?

Log in

No account? Create an account

Живой журнал Алексея Денисенкова

Систематическое изучение случая

Previous Entry Share Next Entry
Бронепоезд из Кнайпхофа
Монжуик
_gothy_
Герцогство Кнайпхоф до войны обладало своими собственными вооруженными силами, способными несколько часов, а то и суток выдерживать натиск неприятеля. Имелся даже бронепоезд уникальной конструкции, который яростно отстреливался в апреле 1945 года от наступавших частей 11-й гвардейской армии генерала Кузьмы Галицкого.

ИЗ ДНЕВНИКА СОВЕТСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА
Рассказывает лейтенант Демьян Пороховиков, командир одной из рот 8-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии (запись сделана на основе фронтового дневника военнослужащего):

"Мы подошли к реке Прегель к двум часам дня 8 апреля. Кругом - руины, уцелевших домов - единицы. Я с бойцами второго взвода занял позицию возле красивого и почти целого дома прямо на берегу реки. Видеть такое роскошное здание было странно - наши артиллеристы и танки били прямой наводкой по замку. Снаряды, словно крупные огненные птицы, сметали все на своем пути. А у этого здания даже львы сохранились, охранявшие главный вход.

На том берегу реки было сплошное месиво из кирпичей. Из этих громадных куч поднимали свои уродливо-готические головы останки каких-то, как мне показалось, церквей и обычных домов, кое-где сохранились даже черепичные крыши. Вдалеке был виден шпиль огромного собора, его не разрушили, он служил хорошим ориентиром для наших летчиков. И среди этой массы развалин периодически то тут, то там вспыхивали огненные точки - гитлеровцы продолжали настырно отстреливаться.
Вдруг неожиданно на берег выскочила самоходка "Штуг" и начала палить прямо по нам. Бах-бах-бах-бах! Целая очередь залпов. Тогда тяжело ранило сержанта Черепанова, задело и меня, но вскользь, куском кирпича. Только гимнастерку на рукаве разорвало.
- Семенюк! Серый! - крикнул я. - Давай-ка долбани ее, тебе сподручней.
У красноармейца Семенюка, который ближе всего подполз к реке, была удобная позиция. Для него левый борт самоходки был полностью открыт. Боец и выстрелил по фашистской бронемашине из трофейного фаустпатрона. Раздался сильный взрыв, "Штуг" скрылся в вихре огня и дыма - Семенюк, похоже, попал в боекомплект.
- Молодец! - крикнул я.
Мы усилили огонь, чтобы полностью подавить очаги сопротивления на том берегу, чтобы первая штурмовая группа - в нее входили и три мои взвода - устремились по, как не странно, неразбомбленному мосту на остров. И вот, стрельба на фашистской стороне более-менее затихла и мои ребята бросились на мост... Вот тут-то и произошло страшное. Откуда-то, - такое чувство, что из-под земли - прямо перед нами вынырнула странная и страшная конструкция - иссиня-черная, с горящей свастикой на бортах. Во все стороны она ощетинила стволы пушек и пулеметов. И одновременно эта адская машинка начала палить - и по моим бойцам, и по второй штурмовой группе, шедшей вслед за нами, и по прикрывавшим наш прорыв артиллеристам. Начался кромешный ад - земля буквально встала на дыбы. Мне пробило каску в трех местах, кантузило, ранило в ногу и в правый бок, задело печень. Первый взвод был полностью уничтожен, из второго в живых остался только сержант Семенюк. Потери третьего были менее значительны. Но нам пришлось отступить. После этого скрылась и черная адская машина гитлеровцев".

Впоследствии выяснилось, что Демьян Пороховиков рассказывал о таинственном бронепоезде немцев, который был сделан на основе... самых обычных трамваев. Дело в том, что до войны все герцогство Кнайпхоф было буквально испещрено трамвайными линииями. Здесь, на малюсеньком клочке земли в самом сердце Кёнигсберга, было проложено то ли три, то ли четыре маршрута. Мало того, сущестовало еще и несколько подземных веток, по которым герцогство Кнайпхоф соединялось с остальными частями города. Зимой 1945-го, когда стало жарко в Восточной Пруссии, немцы приспособили эту разветвленную сеть железных дорог для обороны. А из двух обычных трамваев на подземных заводах Кёнигсберга был сделан специальный бронепоезд. Его еще называли "мини-бронепоезд".
- Первый рейс трамвайный бронепоезд совершил 18 марта 1945 года в район Юдиттен, где им была уничтожена советская автоколонна с горючим, - рассказывает Иван Дуденцов, управляющий Герцогством Кнайпхоф. - Но наибольший урон Красной Армии он нанес в решающий момент штурма Кенигсберга, 8 апреля. Тогда бронепоезд мотался по всему острову и расстреливал из своих многочисленных орудий наступавшие советские отряды. Время от время скрывался под землей, где заряжали его орудия и приводили в порядок.
9 апреля 1945-го уничтожить бронепоезд из Кнайпхофа не удалось. Он продолжил воевать и после подписания генералом Отто фон Ляшем акта о безоговорочной капитуляции гарнизона города-крепости Кёнигсберг. Только, когда наши войска штурмовали Подземный город, - в последних числах мая 1945 года! - бронепозд загнали в одну из отдаленных шахт под островом Ломзе и там расстреляли из самоходных орудий. Точнее, обездвижили. Потому что пробить броню, созданную на подземных заводах Кёнигсберга, советские орудия были не в состоянии. Когда бронепоезд перестал подавать признаки жизни, на штурм машины бросился взвод лейтенанта Чугуйнова. Красноармейцы сумели - хоть и с большим трудом - проникнуть внутрь конструкции и... никого там не нашли - ни живых, ни мертвых. Как приводилась в движение эта зловещая машина смерти, до сих пор остается загадкой.
Завеса тайны и над тем, что стало с бронепоездом из Кнайпхофа после войны. Говорили, что его отвезли на секретный полигон куда-то в казахские степи. Но вместе с другими бытует и другая версия. Кое-кто из нынешних обитателей острова Кнайпхоф каждый год, в марте и апреле, слышит под землей странный и страшный гул. Кажется, будто поезд несется на всех парах. И остановить его не может ничто на свете.


  • 1
бронепоезд здесь на самом деле фигурировал: в январе под Гросс-Скайсгирреном , в апреле - в самом Кёнигсберге. После штурма стоял, заваленный обломками, под мостом на Озерова...

  • 1