_joliet_jake (_joliet_jake) wrote,
_joliet_jake
_joliet_jake

Category:

АМС. Серия "Из личного архива". Виктор Щавелев

Многовато Викторов развелось :) victory, да.

 

Случается так, что еще в ранней юности человек ставит перед собой цель, упорно идет к ней многие годы и вдруг — крутой поворот, причал к новому берегу, который становится родным и желанным на всю жизнь. Виктор Щавелев, окончив семилетку, твердо решил приобщиться к мото-циклостроению, стать мотоспортсменом. Поначалу все складывалось как нельзя удачно. Учеба в автомеханическом техникуме ЗИЛа, занятия в мотосекции, преддипломная практика на Московском мотоциклетном заводе, приглашение после блестяще защищенного проекта «Сборка мотоцикла М-1А» работать на этом предприятии. Приглашение не от кого-нибудь, а от самого Игоря Ивановича Окунева, ведущего конструктора ММЗ, известного в те первые послевоенные годы мотоспортсмена.
Дальше дела пошли еще лучше. Работа в УГК в группе Окунева, отладка гоночного мотоцикла ГК-1 с восьми -поршневым двухтактным двигателем водяного охлаждения, проектирование четырехтактного гоночного двигателя 125 см3, участие в кроссах на длинные дистанции, рекордных заездах, линейных гонках, в первенствах заводской марки, популярнейших в то время соревнованиях, включавших до шести различных дисциплин. Но настала для Виктора пора призыва в армию. Его проводили тепло и даже назвали в честь талантливого паренька один из созданных мотоциклов М-1Щ.
Специальность в армии, как известно, не выбирают. Но и здесь, проучившись сначала в Иркутском авиационном техническом училище, а затем в киевском, В. Щавелев сделал все, чтобы быть ближе к моторам. Изучал даже первые реактивные двигатели с затаенной мечтой использовать их когда-нибудь в мотоциклетных рекордных заездах. Армейская судьба бросала молодого бортового техника то в различные города Сибири, то в подмосковное Монино. Всюду Виктор стремился создавать мотосекции, выступать в соревнованиях и даже умудрился выиграть первенство Красноярского края по мотоспорту. И все эти годы продолжалась его переписка с И. Окуневым.
Крутой поворот в жизни В. Щавелева произошел в 1958 году, когда после демобилизации он вновь оказался в Москве. Его тут же нашел Игорь Иванович, уже работавший начальником бюро двигателей Московского завода малолитражных автомобилей, ныне АЗЛК, и пригласил его в отдел главного конструкто-
ра. Какое созвездие спортивных имен было тогда на МЗМА — Е. Беретов, Ю. Чвиров, В. Орлов, Э. Лифшиц, В. Ржечицкий, А. Терехин, Ю. Лесовский, В. Бубнов и тренер, всеми признанный профессор ралли Р. Чертов. Даже в такой компании способности Щавелева не остались незамеченными, и ему предложили место штурмана в одном из заводских экипажей. А потом все закрутилось, как в прекрасном сне. В конце 50-х — начале 60-х годов спортсмены нынешнего АЗЛК не только властвовали в ралли, кольцевых и иппод-ромных гонках, но и открывали окно в зарубежный автоспорт. Виктор Щавелев трижды становился чемпионом СССР по ралли, один раз — на кольце, с успехом выступал на зимних ипподромах. Тогда все было впервые. Вместе с командой АЗЛК он стартовал в первом для наших спортсменов международном ралли «За мир и дружбу», открывал трассы «Монте-Карло», «Акрополиса» в Греции, «Тура Европы», «1000 озер» в Финляндии и многих других соревнований. Особая веха в его биографии ралли-марафоны «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико». Свыше десяти лет В. Щавелев считался лучшим штурманом, более того, одним из основателей этого дела в нашей стране. Он ездил на многих моделях «Москвича», в том числе и на «412-м», создателем двигателя для которого был И. Окунев, а также на «формулах» конструкции заместителя главного конструктора И. Гладили-на и нашего коллеги по журналу «За рулем» Л. Шугурова. Их Щавелев и считает своими главными наставниками.
Виктор Алексеевич еще и один из самых опытных наших тренеров: он долгое время возглавлял на АЗЛК команду спортивного бюро, подготовив много известных раллистов и кольцевиков. Остается добавить, что заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер России — давнишний друг и автор журнала «За рулем» и, надеемся, станет таковым в АМС.


Ралли «Акрополис-65». За рулем Николай Сучков готовится к скоростному участку на аэродроме. Виктор Щавелев здесь только наблюдатель, но, естественно, самый заинтересованный.

 


 

Пришел, увидел, победил — так можно назвать этот снимок. 1 июня 1958 года в Канске Красноярского края проводился мотокросс. В. Щавелев, служивший в местной воинской части, уговорил организаторов включить его в число участников. Развалюху М-1А быстро привел в порядок и стал чемпионом города.


 

Поломка редуктора заднего моста у «Мо-сквича-408» на трассе высокогорного ралли «Эфиопия» (7—8 декабря 1967 г.). Команда АЗЛК единственный раз выступала в этом соревновании (состав — А. Ипатенко, А. Тере-хин, С. Тенишев, В. Кислых, Э. Баженов, В. Ревякин, У. Аава и В. Щавелев). К ралли готовились так: приобрели в Эфиопии серийные «москвичи», продававшиеся тогда в этой стране, и укомплектовали привезенными из Москвы двигателями, редукторами, коробками передач. Все было сделано в полевых условиях под навесом без ямы и подъемников.


 

Не все знают, что знаменитый раллист из Вильнюса заслуженный мастер спорта Стасис Брундза в молодости тоже не без успеха выступал на кольце. Снимок сделан в 1970 году после финиша соревнований на Кубок Прибалтики. Стасис был вторым после Щавелева: у него спортивная жизнь только начиналась.


 

В середине 60-х годов в Москве на Ленинских горах не раз проводились соревнования по скоростному подъему на холм, собиравшие огромное количество зрителей и участников на разных марках и моделях автомобилей. Трассу преодолевает В. Щавелев  («Москвич-407»).


 

1966 год, Центральный ипподром в Москве. Тогда в зимних трековых гонках была представлена широкая гамма автомобилей, в том числе двухместные спортивные на базе «волг» и «побед». Колеса «подковывались» шипами. В этой шеренге единственный гоночный автомобиль В. Щавелева (третий слева) «Москвич-Г4».


 

Горный   скоростной   участок   на   ралли   «Акрополис-65». Обратите внимание на фару, установленную над лобовым стеклом. Она от автобуса ЗИЛ-127 и управлялась ручкой, находившейся в салоне. Поскольку водителю и штурману все время приходилось шарить этой ручкой, чтобы фара, освещала нужную часть дороги, ее прозвали «шарилкой».


 

Экипаж Э. Лифшиц — В. Щавелев на финише скоростного участка в Италии ралли-марафона «Лондон — Мехико». Несколькими минутами раньше их «Москвич-412» чуть не улетел в пропасть. Машину водитель удержал, но ценой встречи со скалой на другой стороне дороги. Стартовый номер на дверце на всем пути по Италии был заклеен по требованию организаторов, чтобы не вызывать желания у темпераментных итальянских водителей соревноваться в скорости с участниками ралли. Внешний вид машины экипажу удалось восстановить. Главная неприятность ждала их в Перу: вышли из строя вкладыши, и им пришлось прекратить гонку.


 

Этот гоночный автомобиль «Москвич-Г5М» конструкции И. Гладилина сейчас можно увидеть в музее АЗЛК. Формулу отличали алюминиевый кузов, трубчатая рама, форсированный двигатель «412» с двумя распредвала-ми и пятиступенчатой коробкой передач в блоке с редуктором, карбюраторы «Вебер». Это последний и, кстати, победный старт В. Щавелева на Кубке Прибалтики в 1970 году.



Снимки из архива В. ЩАВЕЛЕВА комментировал Б. ЛОГИНОВ
 

Tags: 412, автогонки, автоспорт, акрополис, виктор щавелев, москвич, ралли, ссср, щавелев
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments