_luden_ (_luden_) wrote,
_luden_
_luden_

Categories:

Поговорим о хранении данных. Разговор первый.

Современный человек не мыслит себя без компьютера.

Более того, если ещё каких-то 10-15 лет назад на одну семью редко было более одного компьютера, то сегодня у каждого члена семьи он так или иначе, но есть.

И не важно, как он выглядит.
Как смартфон, планшет, ноутбук или настольный ПК.
Главное, что на нём лежат данные, которые важны его владельцу и которые он хочет сохранить.
А значит, самое время задуматься об организации защищённого хранилища.
И это будет совсем не гора флешек и USB-дисков.

Собственно, у нас есть не такой уж и большой выбор.


  • Облачное хранилище


    • Бесплатное

    • Платное


  • Локальное хранилище


    • Готовое решение

    • Самосбор




Я умышленно упускаю тему «частных» и «гибридных» облаков, так как мы говорим про самые доступные решения.

Если у тебя, читатель, есть свободные деньги, чтобы построить пару своих полноценных ЦОД (для пущей катастрофоустойчивости) и ты хочешь сделать своё личное облачное хранилище, то дальше можешь не читать.
Тут будут рассмотрены решения гораздо меньшего масштаба, доступные среднему гражданину нашей страны.

Итак, в чём преимущества и недостатки каждого из двух подходов?
Как вообще сравнить стоимость «облачного» и «локального» хранилища?
В этом небольшом цикле постов я попробую дать ответы на эти вопросы.


Начнём с определений, которые нам понадобятся для описания решений и для их оценки.
Самое простое – экономическая составляющая.

Есть два параметра, которые мы будем использовать для оценки дешевизны решения.


  • Стоимость покупки решения.


  • Стоимость владения решением.




Их сумма и будет полной стоимостью решения.


Важное замечание, цены действительны для города Москвы на начало июля 2016 года.
В других регионах (и странах) или в другое время цены могут отличаться.

С первым показателем всё просто, стоимость покупки равна той сумме, которую мы заплатили для того, чтобы получить что-то в своё пользование.
Например, стоимость покупки одной 100-ваттной лампы накаливания в Москве будет на данный момент порядка 17-20 рублей, а средняя стоимость аналогичной по яркости светодиодной лампы – 600-1000 рублей.

А вот со вторым – несколько сложнее, вернее непривычней.

Стоимость владения рассчитывается на определённый период, в нашем случае мы будем брать период в 5 лет (среднее время жизни домашнего ПК) и не будем включать в него (по причине мизерности) стоимость теплоотвода.

Например, стоимость владения лампочкой мощностью в 100 ватт, горящей непрерывно круглый год, (исходя их того, что цены на электроэнергию ближайшие 5 лет не поменяются) будет 4716 рублей по однотарифному счётчику, а для светодиодной лампы этот показатель будет равен примерно 800-1000 рублей по тому же тарифу.

Ты, наверное, уже заметил, что если мы берём в расчёт стоимость владения, то полная стоимость решения может радикально измениться.

И это мы ещё не брали в расчёт кучу других параметров (типа стоимости простоя оборудования или зарплаты ИТ-отдела), которые для домашнего решения малозначимы или неприменимы.

Именно поэтому крупные компании в большинстве случаев покупают довольно дорогие решения вместо самых дешёвых или даже вообще бесплатных.

Итак, с экономической частью разобрались, теперь перейдём к понятиям, которые я буду использовать в этом цикле постов.

Для начала давай поймём, как делятся решения по области применения.

Производители СХД делят весь рынок на четыре крупных группы:


  • SOHO


  • SMB


  • Mid-Range


  • Enterprise




Нам интересна лишь самая первая группа – SOHO (Small Office Home Office, что переводится как маленький или домашний офис).
Эта группа решений, которые в первую очередь рассчитаны на домашнее использование или на частных предпринимателей.
Для сравнения, решения SMB покупают компании с количеством работников от 30-50 человек.
Обычно такие решения дороже, надёжней, эффективней и гораздо менее универсальны чем решения SOHO.
Никто не мешает тебе купить что-то из этих решений, но это будет так же эффективно и выгодно как купить трактор «Беларусь» («Кировец» это уже вообще Mid-Range) вместо мотоблока для вспашки огорода размером в 6 соток.

Теперь давай посмотрим, что же стоит требовать от хранилища данных?
Не только же от экономических параметров зависит наш выбор (мы же не «эффективные менеджеры»).

Таких параметров всего три.


  • Доступность


  • Целостность


  • Конфиденциальность




Что же это значит?
С конфиденциальностью всё более-менее понятно, доступ к данным в хранилище должен иметь только тот, у кого есть на это права.
Например, маленький ребёнок не должен иметь доступа к фильмам ужасов, которые любит смотреть на ночь его папа.

С доступностью тоже всё просто. Чем меньше периодов, когда хранимая информация недоступна и чем быстрее можно восстановить доступ к данным после какого-либо сбоя, тем лучше этот показатель у решения.
Например, доступность пиратского клада, зарытого на далёком острове очень низкая, зато конфиденциальность весьма высока.
Ведь тот, у кого нет карты, практически не имеет шансов выкопать клад, зато если он срочно понадобился владельцу, ему надо будет потратить несколько дней, чтобы его достать.

А целостность данных это параметр, который показывает насколько хранимая информация защищена от произвольного изменения.
Причём, сюда относится как изменение содержимого конкретных файлов, так и их полное удаление.
Продолжая пример с пиратской картой, её целостность может быть нарушена пивом или воткнутыми в неё кинжалами :)


Теперь, когда у нас есть основные параметры для оценки хранилища данных, мы можем начать сравнивать.
Но делать это мы начнём со следующего поста :)

Это мой резервный журнал.
Здесь только кросспост.
Основной пост лежит тут: http://luden.dreamwidth.org/1297180.html
Я буду рад комментарию в любом из двух журналов.
Ведь раз вы комментируете, значит вам - нравится.
Tags: it, дурацкие идеи, интересно, компьютеры, ликбез, мысли, схд, текст, хранение данных
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments