?

Log in

No account? Create an account

Живой журнал Алексея Денисенкова

Систематическое изучение случая

Previous Entry Share Flag Next Entry
Бронепоезд из Кнайпхофа
Монжуик
_gothy_
Герцогство Кнайпхоф до войны обладало своими собственными вооруженными силами, способными несколько часов, а то и суток выдерживать натиск неприятеля. Имелся даже бронепоезд уникальной конструкции, который яростно отстреливался в апреле 1945 года от наступавших частей 11-й гвардейской армии генерала Кузьмы Галицкого.

ИЗ ДНЕВНИКА СОВЕТСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА
Рассказывает лейтенант Демьян Пороховиков, командир одной из рот 8-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии (запись сделана на основе фронтового дневника военнослужащего):

"Мы подошли к реке Прегель к двум часам дня 8 апреля. Кругом - руины, уцелевших домов - единицы. Я с бойцами второго взвода занял позицию возле красивого и почти целого дома прямо на берегу реки. Видеть такое роскошное здание было странно - наши артиллеристы и танки били прямой наводкой по замку. Снаряды, словно крупные огненные птицы, сметали все на своем пути. А у этого здания даже львы сохранились, охранявшие главный вход.

На том берегу реки было сплошное месиво из кирпичей. Из этих громадных куч поднимали свои уродливо-готические головы останки каких-то, как мне показалось, церквей и обычных домов, кое-где сохранились даже черепичные крыши. Вдалеке был виден шпиль огромного собора, его не разрушили, он служил хорошим ориентиром для наших летчиков. И среди этой массы развалин периодически то тут, то там вспыхивали огненные точки - гитлеровцы продолжали настырно отстреливаться.
Вдруг неожиданно на берег выскочила самоходка "Штуг" и начала палить прямо по нам. Бах-бах-бах-бах! Целая очередь залпов. Тогда тяжело ранило сержанта Черепанова, задело и меня, но вскользь, куском кирпича. Только гимнастерку на рукаве разорвало.
- Семенюк! Серый! - крикнул я. - Давай-ка долбани ее, тебе сподручней.
У красноармейца Семенюка, который ближе всего подполз к реке, была удобная позиция. Для него левый борт самоходки был полностью открыт. Боец и выстрелил по фашистской бронемашине из трофейного фаустпатрона. Раздался сильный взрыв, "Штуг" скрылся в вихре огня и дыма - Семенюк, похоже, попал в боекомплект.
- Молодец! - крикнул я.
Мы усилили огонь, чтобы полностью подавить очаги сопротивления на том берегу, чтобы первая штурмовая группа - в нее входили и три мои взвода - устремились по, как не странно, неразбомбленному мосту на остров. И вот, стрельба на фашистской стороне более-менее затихла и мои ребята бросились на мост... Вот тут-то и произошло страшное. Откуда-то, - такое чувство, что из-под земли - прямо перед нами вынырнула странная и страшная конструкция - иссиня-черная, с горящей свастикой на бортах. Во все стороны она ощетинила стволы пушек и пулеметов. И одновременно эта адская машинка начала палить - и по моим бойцам, и по второй штурмовой группе, шедшей вслед за нами, и по прикрывавшим наш прорыв артиллеристам. Начался кромешный ад - земля буквально встала на дыбы. Мне пробило каску в трех местах, кантузило, ранило в ногу и в правый бок, задело печень. Первый взвод был полностью уничтожен, из второго в живых остался только сержант Семенюк. Потери третьего были менее значительны. Но нам пришлось отступить. После этого скрылась и черная адская машина гитлеровцев".

Впоследствии выяснилось, что Демьян Пороховиков рассказывал о таинственном бронепоезде немцев, который был сделан на основе... самых обычных трамваев. Дело в том, что до войны все герцогство Кнайпхоф было буквально испещрено трамвайными линииями. Здесь, на малюсеньком клочке земли в самом сердце Кёнигсберга, было проложено то ли три, то ли четыре маршрута. Мало того, сущестовало еще и несколько подземных веток, по которым герцогство Кнайпхоф соединялось с остальными частями города. Зимой 1945-го, когда стало жарко в Восточной Пруссии, немцы приспособили эту разветвленную сеть железных дорог для обороны. А из двух обычных трамваев на подземных заводах Кёнигсберга был сделан специальный бронепоезд. Его еще называли "мини-бронепоезд".
- Первый рейс трамвайный бронепоезд совершил 18 марта 1945 года в район Юдиттен, где им была уничтожена советская автоколонна с горючим, - рассказывает Иван Дуденцов, управляющий Герцогством Кнайпхоф. - Но наибольший урон Красной Армии он нанес в решающий момент штурма Кенигсберга, 8 апреля. Тогда бронепоезд мотался по всему острову и расстреливал из своих многочисленных орудий наступавшие советские отряды. Время от время скрывался под землей, где заряжали его орудия и приводили в порядок.
9 апреля 1945-го уничтожить бронепоезд из Кнайпхофа не удалось. Он продолжил воевать и после подписания генералом Отто фон Ляшем акта о безоговорочной капитуляции гарнизона города-крепости Кёнигсберг. Только, когда наши войска штурмовали Подземный город, - в последних числах мая 1945 года! - бронепозд загнали в одну из отдаленных шахт под островом Ломзе и там расстреляли из самоходных орудий. Точнее, обездвижили. Потому что пробить броню, созданную на подземных заводах Кёнигсберга, советские орудия были не в состоянии. Когда бронепоезд перестал подавать признаки жизни, на штурм машины бросился взвод лейтенанта Чугуйнова. Красноармейцы сумели - хоть и с большим трудом - проникнуть внутрь конструкции и... никого там не нашли - ни живых, ни мертвых. Как приводилась в движение эта зловещая машина смерти, до сих пор остается загадкой.
Завеса тайны и над тем, что стало с бронепоездом из Кнайпхофа после войны. Говорили, что его отвезли на секретный полигон куда-то в казахские степи. Но вместе с другими бытует и другая версия. Кое-кто из нынешних обитателей острова Кнайпхоф каждый год, в марте и апреле, слышит под землей странный и страшный гул. Кажется, будто поезд несется на всех парах. И остановить его не может ничто на свете.


  • 1
Я слышал (якимов рассказывал) про неуловимый бронепоезд из-под фишхаузена

Возможно, тот же самый, что и в Гросс-Скайсгиррене. Про тот мне участник боёв за Большаково год назад рассказывал, и как потом его в Кёнигсберге увидел под обломками путепровода. Хотя если Якимов говорил про бои ПОСЛЕ 9 апреля - значит, другой. По советским бронепоездам в ВОВ недавно солидная книга вышла, а вот по немецким я пока ничего не встречал...

"якимовский" подбили уже в 20-х числах под Шиповкой. Это попало даже в сводку Левитана. Наверное, был последний

Бронепоезд PZ 76 был уничтожен 14 апреля шестеркой ИЛ-2.
В Кенигсберге находились на ремонте платформы от двух бронепоездов - PZ-68 и PT-23. Их соединили и получившийся панцерцуг использовали в обороне крепости. Ни одной фотографии не втречал бронепоезда в Кениге.


..the rest of pz 68, which had stayed i Konigsberg, had meanwhile been finished and was attached to pt 23. This unit was in the city during thi final russian attack, and took part in the defensive fighting to the bitter end, first at the main depot, then at the north station...

Про переделанные трамваи не слышал. Знаю, что из них баррикады делали.


  • 1