Алексей Денисенков (_gothy_) wrote,
Алексей Денисенков
_gothy_

Categories:

Город-крепость Кенигсберг


Замок Вальдау в поселке Низовье.

Хочу поделиться некоторыми соображениями по поводу туристического бренда Калининграда. После разговора с политологом Игорем Минтусовым эта тема не покидала меня, периодически в голову приходили разные идеи, что нужно сделать, чтобы Калининград был (или стал) известен и справа по карте, и слева. Какие особенности нашего региона могли бы со временем выкристализоваться в туристический бренд и какие нужны действия, чтобы это произошло.

Итак, вот что у меня получилось. Это несколько процедур, которые необходимо осуществить, чтобы приблизиться к светлому туристическому будущему (здесь я не рассматриваю такие понятия как инвестиционный и внутренний бренды региона).


1. Возвращение Калининграду исторического названия.
Кто-то меня упрекнет, что Кенигсберга в нашем городе не осталось, для кого-то эта идея покажется и вовсе кощунственной: "Ну как же, наши деды своей кровью заплатили за Кенигсберг". Вот именно, что за Кенигсберг. Мой дед, ветеран войны Владимир Иванович Денисенков, иначе как Кенигсбергом этот город не называл. Он, правда, не являлся участником штурма в апреле 45-го, но и для участников этот город является именно Кенигсбергом. Поверьте, мы имеем богатый опыт общения с ветеранами войны. Поэтому если не раздувать политическую подоплеку, то противников переименования окажется не так уж и много. В основном их ряды составят трусливые чиновники, которые увидят в этом удар по государственности (вернее, они перепугаются, что какой-то там Большой Брат в Кремле или где-нибудь еще узрит этот удар по государственности и даст трандюлей этим самым чинвникам. За то, что не достаточно бдят). Кроме того, волны возмущения стоит ждать от как бы патриотично и державно настроенной общественности, которая спит и видит себя в возрожденном Советском Союзе, ощеренном ядерными боеголовками. Но это, надеюсь, вы со мной согласитесь, не наш путь.

Теперь про то, что "Кенигсберга не осталось". Вы знаете, это совершенно субъективное впечатление и я бы его вообще не стал рассматривать. Но пару слов скажу. Для кого-то не осталось, он видит исключительно Дом советов в окружении свиты из уродливых хрущевок и грязно-серых брежневок. Но есть и совершенно другие впечатления, причем делятся ими часто не калиниградцы, а жители других городов нашей страны. Они очарованы Кенигсбергом - городом, которого, по мнению их антиподов, больше нет. Замечу также, что до сих пор более 50 процентов жилого фонда Калининграда составляет немецкая застройка. Это официальные данные. Да, совок за несколько десятилетий своего существования на этой земле нанес ей сильный урон, в значительной степени разрушил имидж Восточной Пруссии. Однако это не смертельная болезнь, она излечима и в наших силах найти правильные лекарства и их применить.

Словом, никаких существенных преград для возвращения названия нет.

2. Акцент на образе "города-крепости"
Если вдуматься, что в Калининграде лучше всего сохранилось от довоенного Кенигсберга (который в свое время безусловно являлся брендом), то несложно прийти к выводу, что это крепостные сооружения. Несколько городских ворот, Литовский вал, башни, бастионы и прочие укрепления внутреннего вального кольца, наконец, внешнее оборонительное кольцо, состоящее из фортов. Образ города-крепости совершенно понятный. Кенигсберг на протяжении всей своей истории был форпостом, "непотопляемым авианосцем" - то на востоке, то на западе (в значительной степени таковым он является и сегодня, что мешает адекватному развитию региона). В рамках этой темы можно отыгрывать и наследие Тевтонского ордена, и присоединение Кенигсберга к России в ходе Семилетней войны, и Наполеоновские войны, и Первую мировую, и Великую Отечественную.

Сегодня для нужд индустрии туризма фортификационное богатство используется фрагментарно, хаотично, без какой бы то ни было внятной концепции. Музеи в Королевских, Фридландских и Фридрихсбургских воротах, музей в пятом форту и, пожалуй, все. На этом бренд города-крепости не выстроишь. Нужна концепция, которая собрала бы все эти материальные фрагменты воедино и наполнила их духовным или символическим содержанием.

3. Концепция и ее реализация
В концепции хотелось бы видеть четкое описание всех объектов "города-крепости": начиная от орденских замком и заканчивая разными военными примочками советской эпохи (типа ракетных шахт). Причем их география, естественно, не должна ограничиваться Калининградом - это вся область. Все объекты необходимо объединить сетью, состоящей из разнообразных тематических туристических маршрутов, - чтобы в сущности иметь единый туристический продукт, востребованный на международном рынке.

Дальше можно говорить о наборе процедур по реализации концепции.

а) Приведение в порядок основных объектов новой концепции (среди них - фортификационные сооружения, остатки замков и кирх, разного рода небольшие оборонные сооружения типа дотов и противотанковых надолбов и т.д.).

б) Создание соответствующей инфраструктуры (дороги, туристический транспорт, гостиницы, рестораны, развлекательные центры и т.д.)

в) Мощная рекламная кампания по продвижению бренда по обе стороны границы. Причем, кампания должна идти непрерывно на протяжении нескольких лет. Отдельные выставки и презентации делу не помогут. Хорошим рекламным толчком может стать чемпионат мира по футболу в 2018 году.

г) Постоянная работа с Москвой по поводу облегчения визового режима для въезжающих в регион иностранцев. В первую очередь, граждан Евросоюза и Китая (вал туристов из Поднебесной с каждым годом увеличивается). Здесь можно будет отыгрывать еще одну составную часть бренда - "Кенигсберг - это Россия без виз".

Естественно, для реализации подобных процедур потребуются весьма серьезные деньги. В идеале нужна специальная федеральная программа. Но если ее пробить не удастся (шансов, честно говоря, очень мало), то заниматься придется на региональном уровне и поэтапно выделять деньги из областного и местных бюджетов.

Как мне кажется, игра стоит свеч. Может быть не завтра, но послезавтра вложенные деньги начнут отбиваться. Как раз за счет развития туризма.
Tags: Восточная Пруссия, Калининград, Кенигсберг, Тевтонский орден, замки
Subscribe

  • Про дом на Литовском валу и не только

    Однажды я ехал в поезде с парнем из Белгорода. Он возвращался из Калининграда, где учился в пограничном институте, на историческую родину. - Где…

  • Как потеплеет, пойдем на митинг

    Наша акция продолжается. И снова звонит пенсионерка. - Это "Комсомольская правда"? - Да. - Это же предательство! Предательство! - Что именно? - Все…

  • Давайте весной высадим везде калину...

    Продолжаем выслушивать глас народа. Дозвонилась в газету Оксана Борисовна Зимова, чтобы поделиться своим мнением насчет переименовании Калининграда в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

  • Про дом на Литовском валу и не только

    Однажды я ехал в поезде с парнем из Белгорода. Он возвращался из Калининграда, где учился в пограничном институте, на историческую родину. - Где…

  • Как потеплеет, пойдем на митинг

    Наша акция продолжается. И снова звонит пенсионерка. - Это "Комсомольская правда"? - Да. - Это же предательство! Предательство! - Что именно? - Все…

  • Давайте весной высадим везде калину...

    Продолжаем выслушивать глас народа. Дозвонилась в газету Оксана Борисовна Зимова, чтобы поделиться своим мнением насчет переименовании Калининграда в…