_joliet_jake (_joliet_jake) wrote,
_joliet_jake
_joliet_jake

Categories:

АМС. Серия "Из личного архива". Эдгард Линдгрен


Наш! Бауманец!!!


 

Кстати я его видел в конце девяностых на Воробьёвых горах - на своей старой Эстонии-25 он демонстрировал всем свой порох.

 

Пожалуй, гонщик-кольцевик в нашей стране все же не профессия, а образ жизни. Груженая техничка, забитая бочками с бензином, шинами, инструментом, запасами пищи, газовыми плитками и спальными мешками, прицеп, на котором покоится «боевой» автомобиль. Знакомая каждому спортсмену картина. Почти полгода проводят они вдали от семейного очага, переезжая с одной трассы на другую. Разумеется, все трудности жизни на колесах преодолеваются сообща, а закрытый парк на весь сезон становится для многих родным домом. Потому-то, наверное, их взаимоотношения отличаются столь редкой сейчас теплотой и напоминают жизнь большой дружной семьи.
И, конечно, каждый истинный кольцевик согласится: соревнования без москвича Эдгарда Линдгрена, что кавказский стол без тамады. Правда, случается это достаточно редко.
Ну какие же настоящие гонки без «Деда»? А именно так величают разменявшего уже шестой десяток Эдгарда Львовича завсегдатаи закрытого парка. Линдгрен как раз один из тех людей, кто создает для кольцевиков в любых условиях, любом месте атмосферу домашнего уюта. Его по-прежнему помнят во всех городах бывшего Союза, где хоть раз проводили гонки: Риге и Киеве, Минске и Санкт-Петербурге, Таллинне, Пярну и Тбилиси. При встрече ему непременно пожмут руку картингисты, кросс-мены, раллисты — когда-то Линдгрен занимался и этими видами спорта. Но вовсе не одно лишь уважение окружающих к сединам и былым заслугам — «пропуск» Линдгрена на трассу шоссейно-кольцевых гонок. Уж кого-кого, а «Деда» статистом назвать нельзя. На протяжении многих лет ветеран команды Московского автодорожного института — неизменный претендент на золотые медали в отечественной формуле «Восток».
Между тем сейчас мало кто вспомнит, что Эдгард Львович   стал   автогонщиком лишь в тридцатипятилетнем возрасте, когда многие уже подумывают о прощании со спортом. А до этого почти пятнадцать лет Линдгрен занимался мотокроссом в секции МВТУ имени Баумана — института, куда поступил учиться в 1955 году. Участвовал в престижных некогда Чкаловских и Ворошиловских кроссах. Звание мастера спорта выполнил в начале 60-х, выступая на мотоцикле класса 350 см3 собственной конструкции. Соперничал на трассах с блиставшими в те времена армейцами Борисом Ивановым, Николаем Соколовым, Виктором Пылаевым. Потом, увы, дали знать о себе травмы ног, и с двухколесной гоночной техникой пришлось расстаться.
Казалось, пора «остепениться», найти себе спокойную и безопасную работу. Но Линдгрен не представлял свою жизнь без спорта и решительно сменил амплуа — в 1970 году пришел в лабораторию спортивных автомобилей   МАДИ,   где   работает по сей день. Снова началась привычная гоночная суета — подготовка техники и поездки на соревнования. Какими только видами теперь уже автомобильного спорта не приходилось ему заниматься. Лишь в середине семидесятых Линдгрен окончательно выбрал «кольцо». Сначала выступал на машинах формулы 4 со знакомыми по мотокроссу ижевскими двигателями объемом 350 см3. Затем в 1976 году пересел на формулу «Восток».
Именно в этом классе Эдгард Львович добился значительных успехов. Сконструировал несколько уникальных автомобилей, превосходящих по своим параметрам серийные «Эстонии». В составе сборной команды СССР стартовал на этапах розыгрыша Кубка дружбы, а в 1983 году стал серебряным призером этих соревнований. Завоевал титул чемпиона страны, четырежды поднимался на вторую ступень пьедестала почета и один раз на третью. А все победы в различных традиционных состязаниях сейчас, наверное, и сам Линдгрен не припомнит.
Согласитесь, 38 лет непрерывного гоночного стажа — срок немалый. Тем не менее Эдгард Львович по-прежнему полон энергии и, как говорится, «на покой» не собирается. За эти годы многое изменилось в семье кольцевиков. Зажигались новые звезды, угасали старые, менялись модели гоночных автомобилей, многих трасс уже и не существует. Да и иные «родственники» по автомобильной семье оказались теперь в суверенных государствах. И если осталось в нашем «кольцевом» хозяйстве нечто незыблемое, не подверженное влиянию времени, то это формула «Восток» под номером 71, на которой по-прежнему стартует почти в каждой гонке Эдгард Линдгрен.

Студент первого курса МВТУ имени Баумана Эдгард Линдгрен — победитель мотоциклетных соревнований 1955 года. Эти показательные выступления проводились на стадионе МВО (был там, водку пил) недалеко от института. Однако несмотря на то, что состязания лишь напоминали настоящие ипподромные мотогонки, зрителей они собирали немало.


 

В 1971 году стартовый номер «13» оказался действительно роковым для Линдгрена. Его «Москвич» дважды перевернулся на дорожке московского ипподрома. Лишь спустя десять лет Эдгард Львович вновь появился на трассе трековых гонок. Правда, то был уже лишь эпизод в его подготовке к летнему сезону в составе сборной страны.


 

Тогда же в спортлаборато-рии, где работал Линдгрен, разработали уникальный автомобиль формулы 1 — МАДИ-03. Трехлитровый двигатель ГАЗ, совершенные по тем временам формы, подобная английскому «Лотосу» черная с золотом окраска — налицо все признаки «серьезной» гоночной машины. На фотографии рядом со своим детищем конструктор Станислав Гесс-де-Кальве (справа) и руководитель спорт лаборатории Московского автодорожного института Михаил Михайлович Назаров.


 

«Эстония-15» — небольшой спортивный автомобильчик формулы 4 производства Таллиннского опытного авторемонтного завода. Его оснащали двигателем мотоцикла «ИЖ-Юпи-тер» объемом 350 см3, с четырехступенчатой коробкой передач. В начале 70-х на таких машинах выступали будущие звезды Кубка дружбы социалистических стран Тоомас Напа, Тойво Асмер, Рауль Сарап и Эдгард Линдгрен. Снимок сделан в 1973 году. Машина формулы 4, усовершенствованная Линд-греном в спортивной лаборатории МАДИ, получила бронзовую медаль ВДНХ.


 

Заднее антикрыло на отечественные кольцевые машины впервые стали устанавливать тоже гонщики МАДИ. Согласитесь, трудно поверить, что рядом на трассе «Боровая» в 1979 году две «Эстонии-19» формулы «Восток». Одна стандартная (№ 80), другая — переработанная Эдгардом Линдгреном   (№  71).


 

В отличие от небольших гоночных мастерских большинства московских автобаз, ЛСА МАДИ в середине 70-х напоминала действительно производственные помещения. Кроме Линдгрена, там готовили к соревнованиям свои «формулы» Станислав Гесс и Марк Балезин. А в уголке ютился еще и раллийный «Москвич».


 

Именно этому автомобилю собственной конструкции обязан Линдгрен своими успехами в начале 80-х годов. Удачное решение переднего обтекателя формулы обеспечило аэродинамику не хуже, чем у конкурентов из социалистических стран. Машина на равных боролась с немецкими СРГ-МТ77 Ульриха Мелькуса и чехословацкими «Авиа».


 

Как видно, не только на кроссах, ипподромах и кольцевых гонках постигаются тонкости спортивного вождения. Линдгрену доводилось управлять «транспортом», требующим даже более деликатного обращения, чем «формула». Коварные горные трассы на тренировочных сборах 1984 года в Теберде осваивают (слева направо): Эдгард Линдгрен, тренер «кольцевой» команды России Владимир Тя-гунов, врач Сергей Кислое и тренер сборной страны Юрий Андреев.


 

Годом лучших спортивных достижений Линдгрена стал 1983-й. Впервые гонщику удалось победить в чемпионате страны и, кроме того, завоевать «серебро» Кубка дружбы. На переднем плане — тренер сборной команды СССР Юрий Николаевич Андреев (справа) и Эдгард Линдгрен. На втором плане — его механики Владлен Доронин (слева) и представитель команды МАДИ Дмитрий Гольдберг (справа).


 

Снимки из архива ЭДГАРДА ЛИНДГРЕНА комментирует ВАДИМ КРЮЧКОВ.

интернетная инфа:

http://www.my-photo.ru/photo.php?z=vS3A&p=185174

Гоночные автомобили "Эстония" http://zhurnal.lib.ru/k/kostin_k_a/estonijachastx1.shtml оттуда же, не совсем в тему Линдгрена, но пусть будет http://zhurnal.lib.ru/k/kostin_k_a/index_10.shtml http://zhurnal.lib.ru/k/kostin_k_a/estonijachastx2.shtml

Tags: автогонки, автоспорт, бауманка, линдгрен, ссср, эдгард, эстония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments