?

Log in

No account? Create an account
Про Uber и прочие "моршрутки" - просто журнал
July 23rd, 2017
05:04 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Про Uber и прочие "моршрутки"
Вынесу свою реплику к этому посту anlazz, где он хвалит Uber как "однозначно прогрессивное и, несомненно, благое достижение технологии". И не он один восторогается.

> рынок этот, так же, как и все иные рынки, давно уже поделен-переделен. Расти ему некуда

Простите, но весь Ваш пост построен на этой бездоказательной и даже ошибочной посылке.

Теоретически, этот рынок вполне может расти, за счёт:
1) Отказывающихся от своего личного автомобиля в пользу Uber.
2) Отказывающихся от общественного транспорта в пользу Uber.

Первый процесс относительно прогрессивен (транспортные издержки сокращаются), второй - реакционен (транспортные издержки увеличиваются, эффект масштаба отменяется).

Но первый процесс имеет внутреннее противоречие и ограничен: если бы все жители отказались от личного автомобиля, то Uber не смог бы работать - поэтому только некоторая часть автомобилистов сможет отказаться от личного автомобиля.
То есть бизнесу Uber жизненно важно существование в городе множества личных автомобилей.

Зато второй процесс сам себя не сдерживает и в идеальных внешних условиях может привести к полной деградации общественного транспорта (и тем быстрее, чем он хуже - это самоускоряющийся процесс).
К тому же надо понимать, что общественные транспортные издержки - это доход Uber, а значит он заинтересован в их росте.
Бизнес Uber не нуждается в общественном транспорте, это скорее его конкурент.
Побочные издержки этого процесса (больше интенсивность дорожного движения, больше загрязнение воздуха) - несёт не Uber, а всё общество.

Какой же из двух процессов доминирует в реальности у Uber, Lyft и прочих transportation network companies (TNC) ?

Американские СМИ это не скрывают:

https://www.wsj.com/articles/public-transit-agencies-take-a-lesson-from-uber-1498010880
Transit agencies have no choice: With the growth of Uber and Lyft, people may be using those services instead of public transit in some cases, says Zak Accuardi, program analyst at TransitCenter, a New York-based foundation that supports public transit across the country. A 2016 study of eight metropolitan areas by the Transit Cooperative Research Program sponsored by the Federal Transit Administration found that 15% of people whose top transit mode is Uber or Lyft would use public transit instead if Uber and Lyft weren't available.

http://www.crainsnewyork.com/article/20170310/TRANSPORTATION/170319992/new-yorkers-likely-abandoning-public-transit-for-uber-lyft-gett-via
New Yorkers likely abandoning public transit for Uber

https://www.nytimes.com/2017/02/23/nyregion/new-york-city-subway-ridership.html
Subway Ridership Declines in New York. Is Uber to Blame?
After a period of soaring subway demand in New York City, ridership dropped last year, and transit officials say the rise of Uber and other car service apps may be partly to blame.

https://www.citylab.com/transportation/2017/02/uber-lyft-transportation-network-companies-effect-on-transit-ridership-new-york-city/517932/
TNCs are clearly attracting more and more riders, at more times of day and in different kinds of scenarios. Street traffic is worsening, and the number of vehicle-miles traveled is growing-which could mean emissions are on the rise, too.
Public documents from the MTA show that New York City job growth has overtaken transit ridership-people are using other ways to get to work every day. "From 1990 to 2014," Schaller writes, "the subway and bus system absorbed all or nearly all the growth of travel in the city generated by increases in population and economic activity." That is no longer the case, thanks in part to the emergence of the Uber kind, he writes: "In 2015 and to an even greater extent in 2016, growth in taxi and for-hire ridership outpaced growth in transit ridership and is now the leading source of growth in non-auto travel in New York City."

Проблема именно в том, что рынок этот растёт - за счёт удушения общественного транспорта:





https://www.bloomberg.com/view/articles/2017-07-20/the-dilemma-when-uber-or-lyft-outcompetes-public-transit
The Dilemma When Uber or Lyft Outcompetes Public Transit

http://www.sfexaminer.com/sf-blasts-uber-lyft-downtown-traffic-congestion/
SF blasts Uber, Lyft for downtown traffic congestion

http://nyc.streetsblog.org/2017/02/27/its-settled-uber-is-making-nyc-gridlock-worse/
It’s Settled: Uber Is Making NYC Gridlock Worse

http://www.schallerconsult.com/rideservices/unsustainable.pdf
The Growth of App-Based Ride Services and Traffic, Travel and the Future of New York City
TNCs accounted for the addition of 600 million miles of vehicular travel to the city's roadway network...
Migration from public transit translates to increased mileage even if the trips are shared.

Uber, Lyft и прочие "моршрутки" - весьма неэффективный именно технологически городской транспорт, с более высокими общественными издержками. Может быть, он годится для субурбии, для подвоза жителей низкоплотных пригородов к ближайшей станции ж/д.

Tags:

(21 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:bzikoleaks
Date:July 23rd, 2017 04:34 am (UTC)
(Link)
Мощно!
Нет ли похожей аналитики на тему, с чем на самом деле конкурируют велосипеды в буржуйских городах?
[User Picture]
From:jescid
Date:July 23rd, 2017 08:55 am (UTC)
(Link)
В «буржуйских городах» велосипедная инфраструктура создана не везде и не во всех и работает она по разным схемам.
Есть города типа Барселоны, где отсутствие парковок для частного велотранспорта и тотальное его воровство (в т.ч. частей — сидения, руль) обеспечили бизнес конторы, которая сдаёт велики в наём по подписке резидентам, и среди них это довольно популярно (~55€ в год, первые полчаса бесплатно, для туристов этого нет, надо иметь «прописку»).

Граждане в буржуйских городах пользуется велотранспрортом именно и только потому, что 1) парковки дорогие и их нехватает, 2) климат позволяет ездить на велике круглый год, 3) пробки делают трансп. сообщение на частном а/м длиннее и значительно дороже.
Там, где нет хотя бы 1го из условий выше велотранспорт в «буржуйских городах» непопулярен вообще.

А столь милая взору россиянского туриста инфраструктура велодорожек в некоторых городах создана буквально на крови: даже в таком тихом и организованном городе как Кембридж, даже с теми дорожками, которые есть там сейчас, велосипедисты гибнут и становятся калеками вполне себе регулярно, хотя, конечно, менее часто, чем когда оной инфраструктуры не было.
[User Picture]
From:veldandi
Date:July 23rd, 2017 09:55 am (UTC)
(Link)
Не все ещё понимают, что велодорожки отщипывают от тротуара, то есть от общественной территории.


По сути, это летняя веранда кафе, выставленная на тротуар.


Прохожие толкутся в узком проходе и иногда выходят на дорогу , чтоб пройти, тротуар ремонтируют из городского бюджета (то есть из кармана прохожих), а прибыль делят городские власти и владельцы кафе.
From:palych_1917
Date:July 23rd, 2017 01:18 pm (UTC)
(Link)
Про тротуар смешно конечно, когда от них отрывают на автостоянки. Или просто заставляют вёдрами, без всяких стоянок. ))
[User Picture]
From:bzikoleaks
Date:July 23rd, 2017 11:43 pm (UTC)
(Link)
Вот как раз в крупных городах южной Европы, где казалось бы климат позволяет ездить круглый год, перемещение на велосипедах менее популярно, несмотря на все велодорожки и велопрокаты.
См. http://bzikoleaks.livejournal.com/38975.html
При этом если уж даже Убер конкурирует в первую очередь с ОТ, а не личным транспортом, то есть сильное подозрение, что на велосипеды в основном пересаживаются уж тем более не пользователи личных авто, обеспокоенные пробками и ценой парковки. Зато несколько раз доводилось слышать от людей долгое время проживавших в Голландии, что многие там ездят на велосипедах вовсе не от большой любви к ним, а скорее из экономии на дорогом ОТ.
И в целом давно есть подозрение, что перемещение на велосипедах популярно в первую очередь там, где хреновый и/или дорогой ОТ. А это первую очередь не крупные города, а полусельская местность (субурбия), где ОТ представлен в лучшем случае одним маршрутом автобуса по главной улице раз в полчаса-час.
From:korolev_dweller
Date:August 22nd, 2017 02:35 pm (UTC)
(Link)
Однако судя по картинке (по ссылкам не ходил) рост использования убером больше, причём раза в полтора, чем суммарное падение использования метро и автобуса.

Как-то это не вяжется с заявленным тезисом.
[User Picture]
From:kant_elz
Date:July 23rd, 2017 09:47 am (UTC)
(Link)
Не забудем также, что Юбер дороже автобуса или метро. Не все могут разьезжать на такси регулярно.
[User Picture]
From:veldandi
Date:July 23rd, 2017 09:56 am (UTC)
(Link)
Не будем ещё забывать, что после захвата рынка и монополизации Убер и Яндекс Такси подорожают.

[User Picture]
From:kant_elz
Date:July 23rd, 2017 10:05 am (UTC)
(Link)
Да, конечно.
[User Picture]
From:shamaner
Date:July 23rd, 2017 11:32 am (UTC)
(Link)
подорожают - люди станут заказывать в других местах дешевле. юбер рулит там, где цены неадекватно задраны, в провинции например, где водилы и так за еду работают, у юбера мало шансов.
[User Picture]
From:veldandi
Date:July 23rd, 2017 11:50 am (UTC)
(Link)
А других мест не будет. Они введут картельное лицензирование.


В Москве маршрутки монополизировали, выпустили специальные синие билетики, но всем этим заправляет частная лавочка.
[User Picture]
From:shamaner
Date:July 23rd, 2017 12:05 pm (UTC)
(Link)
кто они? юбер сейчас как раз и бьет по картельному сговору, где его нет - нет и юбера, ну не считая залетных фанатов.
[User Picture]
From:yalexey
Date:July 23rd, 2017 11:14 am (UTC)
(Link)
В процессе оснащения машин автопилотами противоречие между сокращением частного автопользования и ростом службы такси исчезает. При этом отменяется использование городского пространства для парковки. Это означает снижение нагрузки на инфраструру на порядок и более.
[User Picture]
From:perlghost
Date:July 23rd, 2017 01:03 pm (UTC)
(Link)
Еще про диалектическое преодоление часа пик надомной работой, постиндустриализмом и погружением в виртуальную реальность врежте. Без этого не взлетает.

N.B. Впрочем, что в лоб, что по лбу. Тут как всегда у вашего брата: голубые горизонты, мосты через озера, на них лавки с купцами, в лавках постиндустриализм с технологической сингулярностю, вокруг атланты и открытое общество. В общем, слов и идей много, и все служат исключительно того, чтобы прикрыть очевидные дырки, из-за которой вся "постцивилизация" работает совсем не так, как описывается, взамен благорастворения воздухов стоит в глухих пробках да еще обеспечивает процветание отдельных узких слоев за счет всего общества, и иначе ни в какую не работает.
[User Picture]
From:yalexey
Date:July 23rd, 2017 02:49 pm (UTC)
(Link)
Хорошо, что вы поддержали мои возражения к аргументу про противоречие между сокращением личного автопользования и ростом числа такси.
[User Picture]
From:perlghost
Date:July 26th, 2017 01:08 pm (UTC)
(Link)
Всегда пожалуйста. И если вам нужна такая поддержка или там реклама любой ценой, непременно воспользуйтесь сакраментальным рецептом от профессионалов: "совокупиться с ослом на Красной Площади". Так победите.
[User Picture]
From:sov0k
Date:July 25th, 2017 03:32 pm (UTC)
(Link)
В целом зогласен с мессаджем, конечно.

Однако, оценивать перспективы моторизованных пассажироперевозок при коммунизме (т. е. тот самый идеал, к которому следует стремиться какбэ уже сейчас, и из которого исходить в оценках "почвы и условий, подготавливаемых самим капитализмом"...) тоже надо взвешенно. Т. е. переоценивать массовые трамвайно-троллейбусные пассажироперевозки и недооценивать необходимость некого развитого кэб-сервиса не следует.

Ибо граждане при коммунизме должны что? Правильно, проживать в пределах ~20-минутной пешей/велосипедной дистанции от рабочего места/терминала. Т. е., перво-наперво, под производство должна быть заточена система жилищного обеспечения. Соответсвенно, моторизованные пассажироперевозки должны быть заточены под культуру и досуг, а не под производство.

Также имеет смысл задумываться о совмещении грузовых и пассажирских перевозок, ибо пассажиры - это тоже payload.
[User Picture]
From:wazawai_n2
Date:August 17th, 2017 07:51 pm (UTC)
(Link)
То есть вы не в курсе, что такси — это тоже общественный транспорт?
[User Picture]
From:nero_schwarz
Date:February 12th, 2019 06:24 pm (UTC)
(Link)
круто, умные люди про возможный и реальный вред Uber для ОТ оказываются уже давно пишут:) А тема стала хайповой только после того, как Навальный популистски набросил в очередной раз.
[User Picture]
From:_pg_
Date:February 15th, 2019 09:56 am (UTC)
(Link)
Всё равно не могу понять, как люди всерьёз могут обсуждать тему "общественный транспорт с десятикратной ценой от цены автобуса скоро совсем вытеснит автобус!"
[User Picture]
From:david_m
Date:February 16th, 2019 08:54 pm (UTC)
(Link)
О, я сейчас объясню, это очень просто. Вот мы сегодня ездили в гости к Владу, это у Хорошёвской. Нас двое (малыш пока официально заяц). Доехать туда можно либо двумя автобусами либо автобусом-метро-автобусом. И то и другое занимает час-полтора (в зависимости от везения со стыковкой) и стоит на двоих 110 рублей. Яндекс же такси стоит 240 рублей и занимает 15-20 минут.

То есть во-первых, никакой десятикратной цены и близко нет. Во-вторых, как раз на малых расстояниях, где НОТ должен рулить и бибикать, такси, хотя и немного (особенно немного, если тебя двое-трое) дороже, но на порядок быстрее. Да, в дальние края быстрее и дешевле метро. Но НОТ в своей нише проигрывает такси полностью.

Edited at 2019-02-17 07:34 am (UTC)
 Powered by LiveJournal.com