?

Log in

No account? Create an account
Дыра, прикрытая глянцем - просто журнал
May 14th, 2007
04:24 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Дыра, прикрытая глянцем


Мало что знаю об авторе и его музыкальных вкусах (кроме того, что живёт в ФРГ), но ситуацию в "музыкальной индустрии" он описывает интересно и познавательно.

Покупается все меньше и меньше CD, рынок звуконосителей неостановимо усыхает. Ныне его объем составляет 31 миллиард долларов, что соответствует состоянию 1990 года, и, судя по всему, дело на этом не остановится.
...
С точки зрения концернов звукозаписи, в кризисе виноват интернет, который позволяет перекачивать между персональными компьютерами аудиофайлы в формате mp3. А точнее, виноват не столько интернет, сколько нечестные люди, дорвавшиеся до бесплатной музыки.
...
Конечно, концерны звукозаписи требуют слишком много за лицензию песен, уменьшить же аппетиты в ситуации падения доходов они наотрез отказываются.
...
очевидно, что рост цен на звуконосители напрямую связан с тем, что менеджеры концернов пускают на ветер миллионы. Деньги нужно как-то возвращать, поэтому потребителям, вынужденным покупать более дорогие CD, приходится компенсировать маркетинг-ошибки крупных менеджеров звукоиндустрии. Буквально так: не купил в свое время новый компакт Мэрайи Керри? За это ты купишь подороже то, что тебе купить хочется.
...
Концерны звукозаписи способны функционировать, только оставаясь крупными предприятиями, на ситуацию сжимающегося рынка они отвечают слиянием (то есть укрупнением) капитала.
...
...концерны настроены на постоянное производство в крупных масштабах, концерн действует исходя из представления, что потребители забыли все, что было продано и сказано вчера, год назад, тем более - пять лет назад. Каждый раз концерн имеет дело с новорожденным потребителем, шкаф которого только предстоит набить музыкой. Понятно, что огромное количество производимой музыки наталкивается на невостребованность. Но концерн не может снизить объем производства.
Оттого в 90-е прокатилась волна укрупнения бизнеса. Иными словами, концерны съели все независимые фирмы грамзаписи средних размеров. Остались только пять концернов, которые контролируют 70% рынка, все остальное - необозримая масса мелких фирм.
...
На обратной стороне обложки одного из альбомов канадского коллектива Godspeed You! Black Emperor приведена любопытная схема, показывающая, как пять концернов звукозаписи связаны с американской военной машиной, скажем, через совместные предприятия, - все связи либо прямые, либо в два-три шага. Музыканты имели в виду, очевидно, что, если ты покупаешь музыку у концернов, ты поддерживаешь американский милитаризм. Однако можно истолковать эту схему гораздо банальнее: все концерны входят в систему глобального капитализма, все они - сообщающиеся сосуды, головы одной гидры. И если одна из этих голов несколько усохнет, это не значит, что вся неуемная животина в опасности.
...
Звукоиндустрия уже много лет является частью индустрии развлечений, которая объединяет в себе и кино, и фантастические романы, телевидение, радио, газеты и журналы, модные шмотки, прохладительные напитки, туризм... - все это друг с другом тесно связано и неотрывно приклеено к потребителю. Может быть, звукоиндустрия устарела в виде, неизменном с 60-х - 70-х годов? Обеспечивать досуг народонаселения и выкачивать из него деньги вполне возможно и без продажи музыкальных консервов.
А вот про музжурналистику и потерю смысла, "конец истории":
Музыкальные журналы стали очень похожи на специальные научные журналы по математике или астрономии - темы из номера в номер не продолжаются, поднятая в одной статье проблема может оставаться без ответа годы, обзорных текстов нет, каждый посвящен какому-то частному случаю. Целиком журнал никто не читает, каждый ищет знакомые имена.
...собственно, вся музыкальная журналистика работает только в формате обсуждения новых компакт-дисков этого месяца.
...
Еще десять лет назад для независимой музыки - и, соответственно, журналистики - была характерна идея резкого противостояния Системе, обывателям, мэйнстриму, капиталистам, полицейскому государству, СМИ... Музыка была одним из элементов культуры протеста или контркультуры.
...
Конечно, мессадж и имидж есть у всякой музыки, далеко не только у подпольного гитарного рока. Но даже звезды первого ранга (по понятиям 80-х это были, скажем, Pink Floyd, Мадонна, U2) в виде своего "мессаджа" продавали седьмую воду на киселе от мессаджа андеграунда: не поддавайся, не подчиняйся, мир плох, ты - иной!
...
Во все грандиозное тело музыки, от deathmetal-андеграунда до MTV-шного попа была встроена идея конфликта, то есть шла трещина от андеграунда до телевизора и было достаточно музыкантов, считавших этот конфликт куда более важным делом, чем даже их собственная музыка. Этот конфликт питал и музыку, и критику.
...
Все 90-е ведущим немецким музыкальным журналом для неглупой публики оставался SPEX, он анализировал все, что видел, с высоколобой социологической позиции, везде усматривал капиталистическое отчуждение, игру символов и социальных ролей, стратегии сопротивления. Если ты не изучал социологию в университете, понять тексты SPEX было трудно. SPEX далеко ушел от наивного представления о настоящих протесте и эскапизме, нет, поп-культура - это типичное проявление символического обмена. Ее радикализм, ее отграниченность от всего остального, алкаемое в ее рамках и даваемое ею освобождение, ее моды - это все игры знаков, многоэтажные лабиринты условностей.
...
Крайне упрощая дело, можно сказать, что драйв контркультуры был драйвом освобождения, именно в освобождении и заключается смысл бунта. Нежелание иметь ничего общего с давежкой, диктатом, с промывкой мозгов, с ложью, с привычной несправедливостью и привычной тупостью имеет своей целью именно свободу. Смысл гитарного концерта состоит в достижении состояния отрыва от реальности, в переживании реальной свободы здесь и сейчас, оттого и скорость музыки, и ее тяжесть, и ее громкость.
...
И вдруг для следующего поколения свобода оказалась возможностью не отрывая задницу от своего компьютера семплировать любые компакт-диски, запускать любые программы и варганить с их помощью свою музыку. "Тебя ограничивает только твоя фантазия!" Иными словами, ты уже давно свободен.
...
...с одной стороны, произошло развитие и расширение восприятия, ситуация во многом открылась и разрядилась, а с другой стороны, мы оказались в ситуации беспрецедентного произвола и необязательности. Все обессмыслилось. Раньше, чтобы достичь более-менее сносного результата, тебе приходилось очень сильно напрягаться и шевелить мозгами. И результат имел для тебя огромный смысл. Сейчас можно так, а можно и сяк... смысла нет ни в том, ни в другом случае.
...
Году к 1995 обнаружилось, что "рок исчез". То есть исчезла питавшая его среда, он перестал быть естественным способом самовыражения неприклеившегося к социуму молодого человека. Все, что отныне будет появляться в качестве рока, будет, скорее всего, манерной позой, подделкой - включая и тексты песен, и картинки на экране телевизора, и обсуждения в музжурналах.
...
...кризис и главная проблема - вовсе не там, где мы предполагали. Тема "исчезновения мэйнстрима" еще довольно нова. В виду имеется примерно вот что: в результате политики концернов звукозаписи в 90-е и начале 2000-х, ориентированной на крупные инвестиции и доходы, исчез слой, как говорят в Германии, Mittelbau - "домов средней высоты". Остались небоскребы и малоубедительные одноэтажные строения-времянки.
...
Те, кого концерны и MTV не могут вырастить до уровня интернациональных сверхзвезд класса Бритни Спирс или Бьорк, то есть "независимые" музыканты, интереса для концернов не представляют, их просто не замечают, их давит финансовый пресс, они приговорены к практически полной безвестности, а тот, кто в них вкладывает деньги, разорится. Явления же сверхзвезд народу сопровождаются масштабными кампаниями, настоящими вакханалиями маркетинга.
...
Уже не первый год выполняется невеселое правило - если исполнитель хоть сколько-нибудь известен, значит, его новый альбом невозможно слушать. А об остальных не пишут или пишут нечто невнятное и необязательное.
...
Возможность слушать mp3 одновременно многих десятков коллективов, не понравился один - грузишь другой, похожа на сидение перед телевизором с пультом дистанционного управления в зубах. Пресловутый заппинг (прыгание с канала на канал) - дело настолько тупорылое, затягивающее в себя и бесперспективное, что тут мы понимаем - кошмарное многообразие новой поп-музыки фиктивно. Групп-то много, а вот интересного и принципиально нового настолько мало, что почти и нет. Все, что есть, - это известные вариации известного, как правило, одного и того же. Так называемый новый мэйнстрим - это на самом деле новое ретро, производимое одновременно и повсеместно.
...
До эпохи техно казалось, что музыкальные эпохи, стили, моды и выдающиеся личности сменяют друг друга, постоянно появляется что-то новое, то, чего не было раньше. Техно обнажило тот факт, что принципиально нового ничего нет и не будет. Мы бродим внутри лабиринта: конечно, мы не помним, проходили ли мы уже мимо этого поворота или нет, поэтому может возникать для кого-то незнакомая, условно новая ситуация, но сам лабиринт в целом вовсе не простирается бесконечно, он замкнут.
...
Из сегодняшней перспективы техно 90-х представляется как решительный разрыв с инерцией хода вещей и попытка броска вперед. Бросок оказался прыжком назад, в любом случае тут же превратился в стояние у стены. Проект техно закончился провалом, но только такой резкий бросок и мог показать, что наш музыкальный мир замкнут. Не похожа ли тем самым история поп-музыки на историю великих географических открытий? Земля ведь тоже в конце концов оказалась замкнутой, круглой и, в принципе, вполне обозримой.
Ну и совсем провокационное:
Сегодня электронная музыка не просто неинтересна сама по себе, неинтересны и подозрительны те люди, которые ее по-прежнему продолжают считать заслуживающей внимания. Они вызывают опасение того же рода, что и поклонники технотранса, блэкметалла или летающих тарелок: их заколдобило.
...
Давным-давно ушло в прошлое положение дел, когда все приличные музыканты делали электронную музыку, когда только электронная музыка двигалась вперед и развивалась, когда только электронная музыка отвечала духу сегодняшнего дня.
...
Сегодня делать электронику - значит согласиться со своим местом узколобого пораженца, привыкшего жить в гетто.

С не самой интересной частью книжки можно ознакомиться по ссылке.
И вот ещё статья по теме, подтверждающая упадок отрасли. Наверное, это можно считать специфическим проявлением кризиса перепроизводства.

Tags: ,

(29 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:zavulonium
Date:May 14th, 2007 02:50 am (UTC)
(Link)
Пока всё по делу, товарищ врубается.
А он позитив какой-нибудь видит или так, ругается только?
[User Picture]
From:warlen
Date:May 14th, 2007 05:03 am (UTC)
(Link)
> Покупается все меньше и меньше CD, рынок звуконосителей неостановимо усыхает. Ныне его
> объем составляет 31 миллиард долларов, что соответствует состоянию 1990 года, и, судя по
> всему, дело на этом не остановится.

По-моему, это и есть позитив. Рынок усыхает - значит все больше и больше людей слушают то, что им нравится за бесплатно.
[User Picture]
From:zavulonium
Date:May 14th, 2007 02:59 pm (UTC)
(Link)
Лично мне мало, что буржуи загибаются. Для меня позитив - это когда неизвестная команда может пробиться самостоятельно.
[User Picture]
From:_iga
Date:May 18th, 2007 01:30 pm (UTC)
(Link)
Если бы при этом не загибалась музыкальная культура как таковая - это был бы позитив. Но он же пишет "Групп-то много, а вот интересного и принципиально нового настолько мало, что почти и нет", "Бросок оказался прыжком назад, в любом случае тут же превратился в стояние у стены".
[User Picture]
From:_iga
Date:May 18th, 2007 01:31 pm (UTC)
(Link)
Не видит.
From:ex_kitaycev161
Date:May 14th, 2007 04:40 am (UTC)
(Link)
Экономический анализ более-менее верен, хотя обо всём это Вербицкий писал несколько лет назад.

А вот что касается электроники и "конца истории", лучше бы ему промолчать. Бо бред.
[User Picture]
From:d_andy
Date:May 14th, 2007 06:50 am (UTC)
(Link)
Ни фига себе бред! Оглянитесь вокруг - Кали-Юга на дворе!
From:ex_kitaycev161
Date:May 14th, 2007 10:21 am (UTC)
(Link)
За окном облачно с прояснениями. Никакой хали-кали не замечено.
[User Picture]
From:warlen
Date:May 14th, 2007 01:33 pm (UTC)
(Link)
А что Кали-Юга? Согласно индийской мифологии она продолжается уже тысячи лет и еще неизвестно сколько будет продолжаться. При чем здесь конец истории?
[User Picture]
From:d_andy
Date:May 14th, 2007 04:40 pm (UTC)
(Link)
Так мы, говорят, живём в конце Кали-Юга. Поскольку в ёё конце в шахматы не играют, вот Каспаров и прекратил:)
[User Picture]
From:valery_d
Date:May 14th, 2007 10:00 am (UTC)
(Link)
Горохов писал эту статейку тоже несколько лет назад.

Насчет бреда. Тут Горохов по сути пишет для людей, хорошо знакомых с другими его статьями и книгой. В контексте это бредом не выглядит.
From:ex_kitaycev161
Date:May 14th, 2007 10:24 am (UTC)
(Link)
Ну, раз он пишет в контексте для понимающих этот контекст, то пусть в этом контексте и остаётся. Ей велесу, нытьё про "ничего нет нового под солнцем" и "Сегодня электронная музыка не просто неинтересна сама по себе" - это просто скучно.
[User Picture]
From:valery_d
Date:May 14th, 2007 10:52 am (UTC)
(Link)
В какой-то мере - так. Но и без контекста понятно, что "Сегодня электронная музыка не просто неинтересна сама по себе. :)
From:ex_kitaycev161
Date:May 14th, 2007 12:22 pm (UTC)
(Link)
Отнюдь! Слушаю Maniax Memory, ещё некоторые группы с Jamendo - электроника не может быть неинтересной, как не может быть неинтересным рок или академическая классика.
[User Picture]
From:valery_d
Date:May 14th, 2007 02:13 pm (UTC)
(Link)
Хм. По-моему, последний интересный рок-альбом был записан лет 15 назад.
From:ex_kitaycev161
Date:May 14th, 2007 02:26 pm (UTC)
(Link)
Я вас понимаю. 15 лет назад трава была зеленее и нравы лучше. Возможно, лет через 15 я тоже буду с ностальгией вспоминать о музыке, которую слушал в 20.
[User Picture]
From:valery_d
Date:May 15th, 2007 05:10 am (UTC)
(Link)
Я имел в виду, что рок-музыка скончалась примерно в 1991/93 году. Точную дату назвать не могу. Но логически это случилось раньше, чем был изобретен термин "пост-рок". :)

Извините, объяснять этот элементарный постулат сейчас (в 2007 году), я не хочу (в чужом журнале). Можете посмотреть архивы су.музик год за 2000/2001, там есть, фамилия автора - моя.
[User Picture]
From:_iga
Date:May 18th, 2007 01:59 pm (UTC)
(Link)
Ничего не имею против объяснения и тут, кстати.
[User Picture]
From:valery_d
Date:May 19th, 2007 04:12 pm (UTC)
(Link)
Ну для начала назовите хоть какое нибудь ИМЯ из мира рока 90-00-годовю Что-то равнозначное Пинк Флойд, Кинг Кримсон, Секс Пистолз, Май Блади Валентайн, Соник Юс или хотя бы Пиксис?
[User Picture]
From:_iga
Date:May 20th, 2007 02:56 pm (UTC)
(Link)
Я - не назову, плохо ориентируюсь в этом жанре.
[User Picture]
From:valery_d
Date:May 21st, 2007 05:00 am (UTC)
(Link)
Для хорошо ориентируещегося это тоже была бы неполисльная задача. Потому что таких имен нет. Рок как особая м крайне своеобразная часть поп-культуры полностью скончался как раз в начале 90-х.
[User Picture]
From:_iga
Date:May 18th, 2007 01:35 pm (UTC)
(Link)
Ну, мне в общем-то тоже хотелось бы верить в хорошее, но есть ли основания?
В лучшем случае, у нас имеется пяток оригинальных, новаторских музыкальных групп и имён, известных только узкому кругу фриков.

Думаю, смысл фразы "Сегодня электронная музыка не просто неинтересна сама по себе" - не в том, что сейчас нельзя слушать интересную электронную музыку (можно, например, пяти-десятилетней-двадцатилетней давности), а в том, что не появляется новой интересной электронной музыки.
From:ex_kitaycev161
Date:May 18th, 2007 04:51 pm (UTC)
(Link)
Категорически не согласен. Совсем недавно на Jamendo отрыл несколько любопытных электронных исполнителей. Nehoryn и Maniax Memory, к примеру. Из коммерческой и раскрученной музыки тоже можно привести массу новых интересных исполнителей: DAAU, The Arcade fire, Zero 7, Loquat, Woven Hand. И известны они далеко не узкому кругу фриков. Да даже из вульгарных электронных сборников вроде Hotel Costes можно сделать превосходную, небанальную подборку.

Про современную русскую музыку, честно, не знаю почти ничего. Я долгое время искусственно удерживал себя от иностранной музыки, а там совсем другой уровень качества - отыскивать жемчужины среди отечественного дерьма просто лень. Зарубежом больше всего инетересного. Но уверен, и у нас тоже что-то делается, в том числе и на электронном фронте.
[User Picture]
From:_iga
Date:May 20th, 2007 03:02 pm (UTC)
(Link)
Ладно, поставлю в emule на закачку. Но Maniax Memory не нашёлся.

Правда не понял, причём тут "исполнители", если речь о создании новой музыки, а это работа композитора.

"Что-то" конечно делается, но в микроскопических масштабах.
[User Picture]
From:d_andy
Date:May 14th, 2007 06:53 am (UTC)
(Link)
Горохов - очень клёвый чел, художник, уроженец Ташкента, в музыкальную журналистику попал случайно, когда его Борисов (программа "Экзотика") попросил сделать интервью с кем-то из немцев. Но попал так, что стал безусловно лучшим музыкальным журналистом. Правда, некоторое время считалось, что он фанат электроники, но Горохов смело развеял это заблуждение. Очень бескомпромиссный чел. Судя по всему, левый и антиглобалист.
[User Picture]
From:kollo_dherbois
Date:May 14th, 2007 11:13 am (UTC)
(Link)
спасибо. интересная вещь
[User Picture]
From:unokai
Date:July 12th, 2007 07:53 am (UTC)
(Link)
у него, еще книжа была, "Музпросвет"... тож очень неплохая
[User Picture]
From:_iga
Date:July 12th, 2007 10:23 am (UTC)
(Link)
Спасибо. К сожалению, я не смог её купить в ozon.ru.
[User Picture]
From:unokai
Date:July 12th, 2007 02:51 pm (UTC)
(Link)
посмотри в AdMarginem
 Powered by LiveJournal.com