+ MZ + (_m_z_) wrote,
+ MZ +
_m_z_

Categories:

Коза и контринициация

Коза и контринициация.
(*Действительно немало буков)

1."Пропала Козомилка"

Когда мне было не более двух лет (а помню я себя в том возрасте очень неплохо, у меня, как я уже упоминала, довольно рано пробудилось сознание), случилось мне некоторое время проживать в Волгограде, у моей бабушки, которая жила в то время как раз там. Как-то под вечер она читала мне сказки из детской книжки, и вот в числе прочих была также прочитана вот какая история:
"Пропала Коза Милка. Напали на Милку волки. Мы козу искали, звали, а она рядом была. Вот так Милка!"
Отчего-то сей нехитрый словесный ряд заворожил меня настолько, что я тут же потребовала повторного прочтения. Со врожденным почтением к печатному слову, присущему в те годы не только двухлетним детям, я приняла историю слишком близко к сердцу: не вполне понятно было, что именно произошло с героиней (имя которой прозвучало для меня как "Козомилка"), как ей удалось избегнуть волков и вернуться в исходную позицию живой и невредимой.
"Бабушка, читай еще раз!" - требовала я, надеясь поймать некую ускользающую идею. На, должно быть, двадцатом прочтении бабушка совершила пару отвлекающих маневров и спрятала книгу. Впрочем, этим дело не завершилось: еще через полчаса ей пришлось вырвать из книги страницу со сказкой и бежать принимать валерьянку...

Под видом коротенького рассказика про "Козомилку" мы имеем дело с вариацей на тему классической инициатической истории о пути, который должен пройти Герой, и о возвращении Героя в конце этого закольцованного пути на прежнее место измененным. Рационалистический вопрос о том, стоило ли вообще куда-то уходить, отметается аргументом необходимости именно что измененности, приобретенного в пути опыта.



2."Жил-был король, и было у него три сына..."

Существует определенный тип народных сказок, описывающих на деле обряд инициации, после которого Прошедший обряд возвращается хотя и тем же, однако совершенно другим. Например, жил-был король (купец, швец, жнец, землепашец...), и было у него три сына. Оставил этот самый король, звездочет и землепашец первому дом, второму злато, а третьему некую безделицу, вроде кота или сапожного гвоздя. Жить, стало быть, несчастному после такого кульбита стало негде, и вынужден был он, прихватив безделицу, отправиться в путь, вынужденно предавшись поиску как минимум лучшей доли.
Или еще: один молодой небогатый рыцарь решил жениться, а точнее - отправиться на поиск невесты. Отбыть он решил наутро, а ночь перед утром выдалась грозовой, дождливой, бурной. В эту самую ночь в дверь постучала молодая насквозь промокшая девушка, которая попросилась переночевать. Рыцарь отдал
слугам распоряжение впустить ее; на попечении слуг она и осталась, так как Герой, как и планировал, наутро умчался прочь. Долго странствовал Герой, разных девушек встречая на своем пути, но, как говорил Булгаковский Азазелло, "ни одна не подошла!" Отчаявшись, возвратился он домой, и обнаружил там ту самую путешественницу, которая заявилась в дождливую ночь накануне его отбытия, правда, уже не промокшую и не замерзшую. История умалчивает, отчего она осталась жить в доме Героя и отчего ее не выгнали слуги, но результат был предсказуем. "Это она!" - подумал рыцарь.
(Небезызвестный П.Коэльо систематически, если не сказать - постоянно, эксплуатирует эту конструкцию. Весьма не исключаю, что именно тут и кроется секрет его популярности: защита от архетипических образов в нашем хардваре не прошита, - в отличие от самих архетипов).

3. Хэппи-энд

Все эти и бесчисленное множество подобных им историй описывают только и исключительно инициатический путь. Сюжет не важен, намного важнее то, что скрывается "по ту сторону".Особое значение в сюжете отводится тому, что теперь принято называть заимствованным словом "хэппи-энд". Следует правильно оценивать значение того, о чем уже было упомянуто выше, а именно закольцованности мифа.

Соратники! В это непростое и бурное время только ленивый не выступал с критикой засилия хэппи-энда в масскульте. "Возмутительно!" - кривится интеллектуал, - а точнее, некто, выступающий под маской интеллектуала. - "Ну на что это похоже, - в конце все поженились и жили долго и счастливо! Никакого воображения у людей". Однако, следует понимать, что истинный смысл, сокрытый даже не в глубине сюжетной линии, а, скорее, по ту сторону сюжетной линии, давно забыт и утерян. "Сюжет не важен", - скажу я, закольцовываясь уроборосом, как мифическая композиция. Важность имеет исключительно возвращение Героя невредимым, но измененным. Легенды слагают только о прошедших инициацию; непройденный Путь не существует, непрошедшие неинтересны архетипической памяти.
"В горы их не берут, и тут
О таких не поют".

Собственно, в свете Традиции борьба с хэппи-эндом, проникающая даже в масскульт (при всех его комичных недостатках долго остававшийся наиболее ярким проявлением коллективного бессознательного, то есть кладезем для любого хоть сколько-нибудь внимательного исследователя), является ничем иным, как торжеством контринициации предполагаемого Конца Времен. Когда утеря смысла компенсируется многократно повторяющейся формой, как неким кодом,есть еще надежда; когда изменена, то есть утеряна, сама форма, - некому расшифровывать несуществующий код.


(Продолжение следует)
Tags: mz, текст
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments