?

Log in

No account? Create an account

Берлога

Тут живёт медведь. Ну и натащено всякого. Медведем.


Previous Entry Share Флаг Next Entry
Про лампочки в метро.
_luden_
Милая пользователь ЖЖ monterenok выложила у себя шикарный пост про лампочки. Не удержался и утащил к себе:



Да, лампочки.  Метро - большой город, есть в нём шикарные проспекты, а есть и вонючие улочки кварталов-бедняков. Оборудования, соответственно, тоже везде разное. На нашем участке собралось всего 4 вида ламп, кое-где их ещё больше.
Самыми распространёнными жителями светильников на х3 участке ДО-2 являются лампы накаливания. 
Лампы накаливания, лампочки или просто "накал" встречаются двух типов цоколя - "сван" и "эдиссон"
Сванами мы называем лампы накаливания с штифтовым цоколем (код b22d)
Выглядит это чудо примерно так: 


Лампочка представляет из себя колбу, из которой откачан воздух, содержащую вольфрамовую спираль на усиках. На самом деле "запчастей" в лампочке гораздо больше, но мы же не строение лампы накаливания изучаем, в самом-то деле?! Усики припаяны к контактным частям лампы. Для свана и эдиссона эти контактные части немного по-разному расположены. Говоря о сванах - они имеют два контакта на "жопке", штифты предназначены для крепления лампы в светильнике. 
Патрон светильника типа "сван" выглядит вот так:

На правой картинке видна направляющая для штифта лампы (с другой стороны ещё одна такая же), а на левом - "внутренность" паторна - два контакта на пружинках, к которым и коннектится лампа. 
В целом - сван хорошая идея, особенно хорошая в условиях тоннеля метро, где от вибрации лампы с винтовыми цоколями частенько выкручиваются. Но есть тут и свои проблемы - раньше штифтовые лампы выпускали по "ГОСТ" и они были все одинаковые, с длинным горлышком колбы. Под такие лампы, соответственно, делались и светильники. Позднее, когда всё это безобразие перестало контролироваться, "горячо любимый" мною завод "Лисма" стал выпускать крохотные лампусюсечки сван, которые элементарно не лезут в отверстие светильника, в котором запрятан патрон. Приходится либо скручивать плафоны светильников, за что можно и люлей получить, либо подгибать рожки лампочки. Работа это ювелирная и не всегда оправданная. 
Подводя итог рассказа о лампах накаливания со штифтовым цоколем типа "сван" можно сказать, что применяются такие лампы до сих пор в автомобилях, станках, вроде даже в холодильниках, но в метро эти лампы считаются устаревшими и при плановой реконструкции светильники-сваны заменяются на более привычные эдиссоны.
Итак, эдиссоны:

Это обычные лампочки накаливания, которые до появления компактного люменисцента обогревали каждую квартиру. Отличие эдиссона от свана состоит только в способе крепления в светильнике и в расположении контактных частей. Если в сване оба контакта находятся на жопке, но у эдиссона он там всего один. Второй контактной частью является металлическая резьба, к которой выведена проволочка усика лампы. Две контактные части разделены стеклянным ободком, Буквенное обозначение ламп "эдиссон" - E27, где буква E обозначает тип цоколя, а цифра 27 - его размерность. E14 - лампа, которую многие называют миньоном (например). 
Преимуществом "эдиков" перед "сванами" является конечно их  универсальность (и не надо мне тут язвить, что лампочки воровать проще - 127вольтные лампы ещё никому пользы не принесли в бытовой сети 220в), к тому же светильники, заточенные под лампы эдиссона гораздо проще ремонтировать. Недостатком можно назвать отсутствие прочного крепления в корпусе.
С накалом вроде разобрались.
Теперь буду рассказывать и показывать газоразрядные лампы.
ДРЛ - Дуговая ртутная лампа высокого давления.

ДРЛки у нас стоят только на стрелках, всего на участке их штуки 4 или 5. А теперь теория. Принцип работы ДРЛ построен на излучении УФ, под воздействием которого светится люминофор, нанесённый на внутренние стенки колбы лампы. Если отколоть внешнюю колбу и вкрутить такую лампу в арматуру светильника, то она будет источать жёсткое УФ излучение.  И всем ДРЛка была бы хороша - яркая, цоколь универсальный (Е-27), срок службы большой, если бы не... дроссель - бульник, который на отдельном кронштейне приходится привешивать к каждой ДРЛке. Дроссель по сути своей представляет собой катушку индуктивности, а поиначе - обмотанную медной проволокой железку. Конечно я всё упрощаю, есть там и много других "непонятных штучек", но это опять же, детали. Лучше расскажу зачем этот кирпич вообще нужен для ДРЛ. Дело в том, что для того, чтобы газоразрядная лампа загорелась - нужен ну ооочень сурьёзный разряд, который этот самый дроссель и обеспечивает. В дальнейшем лампа будет гореть и от 220. Кстати к ДРЛкам у нас подведено 2 фазы, вместо фазы и ноля, так что напряжение там 220. 
Кстати-кстати, упомянула об отколотой внешней колбе, а про внутреннюю сказать и забыла. 


Вот такая хренька внутри ДРЛки живёт.
Подытожим: преимущества лампы ДРЛ в том, что горит она долго, ярко и энергопотреблением большим не страдает. Зато: не может работать без дросселя, после выключения загорается только после полного остывания, разгорается до 10 минут, требует 220 вольт напряжения, содержит ртутные пары и (важно) не работает от постоянного тока.
И в качестве комментария - честно признаюсь, не знаю может ли ДРЛ работать от эПРА, если может - тогда там совсем другая уже песня, у нас все на дросселях.

Ну вот и добрались до люминесцента. Ещё совсем чуть-чуть, обещаю.
Люминесцентная лампа, или газоразрядная лампа низкого давления знакома, наверно, всем. Её мерзкий прозекторский свет горит во всех поликлиниках,  общественных приёмных и кабинетах. А кое-где эта гадина ещё и противно гудит. Но что-то я сразу в критику. На самом деле люменисцентная лампа не так уж и плоха. 


Горят эти трубочки долго и ярко, энергопотребление у них низкое, но хрупкость, ртутные пары, содержащиеся в колбе и габариты делают её мягко говоря, не идеальной. Светится люминесцентная лампа так же, как и ДРЛ за счёт облучения люминофора УФ. Только вот внутреннее строение у неё другое, с двух торцов дампы находятся рожки контактов, а с другой стороны, внутри колбы, находятся катоды. Для того, чтобы люминесцентная лампа загорелась, так же требуется специальная приспособа, называется она ПРА - пускорегулирующая аппаратура, или в народе ПРАшка. ПРАшки бывают двух видов - стартерные и электронные. Стартерная ПРАшка состоит из стартера (кэп!), дросселя и иногда конденсатора. Электронная ПРАшка  (эПРА)  содержит плату, но за тем, что это за плата - приходите когда стану механиком. Сейчас - в душе не ведаю :). 
Теоретически, люминесцентные светильники, оборудованные эПРА могут работать и при постоянном токе, т.к. не содержат катушки индуктивности, но правилами до сих пор запрещено оформление аварийного освещения любыми другими светильниками, кроме содержащих лампы накаливания.


Вот вас напоследок картинка с ПРАшками.




Кстати если вы еще не зафрендили Монтеренка, очень советую :)
У неё в журнале куча интересного.