_mak_ (_mak_) wrote,
_mak_
_mak_

Categories:

О выступлениях, и как этому учатся

В ответ на мое предложение заказать тему для поста, alll cпросил “должна быть какая-то культура и традиции в смысле построения выступлений, особенно когда предполагается кого-то убеждать? Этому как-то учатся целенаправленно? Или само нарастает по мере накопления опыта?”. Не знаю достаточно ли у меня мыслей на эту тему, но все что есть могу изложить.

Да, этому учатся более или менее целенаправленно и постепенно.

Сначала изучают два базовых навыка - (1) уверенно говорить и держаться на публике, и (2) умение облекать свои мысли в форму, которая эмоционально и интеллектуально подводит слушателя к каким-нибудь нужным выступающему выводам.

Для (1) первые шаги - это обычно некоторый курс, которые часто дают как факультатив в колледжах, а так же начинающим менеджерам. Курс этот обычно заключается в том, что выступления записываются на видео, а потом разбираются с тренером – как стоять, чтобы выглядеть устойчиво и не переминаться с ноги на ногу; как жестикулировать; насколько громко и отчетливо должен звучать голос в аудиториях разного размера; как избавляться от слов-паразитов. В результате человек становится в курсе своих собственных проблем и потом постепенно всю жизнь с ними борется.

Мне такой курс представилось взять в бизнес школе, и самое ценное умение которому научила меня тогда моя тренерша – это как не тушуясь открыто и радостно говорить «спасибо» в ответ на комплименты. Не то чтобы это была моя единственная проблема, но другие проблемы, которые я тогда осознала, я решала уже потом, медленно и постепенно, а вот как перестать вести себя на сцене как смущенная первоклашка – меня научили сразу и с одного захода (и это было очень ценно).

В дальнейшем это умение себя держать постепенно развивается в свой собственный стиль выступлений – некоторые любят выглядеть этакими бесстрастными экспертами и давят аудиторию цифрами и фактами, другим больше подходит более эмоциональный и вовлеченный стиль, в котором слушатели подключаются не только к убеждениям, но и к эмоциям и энергии выступающего.

Для (2) в самом начале тоже бывают тоже разные курсы, например в серии Дейла Карнеги, или общества типа Toastmasters, где учат разным риторическим и ораторским приемам, а также способам построения выступления (storytelling). Я сама на таких курсах не была, но когда я была молодым и начинающим менеджером, мой тогдашний начальник посоветовал мне прочитать книжку, которая так и называлась "Storytelling: ..." - и дальше там еще что-то было в заголовке, не помню что. Сейчас я посмотрела на Амазон, и той книжки не увидела, но увидела миллион книг на ту же тему наверняка из них можно выбрать пару освещающую тему так же подробно.

В той книжке расскывалось про типы историй, как они должны начинаться-развиваться-кульминировать-завершаться чтобы достичь разных эффектов. Про то какими свойствами должна обладать история, чтобы цеплять эмоции, и в какие части истории можно, хорошо и правильно вставлять эмоциональные кнопочки, а в какие нельзя и неправильно. Понятно, что типы историй и стиль рассказчика должны быть в симбиозе, поэтому не каждый стиль работает для каждого рассказчика.

Я часто строю свои презентации на конференциях по типу – (а) рассказать интересные наблюдения над бизнесом или рынком, что-нибудь неожиданное, с цифрами и фактами, (б) показать как из этих наблюдений следует что-то, что может быть потенциально неприятно или даже катастрофично для слушателей, (в) рассказать парочку жизненных и желательно эмоционально-цепляющих примеров про проблемы и трудности кого-нибудь с кем слушатели себя могут очень близко ассоциировать, (г) рассказать в общих чертах как решаются, а еще лучше предотвращаются такие проблемы, и (д) рассказать жизнеутверждающую историю про еще кого-нибудь похожего, кто вовремя спохватился и решил свою проблему как раз вот такими методами. Где-нибудь в рассказе о методах можно для убедительности вставить какие-нибудь цифры и факты, но моя задача в том, чтобы за цифрами, фактами и подробностями ко мне пришли потом и за деньги, так что я не перегружаю народу мозги прямо там. Мне достаточно чтобы они осознали проблему, поверили, что у нее есть решение и люди (например, я), которые это решение знают.

Вот есть еще TED. Говорят, у них там целая фабрика по производству историй. Когда кого-то приглашают выступать на TED, ему не только помогают сформулировать свою историю в ТЕD формат, но и натаскивают его как эту историю подать, где сделать паузы для эффективности, где наподдать эмоций. Там один раз выступал маленький мальчик из какой-то очень отсталой страны, так ему даже акцент подправили в процессе тренировки. В амазоновском списке книг в вышеприведенной ссылке про TED и их методы тоже есть книжки.

В самом начале базовые навыки (1) и (2) можно приобрести из книжек или курсов, но впоследствии это все оттачивается сотнями разных презентаций, в разных форматах, для разных типов и размеров аудиторий и с разными целями. Хорошо когда есть старшие товарищи, которые могут после презентации рассказать что сработало, а что не получилось. Есть типы профессий, в которых таких возможностей много и вокруг много людей, которые это тоже умеют и могут помочь и научить по ходу дела. В принципе любая менеджерская работа, начиная с 3го-4го уровня, включает в себя огромное количество презентаций – вверх, вниз и во все стороны. К сожалению, не во всех компаниях менеджеров систематически учат и помогают улучшить свой стиль. Иногда в компаниях такая обстановка, что трудно получить хороший совет даже от собственного начальства, не говоря уже о прочих слушателях. Самые лучшие компании и профессии в которых можно научиться презентациям – это высокоуровневые консалтинговые организации – McKinsey, BCG и им подобные. В консалтинге всех, начиная с довольно юного возраста, регулярно выставляют выступать перед клиентами, коллегами, начальством и непрерывно учат, советуют, оценивают и тянут вперед.

Не знаю, насколько это ответило на Ваш вопрос, могу дополнить если где-то нужно больше деталей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 31 comments