Михаил Овчинников` weblog (_izvne_) wrote,
Михаил Овчинников` weblog
_izvne_

Category:

По моей традиции - с Днём Защитника!))

Оригинал взят у nandzed в По моей традиции - с Днём Защитника!))
Помимо человеческих существ и животных, на земле много невидимых обычному глазу существ, они живут в иных измерениях, но это не мешает им вмешиваться в жизнь людей, а люди часто по неведению внедряются в их мир, вследствие чего возникает много проблем, в том числе и для человека: болезни, ухудшение ситуации, невезение и пр. Буддийские учителя прошлого покорили самых главных из них и возвели их в ранг Охранителей Учения (dharmapala, chos-skyong).
Они не являются идамами (исключение составляет лишь Махакала, да и то только в школе Кагью), но обладают всевидящим глазом Мудрости, могут видеть будущее, наделены мощью и силой. К их числу относятся свирепые существа Махакалы. Чтобы их контролировать, Авалокитешвара принял многие их формы, которые рассматриваются ниже. В целом все Охранители Учения и его практиков являются гневными манифестациями более высоких и пробужденных существ - Пяти Дхьяни-будд и соответствующих им Дакини. Однако не все охранители из свит (паривара) Защитников - пробужденные существа, поэтому общение с ними должно быть соответствующим образом уполномочено и обращающийся к ним должен обладать соответствующими способностями к преображению в идама и строго придерживаться ритуалов.

Шадбхуджа Махакала. Имя этого Дхармапалы "Великий Черный Шестирукий", он относится к категории Махакал и его высшим источником является Лотосовый Генезис Авалокитешвары. Можно сказать, что все Махакалы - это его гневные манифестации. Он темно-синего цвета, трехликий (во лбу третий глаз), шестирукий. В верхней правой руке у него чётки из черепов, в средней - дамару. В верхней левой - тришула, в средней аркан (паша). Двумя нижними он на уровне сердца держит дигуг и габалу, наполненную кровью. У него две ноги, стоит в правом уклоне, под ногами - попираемый им Винаяка, глава препятствующих духов и управитель препятствий.

35859988201211240447483309511148244_012_640
Сита Чинтамани Махакала. Имя этого Дхармапалы "Махакала Белой Драгоценности, исмпоняющей желания". Он же Гон-кар (это сокр. тибетск. Гон-по Кар-по). Он белого цвета, одноликий, шестирукий. В верхней правой руке у него дигуг, в средней дамару. В верхней левой тришула, в средней анкуша (крюк погонщика слонов). Двумя нижними он на уровне сердца держит чинтамани и кувшинчик с амритой в капале. У него две ноги, стоит прямо, под ногами попираемые им демоны.


Аюшпати Махакала. Имя этого покровителя "Великий Черный Покровитель Жизни" относится к категории Махакал. Он темно-зеленого цвета, во лбу третий глаз, шестирукий. В его руках те же атрибуты, что и у Шестирукого Махакалы, единственное отличие в том, что он обнимает свою Супругу, голубого цвета, которая закинула свою левую ногу на его талию, она также однолика, двурукая, в правой руке, которой она обнимает отца за шею, дигуг, в левой габала с кровью. У него две ноги, стоит в правом уклоне, под ногами попираемый им индуистский бог Ганеша. В остальном иконографические детали совпадают с описанием Шестирукого Махакалы.



Кшетрапала. Имя этого Охранителя (srung-ma), контролирующего Восток, "Охранитель страны". Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута влево, туда же направлены его стоящие дыбом волосы, перетянутые на лбу лентой с черепом. От всей фигуры, балансирующей в падмасане на спине мчащегося черного медведя, исходят языки пламени, две руки для равновесия вытянуты в сторону, в правой дигуг, в левой габала с кровью. Под ним нет лотоса. На заднем фоне высокие горы.


Палден Лхамо старинная

Шри Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Богинь - Шри Дэви ("Блистательная Богиня" или Палден Лхамо). Она темно-синего цвета, одноликая, двурукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном муле (acvatara, bond bu rta). Вместо седла и попоны с крупа мула свешиваются человеческая кожа и костяшки для игры в кости, поскольку Лхамо связана с гадательными системами. В правой руке она держит, замахнувшись, сандаловую дубину с человеческим черепом или ваджрным навершием, а в левой капалу с кровью. Есть несколько противоречивых мнений относительно образа Лхамо: дравидская версия указывает в качестве прообраза богиню Чанди, по бонской версии - это богиня Сидпэй Гьялмо. В любом случае все они присягнули охранять буддизм от врагов. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.

Джинамитра. Имя этого Охранителя (srung-ma) - "Победитель Митра". Он принадлежит к классу якшей и входит в свиту 6-рукого Махакалы, рисуется обычно в левом верхнем углу. Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута вправо, волосы стоят дыбом, перетянуты на лбу лентой с черепом. Он танцует в левом уклоне на поверженной демонице. В правой руке он держит дамару, а в левой габалу с кровью. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.


Экаматри Шри Дэви. Полное имя этой гневной Охранительницы из класса Богинь -Экаматри Шри Дэви ("Одинокая Мать Блистательная Богиня"). Она белого цвета, одноликая, двурукая, восседает в свободной позе на лунном диске и лотосе. Правой рукой у сердца она творит мудру проповеди, а в левой держит чашу с драгоценностями. Во всех остальных иконографических деталях она подобна зеленой Таре. Вокруг ее головы и фигуры спокойные радужные ауры, на заднем фоне высокие горы и облака.



ТАККИРАДЖА-108

Таккираджа. Имя этого Охранителя "Царь Такки". Он изображен в весьма экспрессивной танцующей форме на распростертом демоне. Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута и наклонена резко влево, волосы стоят дыбом в противоположную сторону, во лбу череп, левая рука вытянута вперед в тарджанимудре , а в правой дамару-барабанчик. Он танцует в правом уклоне на поверженном демоне, вся фигура объята пламенем. На заднем фоне высокие горы. Считается проявлением Кама-дэвы.



dugon trakshad accompanies Mahakala from a Tibetan Buddhist tangka painting

Дугон Трагшад. Имя этого Охранителя, являющегося аспектом Ямантаки, "Черный Свирепый Шад". Он темно-синего цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий, восседает в свободной позе на мчащейся черной лошади. Его голова повернута и наклонена резко влево, волосы стоят дыбом в противоположную сторону, во лбу череп, правой рукой он одет в мирские одежды и держит флагшток, а левой держит на уровне сердца габалу с кровью. Под ногами лошади фигуры поверженных демонов. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.


Панджара Махакала. Имя этого Махакалы - "Покровитель танца (по другой версии "Покровитель шатра"). Он одноликий, двурукий, сидит, подогнув ноги, на поверженном трупе демона. В правой руке на уровне сердца он держит дигуг, в левой габалу с амритой, при этом на согнутых локтях он прижимает к телу горизонтально расположенную палку (danda, beng).

Брахманрупа Махакала

Брахмана-рупадхара Махакала. Имя этого Махакалы - "Принявший форму Брахмана". Он одноликий, двурукий, человекоподобный, похож на старца, сидит в свободной позе на поверженном демоне, левой согнутой опирается о его бедра, а правой прижимает к земле его голову. В правой руке он держит тришулу, а в левой знамя или вымпел (pataka, cho reng или sbyod pan). Вокруг фигуры бушующее море огня. Под ним солнечный диск и лотос, на заднем фоне высокие горы.



Чатурбхуджа Махакала. Имя этого Махакалы - "Четырехрукий Махакала". Это Защитник тантры Чакрасамвара. В первой правой руке он держит меч, во второй на уровне сердца держит дигуг. В первой левой он держит тришулу, а в нижней габалу с кровью.



Дхумавати Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо - "Богиня, окутанная дымом", Дхумавати-дэви. Она темно-синего цвета, одноликая, четырехрукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном осле. Вместо седла и попоны с крупа мула свешиваются человеческая кожа и голова врага Дхармы. В правой верхней руке она держит меч, а в нижней у сердца габалу с кровью. В верхней левой она держит тришулу, а в нижней килу с бунчуком из павлиньих перьев. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы. Все остальные иконографические детали совпадают с описанием Шри Дэви. Основная форма Защитницы Дудсолмы (или Dudmo Remati), которая является главной в традиции Сакья и спутницей их главного Защитника - Махакалы Панджарнатха. Дхумавати в этой традиции считается гневным проявлением Шри Лакшми. Также она входит в свиту Палден Лхамо в её ритуале и в свиту 4-рукого Махакалы, Защитника тантры Чакрасамвара. Вот изображение Шри Лакшми в традиции тибетского буддизма (немногие в России даже имеют понятие об этой связи, а об индуистской форме одной из 10-ти Махавидий Дхумавати вы можете прочитать в моем журнале по одноимённому тэгу):

Есть ещё Maгзор Гьялмо - проявление Палден Лхамо с двумя руками, верхом на муле, она считается проявлением Сарасвати. В традиции  Бон есть Царица Бытия - Сидпэй Гьялмо, она является гневной формой Сатриг Эрсанг, одного из четырех главных божестви Бон, и считается также связанной с буддийской Палден Лхамо и индуистской Шри Дэви. Maгзор Гьялмо, часто сокращается до Magzorma, впервые стала популярна в Тибете в семейной линии Кхон школы Сакья. Эта форма Шри Дэви, скорее всего, коренная для Тибета и есть результат чистого видения (Даг-Нанг) или выявлена как сокровище (терма). Вот её изображение:
PL_Kunga
Позже эта практика попала школу Гелуг через семейные традиции, либо через 1-го или 2-го Далай-ламу. Во время 5-го Далай-ламы в 17 веке Магзорма стала специальным Защитником перерождений Далай-лам, а также - Защитником правительства Тибета. Текстовой источник практик Maгзор Гьялмо - Dakinyagnijihajvala Тантра, Dege Kanjur, том 98, pp.223-253. Он находится в разделе тантры Ньингма, т.3.



Чандика Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо - "Свирепая Богиня". Она темно-синего цвета, одноликая, 4-рукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном муле (вне свиты Палден Лхамо она может быть и без ваханы - чёрного мула). В правой верхней руке она держит меч или тришулу, а в нижней у сердца габалу с кровью или дигуг. В верхней левой она держит лук и стрелу, а в нижней голову врага. Вся фигура объята грозовыми тучами, на заднем фоне высокие горы. Все остальные иконографические детали совпадают с описанием Шри Дэви.

Шанкхапали Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо "Богиня Хранительница раковин". Она телесного цвета, одноликая, голова украшена пятизубчатой короной, двурукая, сидит в седле на мчащемся черном муле. В правой руке она держит меч, а в левой у бедра мангусту, выплевывающего драгоценности. Вся фигура объята грозовыми тучами, на заднем фоне высокие горы и облака.


Tags: защитники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments