?

Log in

No account? Create an account

Живой журнал Алексея Денисенкова

Систематическое изучение случая

Previous Entry Share Flag Next Entry
В гости к Гердаву и его друзьям. Экспедиция "КП" в Железнодорожный
Монжуик
_gothy_




Как только сошел снег, световой день окончательно победил, а по ночам пейзане стали просыпаться от криков возвращающихся с зимовок журавлей, мы отправились в этнографическую экспедицию. Первую в этом году. Путь наш лежал на самый юг Калининградской области - в Правдинский район.

Поселок Крылово
Крайняя точка нашего маршрута - поселок Крылово в двух шагах от польской границы. Дорога туда бежит прямо вдоль колючей проволоки, ограничивающей разделительную полосу. За ней - грозные автоматчики в зеленых фуражках.


Заяц - народный символ Крылово


До войны поселок Крылово имел статус города, назывался Норденбург, имел церковь, ратушу, мощеные гранитом улицы, несколько тысяч населения. Сегодня, разумеется, совсем иная картина. Плотной застройки нет и в помине, брусчатка кое-где осталась, но далеко не везде, из достопримечательностей - одинокая башня старинной кирхи.





Кто-то из местных энтузиастов пытался превратить башню в музей, но дело ограничилось тем, что была поставлена железная дверь. Хотя замка на двери сейчас нет и проникнуть в башню может каждый. Впрочем, смотреть там нечего - стены и стрельчатые окна. И никаких экспонатов. Разве что за таковые могут сойти два гранитных валуна по дороге к кирхе. На одном из них - табличка с надписью о 600-летии поселка Крылово, которое отмечалось в 2005 году. На втором таблички нет, зато в граните выбит немецкий крест и написано: «Nordenburg».
- Конечно, хотелось бы, чтобы музей был, но пока не получается, - говорит жительница Крылово Людмила Кирш. - История-то у нас богатая…






Дверь когда-то закрывалась на замок





Людмила Васильевна работает недалеко от кирхи - в интернате для детей инвалидов «Маленькая страна». Этот интернат - градообразующее предприятие в Крылово. В нем воспитывается около 150 детей из разных городов и поселков нашей области, работает 130 человек. В основном - местные жители.
- Интернат у нас очень хороший, все современно сделано, под евро. Недавно вот Астахов (Павел Астахов - уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ - Ред.) с комиссией приезжал, остался доволен, - рассказывает Людмила. - Хотя зарплата маленькая, хотелось бы конечно, чтобы добавили.
Таких крупных работодателей, как интернат, в Крылово больше нет. Сельское хозяйство, как в подавляющем большинстве поселков нашей области, находится в глубоком кризисе. Бывший зерноток, построенный еще немцами, не работает. Сельскохозяйственная техника - еще, кстати, не старая - стоит без дела.
- Так народ, занимается, кто чем может, - продолжает Людмила Васильевна. - У Андрея Кондратьева вон бусик есть. Он народ возит на работу в Калининград. У них что-то типа бригады, работают в парке Калинина.


Сельхозруины

К чему приводят покрышки
В Крылово есть детский сад (и вот чудо - нет в него очереди!) и средняя школа. Она довольно крупная. Сюда привозят детишек из близлежащих сел. Поэтому расформировывать ее не собираются. Школа известна еще и тем, что в ней преподавал лучший учитель 2004 года в России Евгений Славгородский.
- Нет, Евгений у нас уже не работает, - огорчили местные жители. - Он теперь далеко от нас, в Испании.
- В Испании?
- Да, преподает русский язык и литературу школьникам в российском посольстве. А летом приезжает на родину, в Крылово. Встречаем его, как дорогого гостя.
Если школа вполне себе стандартная - таких много на необъятных просторах нашей страны, - то про детский сад такого не скажешь. Еще с дороги замечаешь, что люди, оформлявшие детсад, подошли к делу творчески. По двору «гуляют» диковинные животные - львы, слоны, аисты и красавцы-фламинго. Присмотревшись, понимаешь, что это не просто звери и птица, а искусные поделки из… автомобильных покрышек.


Слоник и фламинго


Грустный лев

- Идею подсмотрели в интернете, - признается заведующая детсадом Ирина Мартиросян. - Нам понравилось, решили воплотить в жизнь. Один родитель у нас работает водителем на междугороднем автобусе, так он из парка целую кучу покрышек привез. Работы было хоть отбавляй.
Труды себя оправдали. Сказочный зоопарк нравится и ребятишкам, и их родителям. А молва про украшения в детсаду вмиг разлетелась по всему Правдинскому району.
- К аистам из покрышек все привыкли, а вот фламинго - это наше ноу-хау, - говорит Ирина Мартиросян. - Сейчас мы уже получаем заказы на изготовление этих чудо-фламинго. А вообще приезжайте к нам в мае. Мы тогда новый проект реализуем. У нас появится целое болотце с уточками.
Мы пообещали приехать. А туристам, которые захотят воочию насладиться крыловскими достопримечательностями, нужно иметь в виду, что поселок находится в пограничной зоне (здесь даже автобусная остановка раскрашена, как комбинезон спецназовца). Это значит, что обязательно потребуется паспорт с калининградской пропиской. А тем, кто такой прописки не имеет, сложнее - нужен специальный пропуск из Погрануправления.
- Ну что нашел вас прапорщик? - поинтересовался водитель, когда мы выезжали из Крылово.
- Кто-кто?
- Да мужик какой-то. Подошел, стал требовать документы. Я говорю: «А вы кто?» Он говорит: «Прапорщик. Тут вам не здесь, а погранзона». Хам, короче…
- Нет, - отвечаю. - Нас пронесло мимо прапорщика.



Вокзал и его окрестности
Можно было ожидать погоню по приграничной дороге, но не случилось - доехали до поселка Железнодорожный без происшествий. Вышли, как несложно догадаться, возле железной дороги. И отправились на экскурсию.


Липовая аллея накренилась на правый борт - наполовину ее вырубили


Какие-то противотанковые надолбы


Черные лебеди из шин

По сравнению с Крылово жизнь здесь если не бурлила, то была заметна. Дети, играющие в догонялки, взрослые, выходящие из магазина с буханками хлеба, мамочки с колясками… Покрашенное в странный розоватый цвет здание железнодорожного вокзала. На стене - рекламная вывеска, сообщающая крупными красными буквами о том, что площади вокзала сдаются в аренду.



Рядом - разрушающаяся немецкая башня. Ее в аренду не сдают.





- Вокзал идеально после войны сохранился, жаль только, что такое большое здание теперь пустует, - сообщил нам местный житель. Он катил по улице тачку, наполненную шлаком. - А еще у нас тут уникальная дорога есть. Вот, смотрите.
Вдаль тянулась ровно уложенная брусчатая мостовая. Но не в этом был эксклюзив! Дорогу разрезали четыре идеально ровные железные полосы - рельсы. Причем, не трамвайные, не от узкоколейки. Рельсы вмонтированы почти что заподлицо с брусчатым покрытием и имеют ширину сантиметров двадцать.



- О! Это очень старая железная дорога, - пояснил местный житель. - Еще до Первой мировой войны по ней возили материал с кирпичного завода. С помощью лошадей. Самая настоящая конка.
Когда-то это дорога действительно упиралась в кирпичный завод. Мы пошли по ней, мимо каких-то бетонных противотанковых надолбов, мимо двух немецких башен-близнецов, возвышающихся недалеко от вокзала, а потом оказались на небольшом холме.



Здесь рельсы обрывались - конка давно уже стала частью истории. А на холме - еще один исторический след: памятник солдатам Первой мировой войны. Гранитный обелиск с изображением немецкого стального шлема и надписью «Нашим павшим товарищам». По-немецки, разумеется. Чисто и симпатично. Не исключено, что за своими павшими товарищами ухаживают их потомки из Германии.



«Порухали все!»
До войны поселок Железнодорожный имел куда более поэтическое название - Гердауэн. Назвали его так в честь Гердава - прусского вождя, который во время великого завоевания Пруссии перешел на сторону Тевтонского ордена, принял христианство и даже был впоследствии причислен к лику святых. В 1325 году орденские братья построили на высоком холме над рекой Омет каменный замок, со временем цитадель, точно мхом, обросла жилыми домами, общественными зданиями и хозяйственными строениями. К началу Второй мировой войны Гердауэн был небольшим - около 5 тысяч населения - но крайне живописным городком. Эту красоту он смог пронести и через годы войны - сильных разрушений здесь не было.





- Все называли Железнодорожный жемчужиной Калининградской области, - говорит пенсионерка Нина Антоновна Кушнер. Она приехала в Калининградскую область в далеком 1947 году. - Ведь было действительно очень красиво. Домики, как картинке. Дорожки, выложенные булыжником. Озеро, много зелени. А сейчас…
Сейчас в Железнодорожном тоже красиво. Но это какая-то извращенная красота. Это романтическая красота руин, которую любили изображать немецкие художники-романтики позапрошлого века. Подавляющее большинство старых немецких домов находится в ужасном состоянии. С каждым годом они разрушаются все больше.
- Вот, посмотрите, - говорит муж Нины Антоновны Михаил Михайлович Кушнир, - здесь был кинотеатр.
- Где? - удивляюсь.
Дело в том, что рука пенсионера указывает на пустое место.
- Да вот тут, возле кирхи. Фундамент еще остался. И окна подвала видны. Сгорел и никто восстанавливать его не стал.
Средневековая кирха и сама не Бог весть в каком состоянии - от нее осталась одна башня и три стены. Но держится пока, не сдается. А «друзей» у нее - старых немецких домов - с каждым годом все меньше.
- А вот на этом пустом месте булочная была, теперь нет, - говорит Нина Антоновна.- А какое пиво делали на нашем заводе! «Жигулевское», «Мартовское»… Грузили в бочки и отправляли в Союз.






Уголок средневекового Брюгге


Дом с гербом



Сейчас супруги Кушнир живут с детьми в Калининграде. Но часто приезжают в Железнодорожный.
- Больно смотреть на то, как приходит здесь все в упадок, - говорит Нина Антоновна.
- Неужели ничего хорошего?
- Ну, стали хорошо улицы мести, чистенько вокруг, но ведь порухали все!..

Замком владеет РПЦ
Последний раз в поселке Железнодорожный я был четыре года назад. Мы встречались тогда с предпринимателем Владимиром Колесником. Он выкупил здание старой немецкой мельницы из красного кирпича, собирался превратить ее в гостиницу. Но за четыре года работы не продвинулись. Во дворе мельницы Колесник содержит небольшой гостевой дом, на этом зарабатывает. «Поднять» реконструкцию мельницы в одиночку ему не под силу.


Мельница



Тогда же бессменный глава поселка Валерий Белорусский с энтузиазмом рассказывал о проекте «Город мастеров», который он собирался воплотить в Железнодорожном.
- Наш поселок – единственный в области, который сохранил три стадии развития средневекового города: орденский замок, замковую кирху и собственно сам город, - говорил тогда Белорусский. - Надеюсь, правительство обратит на нас внимание.
Но правительство пока не обратило, а сам Белорусский, видно, осилить этот проект не в состоянии. Хоть и любит старину, хоть и разукрасил свой кабинет довоенными картами и фотографиями.
Рядом с выкупленной бизнесменом Колесником мельницей, на холме, - руины тевтонского замка Гердауэн. Потенциально - это главная достопримечательность Железнодорожного. Это, простите за пафос, его сердце, точка, с которой когда-то, в темные века, все началось.


Ворота замка Гердауэн


Руины форбурга

Но «сердце» нынче, увы, совсем больное. Раньше в сохранившихся помещениях располагалась ветеринарная клиника, теперь нет ничего - только руины. И кучки молодежи, отмечающие приход весны.
- А замок не хотите выкупить? - спрашиваю Владимира Колесника. - Совсем ведь пропадет достопримечательность?
- Это невозможно, - отвечает предприниматель. - Замок РПЦ передали, они теперь там хозяева.
Однако РПЦ, как и все остальные (отдыхающая молодежь не в счет), к замку пока равнодушна. Наверное, еще и потому, что на соседнем холме появилась новехонькая православная церковь.





Пожалуй, это единственная новостройка в Железнодорожном. Хотя, нет. У подножья еще одного холма, который венчает кирха, появилась спортивная площадка. Детвора самозабвенно кидает мячики в кольцо и играет в футбол. Пацанам хорошо. Они радуются жизни. Потому что весна, потому что у них жизнь только началась. И, конечно, они не замечают, как кирха - эта древняя старуха, сгорбленная и невзрачная - смотрит на них с холма с немым укором. Им не понять ее, а ей - их.





ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Три факта из истории Гердауэна-Железнодорожного


1. Гердауэн дважды в своей истории получал статус города. Первый городской период длился с 1398 года по 1469 годы, когда Гердауэн был захвачен саксонским рыцарем Георгом фон Шлибеном. Второй раз статус города Гердауэн получил в 1825 году. После Второй мировой войны он снова его лишился.

2. Главной достопримечательностью Гердауэна в 16-18 веках был так называемый плавучий остров на озере Бактинзее. Основание острова представляли собой сплетенные корни кустарников. Он перемещался от дуновения ветра и был известен по всей Пруссии.

3. В послевоенные годы Железнодорожный район (поселок был тогда райцентром) в простонародье называли «свиным районом». А все потому, что в райкоме партии работали три товарища с говорящими фамилиями: Хрюкин, Кабанов и Хохряков.


  • 1
))) приезжайте-приезжайте

  • 1