?

Log in

No account? Create an account
Лем - просто журнал
September 29th, 2005
04:31 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Лем
Обсуждают Лема: От Станислава Лема же ни одного плохого слова в адрес СССР и соцлагеря произнесено не было. По крайней мере мне такие факты не известны.

Привожу факты. Источник - сборник статей "Молох".

"Фантоматика"
Ужасная вещь - писать об этом, но ведь радиоактивно заражённый Ледовитый океан, всё атомное наследие постсоветских "закрытых городов", всё множество гибнущих видов фауны и флоры означает постепенную перегрузку биосферы...

"Дилеммы"
Как можно узнать из опубликованных в настоящее время материалов, а во времена СССР - секретных, в Советском Союзе еще в 20-е годы были предприняты попытки скрещивания высших обезьян с людьми. К счастью, из этого ничего не вышло.

"Фантоматика II"
...тот, кто в течение многих дней и ночей не имеет возможности спать (это использовали даже в качестве пытки, например в застенках КГБ), подвержен галлюцинациям и состояниям помрачнения.

"Digitalitis"
...я вспоминаю свой прилет в Москву на съемки фильма по моему роману "Солярис". В будто бы первоклассной гостинице, куда я попал лишь в полночь, можно было в качестве еды получить исключительно водку, ломтики хлеба и черную икру. Мне тогда казалось, что всякие нормы питания в гостиничных ресторанах поставлены с ног на голову.

"Риск Интернета"
...у нас господствовал очень сильно ограничивающий информационными запретами и цензурой общественный строй...

"Мгновение"
...в середине столетия, которое именно сейчас заканчивается, я находился в довольно фатальной ситуации изолированного системой, господствующей тогда в Польше, от притока информации и не только научной.

"Tertio millennio adveniente"
Живя и занимаясь писательством за не светлой памяти железным занавесом и, следовательно, не имея доступа к мировой научной и философской литературе... я мог удовлетвориться довольно общими указателями, определяющими наступающие потоки перемен... Совершенная чистота этих территорий, которые мне было достаточно называть, но не погрязать в детализации разветвлений, и, кроме того, мое тогдашнее мысленное одиночество потому мне помогали, что органические стены или, скорей, запруды отделяли меня от всякого инновационного прибоя.
- но это, если вдуматься, скорее похвала "железному занавесу".

"Будущее темно"
Именно из-за цензурных ограничений, этих слепых к действительности глупостей, во времена, когда Польша находилась под советским протекторатом, я избегал общеполитической проблематики.

"Компьютеризация мозга"
Первую свою небеллетристическую книгу "Диалоги" я написал в 1954-1955 годах, не видя тогда - во время сталинизма - возможности для её опубликования. Это удалось в период "оттепели" в 1957 г. [...] Книга эта, работа молодого человека, каким я тогда был, кроме зашифрованного с помощью "перевода на кибернетическую терминологию" описания правильности и неправильности функционирования "реального социализма" как тоталитарной системы, содержала, как явствует из титульного листа, много необычных затронутых в ней тем.

"Плагиат и созидание"
У меня не было никаких указателей, образцов, эталонов, и не столько потому, что их вообще не было на Земле, а по более тривиальной причине: то, что я писал, создавалось в диктаторском климате советского протектората. Уже в "Диалогах", написанных почти полвека назад, я должен был перестроить и переодеть в кибернетический анализ функционирование так называемой распорядительно-разделительной системы. Я переодел ее в будто бы невинный костюм, взятый из внеполитической лексики, настолько удачно, что мне удалось издать эту книгу после нашего Октября в 1957 году. ...эффект публикации был небольшой, так что "Диалоги" в политико-социократической части были, собственно говоря, замечены только на территории Германии, вызвав одновременно удивление, что "что-то такое" вообще могло появиться в Народной Польше (советская цензура, так же как и гэдээровская, вообще публикацию "Диалогов" не допустила вплоть до падения берлинской стены).

"Заклятие превидизма"
В "красной утопии", каковой является написанное мной "Магелланово облако", которое я, кстати, не разрешаю переиздавать ни в Польше, ни за ее границами (поскольку это "утопия коммунизма"), можно найти по крайней мере два вида прогнозов, реализованных в последующие сорок лет. То, что сейчас называется data base и является основным информационным ресурсом, предназначенным для различных экспертов или "сетевиков" (я имею в виду Интернет), в "Магеллановом облаке" я назвал трионами. Это можно легко проверить, раскрыв книгу. А так называемая видеопластика из "Облака" - это предвосхищение виртуальной реальности...
Станислав Лем все-таки разрешил переиздать "Магелланово облако", но только в России (1995, 1997 гг.), причем был наконец-то сделан полный перевод романа. А японцам, например, отказал, ибо (из интервью "Общей газете", номер от 20.01.2000 г.) "Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду".


"Естественный интеллект"
В 60-е годы, когда молодая кибернетика считалась <буржуазной лженаукой>, я бывал в советской Москве и беседовал с самыми уважаемыми учеными, которые тогда были вынуждены тайно заниматься кибернетикой. Запрет знания не делал меня несчастным, я понимал, что если оно (знание) будет постоянно запрещаться в Советах, это ускорит их глобальное поражение не только в области гонки вооружений; из астронавтики бы у русских тоже ничего не вышло. В то время и там, где кибернетика могла свободно развиваться (например, в США или во Франции), и там, где она считалась <подрывной деятельностью>, господствовало убеждение, что ее развитие в скором времени ДОЛЖНО привести к созданию быстро мыслящих конструкций...

"Разум и сеть"
При коммунизме государство имело "всё", народ de facto не имел ничего, и это привело к падению системы.

"Будущее темно"
...так как кроме коммунистов, больных историческим материализмом, и поддерживающих их так называемых безвредных идиотов в эту понимаемую с телеологической точки зрения дорогу вперед ко всеобщему прогрессу человечества поверили только особы очень малограмотные и молодые, всю эту болтовню вокруг якобы исторически обусловленной прогрессии бытия нашего мира следует мокрой губкой стереть с доски.

"Игры в Интернете"
Познавательно-изобретательское ускорение, сопровождающее историю человечества в последние 18-20 тыс. лет, является фактом бесспорным. Мы же изучали течение истории совсем в другом порядке (достаточно заглянуть в любой учебник Всемирной истории, чтобы убедиться в этом). Маркс что-то говорил о значении классовых изменений, вызванных сменой орудий труда, но очень быстро съехал в свою утопию, которая оказалась губительной.

"Мегабитовая бомба"
Идеи, направленные к милитаризму и к исходящим из космоса угрозам нашей планете, а также панроботизационные пророчества вдалбливаются нам через глаза в головы, подобно тому, как корма впихиваются в туши несчастных гусей: им - чтобы печень подверглась патологическому ожирению, нам - чтобы посмотрели, приобрели, прочитали и поверили. Ясно, что периодические издания, которые имеют особенно далекое отношение к правде, я вообще не упоминаю. Но в то же время пристального внимания заслуживает ежемесячник "Природа" Российской Академии наук, несмотря на фатальное падение тиража: с 80 тысяч во времена СССР до тысячи в настоящее время. Однако уровень публикаций не стал ниже. Кстати, печальная история российских ученых и науки сталинских времен обнажается и в "Природе" - ибо сейчас говорить об этом уже можно.
- какое отношение имеет падение тиража научного журнала к "печальной истории науки сталинских времён" ?

"Фатальное положение вещей"
Скоро библиотечные полки начнут прогибаться от книг, обличающих фальсификации, расплодившиеся в науке. Пока у меня есть только несколько подобных книг, однако я вижу, что взращенные под сталинской опекой цветисто-террористические аферы Лепешинской и Лысенко не исчезли вместе с падением Советов.
- в нынешнем расцвете лженауки виновата "сталинская опёка" !

"Человек в космосе"
Я не думаю, что для строительства и транспортировки таких технических колоссов придётся ждать полной ликвидации бедности больших демографических скоплений землян. Бытовое неравенство встроено в нашу природу, а мелким, конкретным примерном этого были многочисленные советские спутники, летающие по орбите вне атмосферы в то время, как сельские бабы носили вёдра с водой на коромыслах.
Лем, должно быть, долго думал, какой пример "бытового неравенства" привести.


Справедливости ради, Лем ругает и капитализм, не исключая его скорый конец.

"Выращивание информации"
Наука в Польше находится в фатальном состоянии, и ничто не предсказывает появление терапии, которая бы это состояние вылечила.

Лем жалуется на какого-то польского чубайса, хотя обнаруживает его даже в ПНР:
Digitalitis
В Польше мы находимся в начале всех этих расходящихся дорог в большой мере потому, что сетевая связь, как, впрочем, и любая другая, опирается на электронику, которая в высшей степени зависит от мощности поддерживающей ее инфраструктуры государства. В то же время у нас в порядке вещей неожиданные аварии систем электроснабжения. Вызванные авариями убытки прямо пропорциональны качеству и количеству устройств, зависящих от непрерывной подачи электроэнергии...
Отмечу, что аварии электросетей преследовали меня все сорок лет существования ПНР и что после получения суверенитета ничего в этой области не изменилось к лучшему. А ведь необходимость надежного энергоснабжения не вызывает сомнения, если мы собираемся вступить в цифровую эпоху.

Как это теперь знакомо :)

"Риск Интернета"
Что касается развлечений, то их распространение в мире - осмелюсь утверждать - должно навлечь божий гнев, так как миллионы людей живут не то, что без надлежащих порций развлечений, но разрываются минами, бомбами, страдают от голода, болезней, нищеты, в то время как зажиточное меньшинство Европы и Америки так развлекается, как профессор Neil Postman уже добрых несколько лет тому назад показал в книге "Amusing ourselves to death", которая была в то время бестселлером, и в которой он сообщил, что по данным психосоциологии 90, а то и больше процентов телевизионного вещания есть развлекательная муть, забивающая мозги, и это есть мощный поворот к эпохе 80-тысячелетней давности, когда не было письменности, а, следовательно, и науки, и философии - несколько лет назад я назвал этот поворот "вхождением в пещерную электронную эпоху". Ясно, что количество потребителей, которые стремились бы к сокровищнице знаний, философии, истории человечества (не той, с большим количеством битв и трупов, которую чрезмерно преподносит мировое телевидение), может быть так ничтожно, что только для любителей ценной информации инвестирование в общем больших миллионов в сеть с Интернетом во главе не окупалось бы, а то, что в рыночном капитализме не окупается, должно быстро погибнуть.

"Метаинформационная теория эволюции"
...развитие информатики прежде всего приводит в движение ее коммерциализацию, то есть развитие того, что может принести непосредственную прибыль, а не познавательную. "Что быстро себя не окупает, то еще на стадии зарождения идеи погибает" - такую разновидность эволюционного, якобы, прогресса создал себе рынок. Отсюда шум о будущем как о всеземной сфере компьютерных игр, отсюда потоки глупости и "псевдовоплощений" в разных Internetах, отсюда свобода Сети как территории популярных педофильских игрищ, отсюда "мультимедийная интерактивная забава" - то есть мир, погруженный в развлечения. Я не ярый аскет и не противник фантоматизированных видеомахий, но только будущее - в виде хорошо сфальсифицированной программистами, обслуживаемой и заказываемой "псевдожизни"... я считаю вполне возможной деградацией...

"Будущее темно"
Свобода не означает использования возможностей удовлетворения справедливо ощущаемых потребностей, поскольку потребности эти нам зачастую внушаются и навязываются анонимными группами крупных инвесторов мирового капитала.

"Мегабитовая бомба"
Репертуар полностью диктуется "зрительскими предпочтениями" аудитории, желания которой практически полностью отслеживают исследовательские приспособления (как Einschaltquoten в Германии). Количество загадок и тайн, действительно заслуживающих внимания как на Земле, так и в космосе, огромно, но не они привлекают продюсеров и сценаристов, словно люди хотят смотреть только на летающие тарелки и агрессивных космических пришельцев. С точки зрения того, что условия диктует рынок, а королем рынка является касса, на раскрепощенность воображения кинематографистам наложены мощные ограничения. Все работают на кассу, и здесь уже не до разума или хотя бы до невинной сказочной мифологии. Само TV стало невероятным пожирателем, который перерабатывает почтенные легенды и сказки и, протащив через пресс упрощений, бомбардирует ими зрителей при помощи орбитальных передатчиков. Считаю, что слабые голоса протеста из уст немногочисленных психосоциологов ничего не решат. Всевозможную рекламу загрязняет НЕКОДИРОВАННАЯ сексуализация, ненавязчиво насаждающая похотливый привкус. Официально не провозглашается, что "телевидение призывает к преступлению и насилию", но мы движемся в этом направлении с нарастающим ускорением.

"Интеллект - случайность или неизбежность"
...сочиняя в то время, я должен был каким-то способом без коллизий обходить Харибду - цензуру социалистического строя. Однако я не принял во внимание Сциллу капитализма с его жадностью, с его обязательным желанием извлечь прибыль. Все технократические и технофилические искусства, которыми приманивают нас сегодняшние производители и футурологи, готовые на все, чтобы объединить всевозможные виды электронной и электромагнетической связи, чтобы их резервуары разместить на околоземных орбитах, чтобы посылать потоки импульсов, демонстрирующих образы и сюжеты все более тривиальные, все в большей степени ориентированные на образованность людей, на их согласие на добровольное принуждение и, вместе с тем, заговаривание масс (преимущественно скучающих) обещаниями светлого будущего, чары которого будут прямо пропорциональны количеству ретрансляторов, программ, кабелей, также как и космических передатчиков:, все это вместе мне явно показывает прибыль, которую люди получают от всяких инноваций, тем самым расширяя и делая универсальным всеобщее господство идеи потребления.

"Tertio millennio adveniente"
Очень много достижений, особенно научных, свидетельствует о том, что общая стоимость средств, благоприятствующих жизни, будет расти с течением времени, очевидно - с ускорением, из-за чего может дойти до жестокого, но и рационального расслоения человеческих масс на верхушку, которая усовершенствует и продлит свою жизнь, и на огромную часть остальных, влачащих существование по-старому. Демографический взрыв нельзя будет сдержать только естественным торможением размножения. Секс и деньги, побратавшись, станут отлично подделанным раем бренности.

"Выращивание информации"
Тот факт, что на склоне моей жизни "фантоматика" начала реализовываться как "виртуальная действительность", то, что мои дерзости, отражающие надежды и угрозы генной инженерии, также попали на полосы ежедневных газет, не только не придал мне смелости, а, наоборот, поразил, лишил уверенности и сделал более осторожным в каждой попытке прогнозирования., поскольку польза, получаемая людьми от этих достижений, которые перестают быть фантазиями и иллюзиями, эта польза кажется мне всё более подшитой примитивизмом дешёвого развлечения и порождённой то ли коммерциализацией, то ли ЗЛОМ, стремящимся к власти.

"Компьютерная опека"
...оказалось, что один англосаксонский сопляк, перебрасывая миллионные денежные суммы с континента на континент, может организовать банкротство целого какого-либо консорциума...

"Мой взгляд на мир"
...когда я читаю соответствующую специальную периодику, то вижу, что биржи, производители различного рода автомобилей или продуктов питания, одним словом, поклонники, и люди, находящиеся во власти Капитала, пользуются сетями: а все остальное, вместе со всем Космосом, не волнует их ни капельки. Слишком преждевременно мы короновались, вряд ли мы готовы принять Корону Творения...

"Разум и сеть"
...правило гарантиии авторства, то есть copyright, становятся всё легче нарушаемым, и некоторые объявляют, что именно это может привести к краху одной из главных основ капитализма, ибо капитализм ведь основывается на собственности... а рынок с его законами спроса и предложения может действовать только благодаря тому, что НЕ все являются обладателями "всего".

"Информация об информации"
...следует чётко сказать следующе: за публично передаваемой, эмиттированной информацией, как правило, стоит капитал. Не имеет значения, идёт ли он от концернов или от "грантов", на коих держатся научные учреждения. Где Капитал прибыли не учует, там инвестиций не будет, и ПОТОМУ я не уверен, что устои капитализма как соотношение рыночного спроса и предложения, предвещающие кому-то там прибыль, удержат свою главенствующую роль в XXI веке.

"Прогрессия зла"
Слава Богу, что борьба США и СССР закончилась (хотя и не на 100 процентов). Однако не так однозначно обстоит дело с предсказаниями Фрэнсиса Фукуямы (Francis Fukuyama), который уверял, что, поскольку рыночный капитализм и демократия победили, то уже будет всегда одно и то же, то есть скучно. Все не так просто: я убежден, что СКУЧНО не будет НИКОГДА.

"Книги, которые не напишу"
"Посткапитализм". Идея о том, что капитализм будет вечен, так как без видов на прибыль никто с места не сдвинется, в этом труде опровергнута раз и навсегда, и хотя труд никогда не будет написан, на стенах будущих пост-Содома и пост-Гоморры такая надпись будет сиять золотом (во всяком случае, должна).

"Прогноз развития биологии до 2040 года"
Я не буду рассказывать дальше о множестве мрачных перспектив мобилизованной генетики и закончу таким замечанием всё зло может осуществляться не потому, что наука является источником несчастий, а потому, что действует она в мире, раздираемом антагонизмами.

Помимо коммунизма и капитализма Лем не любит демократию:
"Будущее темно"
Непосредственная демократия, ставшая возможной уже благодаря электронике, неизбежно может стать большим несчастьем, чем косвенная демократия, что я постараюсь объяснить, опираясь на следующую дихотомию. Люди в основном страдают от глупости, близорукой или дальнозоркой.


В общем, образ великого писателя ясен.

Дополнительно рекомендую прочитать статью о Леме "Слепое пятно" и отклики на неё:
Мне кажется, что значительная часть лемовской критики Запада, точнее, капитализма, как раз весьма поверхностна именно потому, написана "с ее позиций". Да, Лем вовсю издевается над "обществом потребления". Но на чем основаны эти издевки? На том, что при капитализме людям слишком хорошо жить материально, что они задыхаются под все растущей грудой товаров? Это может быть правдой в отношении империалистических стран (метрополии), но как быть с зависимыми странами? Угрожает ли им избыточное потребление? В "Профессоре Донде" получается, что да. Реальность, разумеется, совсем не такова.

Ещё там есть несколько интересных ссылок на журнал bvi, где опубликованы переводы некоторых малоизвестных писем Лема "про советскую действительность".

(16 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:ex_palmira
Date:September 29th, 2005 07:01 am (UTC)

Вместе с тем, он гораздо умнее многих.

(Link)
Вместе с тем, он гораздо умнее многих.
[User Picture]
From:_iga
Date:September 29th, 2005 10:25 am (UTC)
(Link)
Конечно.
From:sonnabend
Date:September 29th, 2005 08:21 am (UTC)
(Link)
Ну, он не виноват. В отношении СССР поляк всегда поляк, даже если он римский папа.
[User Picture]
From:_iga
Date:September 29th, 2005 08:14 pm (UTC)
(Link)
А если он Феликс Дзержинский? :)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:_iga
Date:September 29th, 2005 10:26 am (UTC)
(Link)
Да нет, это не ОБС, это такой образ СССР на Западе складывался.
From:ex_ex_balki
Date:September 29th, 2005 01:11 pm (UTC)
(Link)
да ладно, нормальный мужик! пусть думает, как хочет,- имеет право! :))
[User Picture]
From:_iga
Date:September 29th, 2005 09:41 pm (UTC)
(Link)
Это один из моих любимых писателей. Но тем не менее...
From:ex_ex_balki
Date:September 29th, 2005 10:45 pm (UTC)
(Link)
тем более :))
он имеет право иметь свое мнение. вот и пусть имеет.
[User Picture]
From:_iga
Date:September 30th, 2005 01:26 pm (UTC)
(Link)
С чем Ты споришь? Он - имеет право, вот и я имею.
From:ex_ex_balki
Date:September 30th, 2005 01:39 pm (UTC)
(Link)
я не спорю. я тебя успокаиваю от твоего праведного гнева :))
[User Picture]
From:_iga
Date:September 30th, 2005 05:21 pm (UTC)
(Link)
Нету у меня гнева на Лема (и не было, когда составлял выжимку цитат).
From:ex_ex_balki
Date:September 30th, 2005 06:29 pm (UTC)
(Link)
:)) ладно тогда.
[User Picture]
From:_iga
Date:September 30th, 2005 10:18 pm (UTC)
(Link)
Извини...
From:ex_ex_balki
Date:September 30th, 2005 11:22 pm (UTC)
(Link)
и ты меня прости :))
[User Picture]
From:dmitry_maximov
Date:October 10th, 2005 06:24 pm (UTC)

Собственно говоря...

(Link)
... по высказываниям Бориса Стругацкого, сделанным им в демократический период, выводы о творчестве братьев Стругацких можно сделать крайне негативные и не соответствующие действительности.

Старость -- она, знаете ли, не радость.
 Powered by LiveJournal.com