Алексей Денисенков (_gothy_) wrote,
Алексей Денисенков
_gothy_

Categories:

Как штурмовали Пиллау


Цитадель Пиллау.

25 апреля исполнилось 65 лет со дня взятия Пиллау – последнего оплота гитлеровцев в Восточной Пруссии.

Несмотря на то, что последние подразделения германской армии сдались нашим войскам лишь 8 мая – на косе Фрише-Нерунг (сегодня – Балтийская коса), - датой окончания Восточно-Прусской наступательной операции считается 25 апреля. Именно в этот день пал последний крупный оплот фашистов – хорошо укрепленный порт Пиллау. О малоизвестных эпизодах тех жестоких боев рассказал директор Историко-художественного музея, автор книги «Хроника штурма Пиллау» Сергей Якимов.

Сергей Якимов.

«КЁНИГСБЕРГСКИЕ ГОСТИНЦЫ»
Если начинали Восточно-Прусскую операцию в январе 1945 года армии трех фронтов, то заканчивать ее пришлось только одному – 3-му Белорусскому, которым после гибели генерала армии Черняховского командовал маршал Василевский. 1-й Прибалтийский фронт к апрелю был упразднен, 2-й Белорусский стремительно продвигался к Берлину.
- Тогда лучшие наши силы ушли на Берлин, - рассказывает Сергей Якимов. – Войска 3-го Белорусского практически не получали подкреплений. Единственными пополнениями были так называемые «кёнигсбергские гостинцы».
Так называли военнопленных, освобожденных из немецких концлагерей, во множестве разбросанных на территории Восточной Пруссии. Тысячи красноармейцев, попавших в плен еще в самом начале войны, получили свободу только к ее окончанию
- Эти люди смотрели на все квадратными глазами. Они, естественно, не видели погон на наших солдатах и офицерах - им сразу представлялись белогвардейцы, золотопогонники; они не знали, что такое автомат… Вот эти люди влились в ряды войск, завершавших Восточно-Прусскую операцию. Понятно, что их боевые характеристики были далеки до идеальных.
Немцы тоже были уже далеко не те, что в 1941-м, однако в обороне Восточной Пруссии участвовали элитные подразделения. В частности, в Хайлигенбайльском котле дрались дивизии «Герман Геринг» и «Великая Германия».
- В боях за Кёнигсберг и Пиллау закончили свой путь лучшие силы германской армии, - говорит Сергей Якимов.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА
У нас не принято афишировать тот факт, что первая попытка взятия Пиллау потерпела фиаско. Порт хотели штурмовать еще в феврале, однако немцы нанесли упреждающий удар.
- Войска 1-го Прибалтийского фронта, которыми командовал генерал Баграмян, получили приказ 20 февраля начать наступление на Пиллау, взять этот город, а также Фишхаузен (сегодня – Приморск). Однако немцы 19 февраля перешли в контрнаступление, отбросили наши войска и пробили коридор между окруженным в то время Кёнигсбергом и Пиллау. Им тогда удалось вывести по нему из Кёнигсберга сотни тысяч человек гражданского населения.
По словам Сергея Якимова, немецкая группировка была в то время очень сильна. Только под Хайлигенбайлем (нынешним Мамоново) стояло тогда около 20 дивизий 4-й армии – впрочем, уже окруженных и впоследствии в значительной степени уничтоженных.
- Полной блокады немецкой группировки в Восточной Пруссии нашим добиться не удалось, - продолжает историк. – Немцы не чувствовали себя окруженными, они в полный рост использовали Балтийское море для снабжения своих сил. Сталин не разрешил применять на Балтике большие корабли, а торпедные катера не могли целиком и полностью выполнить миссию.


ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Огневая точка между Пиллау и Фишхаузеном, соединенная с другими подземкой.

После взятия Кёнигсберга основные усилия Красной Армии в Восточной Пруссии были направлены на овладение Пиллау. Но это был крепкий орешек. Город окружали три пояса противотанковых рвов, множество дотов, дзотов, траншей. Вся территория была хорошо пристрелена.
- Помощь оказывали и немецкие корабли, стоявшие на рейде – их артиллерия приносила нашим наступающим частям серьезный урон, - говорит Якимов.
- А как же наше подавляющее господство в воздухе? – спрашиваю у историка.
- Во-первых, была неважная погода – облака и туманы, поэтому использование авиации было ограничено. Во-вторых, не надо забывать про немецкие силы ПВО. В районе Пиллау было сосредоточено около 30 зенитных батарей. Причем, зенитчики были настоящие мастера своего дела.
Еще одним элементом обороны была… подземная железная дорога, которая соединяла Пиллау и Фишхаузен.
- Эти данные я буквально на днях обнаружил в архиве, в одном из донесений советской разведки, датированным декабрем 1944 года. Оно основано на допросе военнопленных, - рассказывает Сергей Александрович. – С подземной железной дороги имелись выходы наверх, в казематы, где были оборудованы артиллерийские и пулеметные позиции. По подземке доставлялись боеприпасы. Сейчас вся эта система забетонирована.

БРОНЕПОЕЗД, КОТОРЫЙ ХОДИЛ ПО КРУГУ
В Восточно-Прусской операции активно использовались бронепоезда – сеть железных дорог на этой территории 65 лет назад была развита лучше, чем сейчас. Нашим войскам немецкие локомотивы доставили многих хлопот. Последний из них был уничтожен перед самым штурмом Пиллау в районе нынешнего поселка Шиповка.
- Наши летчики давно охотились за этим бронепоездом, - говорит Сергей Якимов. – Он мотался по круговому маршруту, который и сегодня существует, соединяя Калининград, Зеленоградск, Янтарный, Балтийск. Долгое время был неуловим, но ближе к 20 апреля попался. На 12-м заходе накрыли его бомбовым ударом.

ТРОФЕЙНЫЕ КОМАНДЫ
Неотъемлемой частью наступления Красной Армии была работа трофейных команд. Понятно, что Восточная Пруссия представляла большой интерес с точки зрения культурных, да и не только культурных ценностей, поэтому специальные подразделения шли сразу за боевыми частями. А иногда… перед ними.
- Был такой город – Ширвиндт, недалеко от границы СССР, сейчас это поле в Краснознаменском районе, - продолжает историк. – Так вот, наши взяли его без особых проблем. И вот почему. Трофейные команды – а это обозы, обозы и еще раз обозы – по ошибке вошли в Ширвиндт, думая, что он уже взят нашими войсками. Оказалось, что там немцы. Но фашисты, увидев, что в город въезжают русские обозы поняли, что дело швах – если уж обозы едут! - и отступили.
Хватало трофейных команд и на подступах к Пиллау. Иногда боевым частям приходилось расчищать себе дорогу с помощью танков – сталкивать грузовики с узкой дороги в кювет.
- Немцы вывезли в Пиллау огромное количество культурных ценностей, - заключает Сергей Якимов. – Судьба большинства из них не известна до сих пор.

ЖЕСТОКИЕ БОИ
Бои за Пиллау были очень кровопролитными и тяжелыми. Немцы сопротивлялись изо всех сил – у них не было другого выхода.
- Ни о какой добровольной капитуляции речь не шла, - говорит Якимов. – Приходилось биться за каждый километр. Вначале задача овладения Пиллау была поставлена 2-й гвардейской армии генерала Чанчибадзе. Но ее солдаты, видно, утратили вкус войны – после взятия Кёнигсберга армия находилась на отдыхе в Кранце – и стали терпеть поражение.
Тогда Василевский бросил на Пиллау проверенных зубров – бойцов 11-й гвардейской армии генерал-полковника Кузьмы Галицкого, которая 9 апреля с триумфом овладела Кёнигсбергом.
11-я армия понесла тяжелые потери, но победила. 25 апреля цитадель Пиллау, заложенная в XVII веке шведским королем Густавом Адольфом из кирпича древних орденских замков Лохштедт и Бальга, пала. При этом штаб немецкой группировки в плен не попал – офицеры каким-то образом ушли. Сергей Якимов предполагает, что по подземному тоннелю на косу Фрише-Нерунг.
Об ожесточенности боев за Пиллау говорит такой случай.
- После взятия Кёнигсберга в городе расположилась 50-я армия, позднее переброшенная на Дальний Восток на войну с Японией, - рассказывает Сергей Якимов. - И через несколько дней в Кёнигсберге началось некоторое оживление – открылись парикмахерские, магазины. Но после взятия Пиллау в Кёнигсберг вернулась 11-я гвардейская армия. Ее бойцы были настолько ожесточены потерями при Пиллау, что в Кёнигсберге были введены драконовские законы. Все заведения, понятное дело, закрылись.
Tags: Восточная Пруссия, Кенигсберг, Пиллау, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments