pm (UTC)
(no subject) - yanka_j - May. 1st, 2017 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - _mak_ - May. 1st, 2017 12:17 pm (UTC) - Expand
alll
Apr. 30th, 2017 06:32 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно. В том числе и за breadcrumbs для поисковых запросов. :)

Огромнейший пробел в советском образовании был, что в школьном, что в высшем. Предполагаю, что и с российским сейчас не лучше.

Кстати, а серия Дейла Карнеги - это что имеется ввиду? "Как приобретать друзей..." - она вроде больше про личное общение, тет-а-тет, чем про публичные выступления. Да и написаны они век назад, наверное там что-то уже и устарело?
_mak_
Apr. 30th, 2017 06:49 pm (UTC)
Дейл Карнеги - это целая франшизная сеть курсов. Там есть и курсы типа "Как приобретать друзей" и прочие основы социальной компетентности для socially awkward людей, а есть и более продвинутые курсы, в том числе онлайновые, по коммуникациям, презентациям и основам лидерства.

И да, был ужасный пробел в образовании, Вы правы. Что там образование, вы помните как наши лидеры с трибуны по бумажке вещали? Брежнев, Горбачев. Я не знаю что там сейчас. Как Путин, тоже по бумажке вещает?
(no subject) - alll - Apr. 30th, 2017 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alll - Apr. 30th, 2017 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _mak_ - Apr. 30th, 2017 07:11 pm (UTC) - Expand
alll
Apr. 30th, 2017 06:52 pm (UTC)
Книжек по этой теме действительно много, но похоже далеко не все они полезны. А разбираться, какая из них толковая, а какая написана только чтобы денег заработать - это ж никакой жизни не хватит. :)
_mak_
Apr. 30th, 2017 07:07 pm (UTC)
Да, я нынешних книжек не знаю, сорри.

Вот верхняя в списке - 265 положительных откликов, выглядит респектабельно. Хотя автор из Голливуда, так что это скорее всего не про бизнес-презентации :)

С другой стороны, все зависит от начального уровня. Для начинающих, я думаю, почти любая из этих книг с большим количеством хороших откликов может дать какие-то основы. А если уже основы позади, то тогда да, неочевидно где есть мысли следующего уровня...
girit
May. 2nd, 2017 03:55 pm (UTC)
Ужасно рада тебя тут видеть, жж сдыхает совсем .... но еще теплится. Конференции, больная тема у меня тоже - и как воплотить ее совершенно неясно. Ясно что учиться новому мне интереснее, чем отрабатывать повороты головы... и главное, тут как с джимом - дойти. В смысле а) сформулировать тему, которая будет интересна внешнему миру б) сформулировать ее ракурс с) найти желающих
пригласить и предоставить свои уши... и совершить всю цепочку действий на тему "90% of success is showing up".
_mak_
May. 2nd, 2017 04:34 pm (UTC)
Это вообще-то делается в обратном порядке - сначала находится конференция на которой хочется выступить (потому что там народ интересный - слушатели и презентеры), потом думаешь что им можеть быть интересно, потом формулируешь тему. А как сабмитнешь эту тему, так уже отступать некуда, приходится и все остальное делать. :)
(no subject) - girit - May. 5th, 2017 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _mak_ - May. 7th, 2017 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - girit - May. 25th, 2017 07:51 pm (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )