michael (_m_l_) wrote,
michael
_m_l_

В чем сила, брат ? 9 корова на льду

Улыбаемся и машем. Машем и улыбаемся (м\ф "Мадагаскар") 

 На этот раз мне хотелось бы поднять тему использования инерции собственного тела в ударно-боевых целях.

Как всегда, это лишь одна из многих сковородок, которая помогает вам более уверенно садиться на ежа рукопашного боя. Но начнем мы по привычке с тестовой ситуации. Вы на льду, коэффицент трения стремительно падает к нолю, на против вас какой-то малоприятный субъект на шипованной обуви, от которого надо или срочно защищаться, или срочно вломить.

Начнем с защитных действий. Можете ли вы уйти от удара? Из очевидного: можно упасть или подпрыгнуть.  Рассмотрим несколько других вариантов ухода от прямого удара. Можно выбросить руку в сторону - и ваш корпус неожиданно сдвинется в противоположную сторону. Похожее движение ногой в рассматриваемой ситуации будет несколько затруднительно. Но. Если удар приходиться в вашу правую сторону, выбросите вперед правую ногу, сохраняя устойчивость. Ваш корпус повернется, при этом правый бок уйдет назад, а левый, что характерно, - вперед. При быстром исполнении левая рука непроизвольно вылетит в перед. Не надо ей мешать :). 
 Есть два закона сохранения - сохранение импульса для линейного движения и сохранение момента импульса для вращений, которыми нам не помешало бы пользоваться. Продолжим баловаться на льду. Выставьте одну ногу вперед, так чтобы колено было почти прямое. При рывковом сгибании колена голень полетит назад, но ваше тело немного сдвинется вперед. Это - сохранение импульса. При этом полезно увеличить массу противовеса. Как? Работайте всей ногой от бедра. Рывок назад - и вас сдвинуло вперед сильнее, чем за счет одной голени. Конечно, в сумме вы остались на том же самом месте, но вы ведь хотите донести до оппонента лишь малую часть себя - ту, которой бьете. Кстати, вы обратили внимание, что вам мешает? Ваш корпус в момент рывка качает назад. Это - сохранение момента импулься. Но мы же хотим вперед. Точнее, нам достаточно подать плечи вперед.  Попробуйте немного иначе. Первый рывок - сгибание голени плюс подтягивание тела к бедру. Это дает нам импульс вперед(голень, при нормальной поверхности - за счет трения об пол), плюс момент импульса (бедро). Внимательный читатель может поинтересоваться, куда делся рывок ногой от бедра для импульса? Сколько там у вас ног? При правильной подработке второй ногой усилие с задней ноги будет проходить через центр масс и не будет влиять на момент импульса. Естественно, работать с самим собой не очень эффективно. Зато при появлении помощников в виде сцепления с полом, или противника, которых можно добавить со стороны противовеса, мощь удара сможет вырасти многократно. При работе руками этот принцип дает еще больший эффект.

 Особенности человеческих суставов таковы, что любое движение - это вращение различными частями тела. Мы же реально хотим максимально разогнать ударную зону (или зону, спасаемую от удара), которую условно можно считать точкой. Возьмем для примера кулак. Мы можем отнестись к нему, как к оконечности предплечья. Соответственно, можно линейно толкать предплечье, при этом вращая плечом, или, что не исключает вращение плеча, раскручивать предплечье для ускорения кулака. Рассмотрим второй случай. Как утверждают физики, крутить твердое тело лучше всего вокруг его центра масс. А центр масс предплечья наверняка сдвинут от локтя в сторону кулака. То есть если вместе с разгибанием(сгибанием) в локте мы будет тянуть(толкать) локоть в противоположном наравлении, кулак полетит быстрее!  Для более быстрого поднимания рук надо приседать во время движения. Для опускания - приподниматься.

В одном из предыдущих постов я обещал дополнить тему камня на веревочке. Рассмотрим систему тело-рука. Мало у кого тело не окажется на порядок тяжелее. Это значит, что на небольшое движение тела движение руки окажется на порядок больше.  Камешек на веревочки крутится так быстро не потому, что мы раскручиваем его долго, хотя это тоже очень полезное свойство - возможность "накачки". Камешек значительно легче! У шпаги центр тяжести сдвинут к рукояти не только потому, что так легче держать - так легче раскручивать острие оружия за счет противовеса рукой и телом. Правда, мы проигрываем в силе, зато выгрываем в скорости и расстоянии.

И наконец, пару слов о накачке. Конечно, кратчайшее расстояние между 2 точками - прямая. Но мы хотим стукнуть не только быстро, но и сильно.  Для этого нам надо сгенерировать и передать максимум усилия за время движения. Тут можно схитрить несколькими способами, но рассмотрим лишь два, относящихся к раскручиванию. Проблема в том, что пик скорости тела, с которого все и начиналось, ограничен. Однако допустим, что вы достигли пика в горизонтальном направлении. Тем или иным способом этот импульс уходит на ударную конечность и скорость начинает падать. 

1) Для простоты предположим, что вы телом выталкиваете палку. Если вы постарались ее не крутить, то ваше усилие ушло в ее горизонтальное движение. Вам тяжело разогнаться быстрее и дальше в ту же сторону. Теперь быстро назад! До максимума! Но при этом не тормозить палку, а раскручивать ее. Поздравляю. Вы загнали в нее примерно в 2 раза больше энергии. Теперь главное - передать это все оппоненту.

2) Если вы начнете приседать, то вы будете разгоняться в вертикальном направлении. Ваша горизонтальная скорость упала до нуля ЗА СЧЕТ ПЕРЕДАЧИ УДАРНОМУ СЕГМЕНТУ, но тело - на пике скорости за счет падения. Отдаем на ударный сегмент (кстати, не обязательно тот же), а сами разгоняемся, но - в противоположном направлении. Зачем? Для получения кругового движения, которым удобно крутить камень на веревочке, палку, кулак, да и все остальное. При этом на палке и веревочке этот способ решает проблемму передачи с минимальными потерями.

Ну и на последок контрольный вопрос- что лучше крутить - палку или камешек, при сходных масса-моментных характеристиках ? И почему? Ответы скриниться не будут :)
Tags: в чем сила брат?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments