D.A.P. (_goretz_) wrote,
D.A.P.
_goretz_

Categories:

РАВ АВРААМ-ИЦХАК hа-КОhЕН КУК

Из книги "День Независимости и День Освобождения Иерусалима" под ред. П.Полонского, Иерусалим, 1992.


Настоящее цельное выражение философия религиозного сионизма получила в работах и в деятельности рава Авраама-Ицхака hа-Коhена Кука (1865 г., Литва - 1935 г., Иерусалим), выдающегося религиозного авторитета, философа и каббалиста, одного из руководителей еврейского ишува в Земле Израиля. Р. А.-И.Кук родился в маленьком литовском местечке в раввинской семье и получил классическое религиозное образование. Высшее религиозное образование он получил в крупнейшей в Литве Воложинской иешиве, где очень сблизился с ее главой, р. Н.Ц.И.Берлином, который был активным сторонником движения "Хибат Цийон". Кроме обычных иешивных предметов, р. Кук изучал также современный иврит и литературу, еврейскую и общую философию, Каббалу. После окончания иешивы он в течение 16 лет служил раввином в маленьких литовских городках, а в 1904 г. переехал в Землю Израиля, где стал раввином Яффо и практически всего "нового ишува". В 1919 г. он стал главным раввином Иерусалима, а в 1921 г., в связи с образованием Главного Раввината, был избран на пост первого ашкеназского главного раввина Земли Израиля, который он занимал до своей смерти в 1935 г.

Являясь яркой личностью, с совершенно независимой и внутренне очень последовательной системой взглядов, р. А.-И.Кук удивительным образом находился в оппозиции к каждому из существовавших в то время среди евреев Земли Израиля течений - и в то же время имел с каждым из них нечто общее, что делало его как бы "точкой пересечения" всего еврейского населения страны. Рав Кук не боялся открыто отстаивать свое мнение и даже вступать в конфликт, и вокруг его имени постоянно кипели страсти.

Р. А.-И.Кук активно поддерживал современных ему сионистов Второй и Третьей алии, несмотря на их ярко выраженную (а иногда даже фанатичную) антирелигиозность. В то же время он находился в постоянной полемике с этими сионистами, доказывая им, что сионизм не может по-настоящему расцвести в отрыве от религии; что они отрицают иудаизм из-за несогласия с его внешними проявлениями - при том, что они сами не осознают, насколько будущее сионистского движения нуждается в черпании жизненной силы из иудаизма. И при том, что широкие массы этих нерелигиозных сионистов очень уважали р.Кука - чего не было в то время ни с каким другим раввином, - многие деятели этого движения относились к нему с опаской.

Рав Кук воспитывался в иешиве и считал развитие иешив важнейшей и необходимой частью еврейской жизни. В то же время он критиковал современные ему иешивы за то, что они не дают общего светского образования. Он считал, что необходимо создать обновленную иешиву, в которой изучались бы как Библия, Талмуд и еврейская мысль, так и светские науки, а также социологические дисциплины и литература. Ее выпускники стали бы подлинными учителями и духовными лидерами своих общин. В 1924 г. рав Кук основал в Иерусалиме иешиву, резко отличавшуюся от других подходом к изучению религии и отношением к сионизму; она приобрела известность под названием "Мерказ hа-Рав".

Рав Кук активно поддерживал университет, считал широкое светское образование совершенно необходимым, был сам очень образован в современной ему науке. Но при всем своем уважении к науке рав Кук указывал, что занятие исключительно наукой таит в себе угрозу отчуждения человека от вечных духовных ценностей, и поэтому призывал к синтезу религиозных и светских знаний.

Рав Кук поддерживал рабочее движение в Израиле, ценил его за "страсть к социальной справедливости" и постоянно указывал, что последовательное применение законов Торы в социально-экономических вопросах несовместимо с чисто капиталистической системой: Тора в законах о десятине, благотворительности, седьмом и юбилейном годе и во многих других законах и принципах ограничивает привилегии собственников и налагает на них тяжелые обязательства, она требует определенного перераспределения заработанных средств в пользу малоимущих, т.е. социальных гарантий. Но в то же время рав Кук резко выступил против руководителей рабочего движения, когда после убийства одного из лидеров партии МАПАЙ Х. Арлозорова они по чисто политическим причинам обвинили в этом убийстве партию сионистов-ревизионистов (последователей Жаботинского). Эта критика привела рава Кука к конфликту с рабочим движением в стране.

И, наконец, несмотря на всю нравственную и действенную поддержку религиозно-сионистской партии Мизрахи - конечно, наиболее близкой ему группы в еврейском населении страны в то время - при том, что он очень ценил Мизрахи за ее достижения в практической области, он постоянно указывал на то, что Мизрахи слишком прагматична и не создает для сионистского движения настоящего духовного лидерства.

Вот как описывает р. А.-И.Кука проф.Биньямин Иш-Шалом (в лекции, прочитанной в рамках "открытого университета"):

...Проясняя смысл каббалистических идей о ступенях Божественного проявления в мире и о сути Торы, р. Кук резко изменяет привычное нам понимание концепции "откровения". Божественное откровение не понимается им только как чудесное сверхъестественное событие или как явное пророчество - т.е. поток знания, вливающийся в сознание человека из небесных сфер. Но он считает Божественным откровением также трансцендентальное измерение обычной, естественной реальности - т.е. подчеркивает, что Бог открывается нам в природе и в культуре, в творческой деятельности человека вообще и творчестве и деятельности Израиля в особенности.

Интуиции народа Израиля, проходящие в свободе духовной, составляют, таким образом, "Божественные тайны". И даже спонтанный прорыв целого поколения за рамки Галахи, из пределов Торы в "секулярность" [поскольку он привел к чрезвычайно важным положительным явлениям: к заселению евреями Святой Земли и к возможности осуществить на ней Тору] - свидетельствует задним числом, что тут было истинное откровение воли Бога. И потому свершения халуцев Второй алии, несмотря на то, что они были вероотступниками, есть, по р. Куку, одно из выражений фундаментального положительного процесса движения к Богу в народе Израиля и во всем мире.

Рав Кук реинтерпретировал действительность вокруг себя. Получив признание - или, по крайней мере, уважение, - его идеи изменили психологический настрой сотен тысяч, если не миллионов евреев в нашем веке; они повлияли на общественные силы, школьные программы, политические партии, поселенческие движения и т.д. Просто поразительно, что концепция, которая, в сущности, целиком базируется на Каббале и глубокой мистике, оказала такое громадное влияние на развитие жизни нашего народа в цинично-прагматичном XX веке.

До рава Кука в религиозных кругах господствовало восприятие секулярных еврейских движений как чего-то не только принципиально неправильного, но и "тупикового", какой-то больной ветви, которая должна засохнуть и отмереть при последующем магистральном развитии еврейского народа - подобно тому, как это происходило в прошлом с другими ересями: садукеями, караимами, выкрестами, последователями Спинозы или лже-мессианских течений XVII века. В свою очередь, нерелигиозные похожим образом относились к религиозным, считая их "отмирающей группой средневековых мракобесов", которая вскоре, с развитием просвещения, техники, либерализма, социализма и т.п. совершенно исчезнет. У каждой из сторон не было внутреннего уважения к тому духовному содержанию, которое несла противоположная сторона.

Рав Кук, реинтерпретировав действительность, выдвинул концепцию, новую для обеих сторон. Он воплотил в себе точку их духовного, а не просто практического соприкосновения. Вначале обе стороны воззрились на него с удивлением, и это вызвало его конфликт со всеми; и лишь по прошествии многих лет его концепции стали принятыми во многих кругах и заставили обе стороны измениться.

После смерти р. А.-И.Кука духовным лидером религиозно-сионистского движения стал его сын, рабби Цви-Иеhуда Кук (1890, Литва - 1982, Иерусалим). Р. Ц.-И.Кук требовал от религиозных кругов однозначной поддержки провозглашения Государства Израиль, возглавлял иешиву Мерказ hа-Рав, где его учениками было большинство нынешних сионистских раввинов Израиля. После Шестидневной войны он был категорически против возвращения арабам занятых Израилем территорий и был духовным лидером поселенческого движения "Гуш Эмуним"
Subscribe

  • Не могу убить комара

    Вот сижу я, и жду я, и ждую думу дремучую как бы мне изловчиться убить комара. На экран он гад не садится возле лампы вьется, ждет меня он гад. Умная…

  • web 3.0

    Nice question on e8-th minute

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments