Иван Александрович (_iverson) wrote,
Иван Александрович
_iverson

День 1. Горячий источник в Аушигере, Голубое озеро, Чегемские водопады

Что ж, вот и настало долгожданное утро 12 июля, когда, собственно, должен был начаться тур. Проснулись мы вроде как и вовремя, но пока поели и собрались, время начало слегка поджимать. Встреча была назначена на 6:30 утра (время несколько раз менялось накануне) у автовокзала-2. У местных он называется «газелевый» автовокзал по вполне понятным причинам.

Переход из наших роскошных апартаментов к вокзалу занял полчаса. Это был мой первый длительный переход с большим полным 75-литровым туристическим рюкзаком: кроме шеи практически ничего не устало (при этом 15-минутный путь от дома до автовокзала в Симфе с не подогнанными лямками я вспоминаю в кошмарных снах. Мысли в тот момент витали такие, что я даже на 100 м с таким рюкзаком не поднимусь, не то, что на 5,5 км). Окинув неприятно ностальгическим взглядом сквер с танком, вышли мы на площадь вокзала и искали наших коллег по несчастью восхождению. И тут, как в лучших кавказских историях, нас окрикивает молодой человек и приглашает в черный тонированный VW T4 (не заниженный правда). Подходим ближе, знакомимся. Это оказывается был наш гид Евгений (далее Женя), а в минивэне уже сидели пять человек. Бегло познакомились с нашей командой (семья из 4-х человек: муж с женой и их два сына; а также парень из Тюмени), погрузились и выехали в Аушигер.

Аушигер – деревушка в 30 км от Нальчика, известная своими горячими минеральными источниками. Именно туда мы и направлялись. Первое, что бросилось в глаза во время поездки к деревушке, - это в край обнаглевшие коровы. Здесь они не то, что пасутся прямо на проезжей части, они на ней валяются, отдыхают, причем, иногда даже десятками. Приходится оттормаживаться в ноль и аккуратно протискиваться между ними, если, конечно, они соизволили оставить вам узенький коридорчик. Данное явление было замечено повсеместно на Кавказе (разве что кроме федеральной трассы), поэтому после второго-третьего раза перестало удивлять.

Заплатив сто рублей с человека, подъехали мы к своего рода бассейну, в котором плещется народ. Рядом раздевалка, туалет, всё как положено. Так как это было раннее утро, плюс пасмурно, то в одних плавках стоять на берегу было прохладновато. Не теряя времени, решил сразу зайти в воду. Вообще я любитель при заходе в воду сразу нырнуть, но тут я бы рискнул целостностью своего лба, потому что бассейн очень мелкий (видимо, чтобы детям было безопасно). Чтобы по шею погрузиться в воду, мне приходилось в буквальном смысле становиться на колени (этакое Азовское море в миниатюре). Ну а теперь о самом интересном – непосредственно о воде. Когда заходишь в неё, ощущения будто залезаешь в приготовленную ванну, очень тепло. Градусов так под 50. К тому же, она ещё и минерализированная: профилактика и лечение различных заболеваний, даже пить можно по идее. А расслабляет как! После тяжелой физической работы, наверное, лучше места придумать сложно. Если бы мы поехали на машине (о чем не раз вспоминали потом), то наверняка после восхождения заехали бы в Аушигер ещё раз. Правда, обладатели серебряных цепочек не очень жалуют это место, темнеют они там очень быстро. В углу бассейна находится труба, откуда непосредственно течет вода, там температура при вытекании около 70 градусов, реально обжигает. Женя рассказывал, если я не ошибаюсь, что вода притекает сюда с гор, где в свою очередь нагревается магмой.

Откисали мы в бассейне часа полтора-два, после чего нужно было собираться и грузиться в Транспортер для поездки во второе интересное место этого дня – Голубое Озеро. Для этого нужно было уехать на 30 км южнее Нальчика в Черекский район. Их там даже не одно, а целых пять, карстовых озёр. Только находятся большинство из них в труднодоступных и приграничных местах. Нижнее озеро, на котором мы были, не зря названо «голубым». Такой цвет даже в пасмурную погоду, которая нас в этот день сопровождала. Озеро очень глубокое (от 200 до 250 м), очень прозрачное и очень красивое. Женя рассказывал, что здесь проводятся соревнования по глубоководному погружению без акваланга. Температура круглый год одна и та же: 9,3 градуса. Мы обошли почти всё озеро по периметру, налюбовались вдоволь, после чего вышли обратно на дорогу и нашли наш фургон, очень органично и в тему припаркованный возле кафешки. В ней состоялось моё знакомство с кавказской кухней, в частности, с хычином. Это такое подобие тоненького блина с тонким слоем начинки (обычно картофель с сыром). Вкусно и сытно. Я в тот момент, конечно же, подумал о шашлыке, но, предсказуемо, найти у кого-то в КБР любимый шашлык из свинины оказалось так же реально, как, например, увидеть кокос на пальме в Ялте. А из баранины я не особо почитатель, поэтому ограничился двумя хычинами и чаем из местных трав.

Завершали культурную программу первого дня «Чегемские водопады». Должен признаться, это первое место за поездку, которое вызвало настоящий визуальный шок, а челюсть упала вниз настолько сильно, что рисковала повредить ковролин на полу нашего минивэна. По сути, водопады находятся в Чегемском ущелье с огромными, нависающими с двух сторон дороги вертикальными отвесными стенами высотой около 300 м. Иногда буквально не видно неба, только река, отвесные скалы да водопады. Пробирались к водопадам не без проблем – мы не одни такие красивые нарисовались в этом месте. За 50 рублей нас пригласили на смотровую непосредственно под одним из водопадов. Увидели мы с неё и дорогу змейкой, и брызги водопада на себе ощутили. Пока мы фоткались и закупались сувенирами, Женя организовал столик в одной кафешке, где, по его словам, делают самый вкусный шашлык в КБР. Барашки здесь высокогорные, менее жирные и меньше пахнут при варке. Шашлык действительно оказался превосходным (хоть я и не фанат, повторюсь).

На этом увеселительно-культурная программа первого дня подошла к концу. Нам оставалось только с заездом в Нальчик (в аптеке купить защитную помаду и крем от загара) отправиться в место нашего жительства на ближайшие два с половиной дня – гостевой дом в поселке Байдаево в Приэльбрусье (в нескольких километрах от Терскола). Дорога через Баксанскую долину вызвала щенячий восторг, красота с двух сторон становилась всё выше и выше. В одном из посёлков по дороге Женя угостил всех местным лимонадом. Положа руку на сердце скажу, что наш не менее натуральный лимонад «Крым» вкуснее. Хоть что-то должно быть у нас лучше. В Тырныаузе я обзавёлся мегафоновской симкой, т.к. именно её советовали для интернета в Приэльбрусье. На самом деле местами даже 3г было, но в основном эдж и гпрс.

Поселили нас втроем с Ренатом (парень из Тюмени) в приятном номере на третьем этаже.

Вид из окна не подкачал:

А уж мягкая, удобная кровать с чудо-одеялом заставила забыть все прелести предыдущих то бессонных, то дискомфортных ночей. Наконец-то можно было разобрать все вещи и принять горячий душ (правда почему-то без занавески, тряпка на полу прилагается).

Привыкать к треккингу приходилось буквально прямо в гостевом доме: лестница на второй и последующие этажи винтовая и достаточно крутая. Буквально через дорогу течёт бурный и шумный Баксан, а также находится источник Нарзана – минеральной воды с большим содержанием железа. Я когда пробовал, понял, что вампир из меня бы получился недурственный, т.к. по вкусу слегка напоминает кровь. Ходили слухи, что если её много пить, то гарантированы частые обнимашки с унитазом и бессонница, что на моём примере не подтвердилось.

В этот же вечер Женя выдал первую часть прокатного снаряжения – солнцезащитную маску с третьей степенью защиты (очень много отражений от снежных склонов, плюс солнце на высоте активнее), треккинговые палки и треккинговые ботинки. Тёмных очков у меня нет, а диоптрийные ношу, поэтому решил всё время ходить в маске, тем более оказалось, что маску можно надеть как раз поверх очков (не всё оказалось так радужно, о чем расскажу позже). Выглядел я конечно в маске и футболке достаточно кумедно, но что поделать, без маски в солнечную погоду глаза начинают слезиться очень быстро.

Таким вот оказался первый день: необычным, вдохновляющим, заставляющим с замиранием сердца думать о том, как же оно будет дальше.

• День 0. Пятигорск. Нальчик.

В качестве вступления напишу, как я вообще докатился до такой вот жизни, в смысле восхождений. По Крыму я хожу немало, френды это знают, но выше…

• Восхождение на западную вершину Эльбруса (5642 м) с юга

Всем привет! Радио-молчание, по крайней мере на некоторое время, снято. Причиной тому стало событие чуть более чем месячной давности, указанное в…

• Карадаг

Сходить на Карадаг я хотел давно. Сдерживало только то, что это - заповедник. Пройти можно только с экскурсией, там действительно все серьезно. С…