имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде. (_glav_) wrote,
имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде.
_glav_

Category:

клиент и товар

Известно, что бизнес-модель социальных сетей построена на показах рекламы пользователям. Одним из следствий этого является то, что пользователи являются не клиентами социальных сетей, а "товаром". Это выражается в таких, уже ставших "бытовыми", понятиях как "количество подписчиков", "монетизация", и и прочую борьбу за лайки (очень напоминает систему цитирования в науке, но сейчас не об этом).

С другой стороны, опыт того же ЖЖ, с его платным аккаунтом, а также всяких Нетфликсов, с подписками на библиотеки фильмов, показывает, что рекламу смотреть не обязательно. Оплачивая аккаунт, мы как бы выкупаем "время", потраченное на просмор рекламы. По идее, цена подписки должна отражать бюджетный баланс корпорации, доход которой формируется либо теми, кто платит за рекламу (которую показываю пользователям), либо пользовательской подпиской. Точно также, цена подписки отражает "личный" баланс пользователя, который платит за пользование соцсетями либо своим временем просмотра рекламы, либо непосредственно деньгами. Всем хорошо, каждый выбирает, что ему более важно.

Это, в свою очередь, напоминает систему налогооблажения в государстве. Чем больше услуг предлагает государство, тем выше является цена "подписки" на это государство, т.е. величина налогов. В Советском Союзе были поездки "на картошку", работа по распределению после университета, обязательная воинская повинность, которые можно рассматривать в качестве аналога просмотра рекламы и оплаты услуг своим временем. В современных странах преобладает система "подписки", но, наверное, можно найти и примеры с "рекламой".

Что важно, что существование таких двух систем одновременно делает наш статус "клиента" или "товара" расплывчатым. Хотим - становимся "клиентами", хотим - "товаром". Кажется, это массово ещё не осознаётся, но последствия могут быть сравнимыми с таковыми, когда произошёл переход от феодальной и рабовладельческой системы к республике и всеобщим правам человека. Тогда, я так понимаю, рабы и крестьяне не считались полноценными людьми, отсюда и их положение. "Как только" возникло понимание (видимо, движимое экономической необходимостью), что каждый хомо сапиенс - это равный человек с соответствующими правами, "сразу же" стали рушиться феодальный строй в Европе и рабовладельческий в США. Сейчас мы имеем "новое" понимание: человек может быть как "товаром"(объектом), так и "клиентом" (субъектом), причём одновременно, состоя в отношениях с несколькими другими сущностями. Своего рода общественный кот Шредингера. Кажется, нечто похожее (в смысле дуализма, но не в смысле функции) существует при разделении на "физические" и "юридические" лица (так, человек может создать ООО, став юрлицом и неся иную ответственность чем он же, будучи физлицом).

This entry was originally posted at https://glav.dreamwidth.org/714919.html. Please comment there using OpenID.
Tags: philosophy, society
Subscribe

  • lifestyle

    Обратил внимание на некоторую фундаментальную inconsistency в современном медицинском подходе к лечению болезней. С одной стороны, насколько я…

  • Cancel culture

    Осознал, что опасаюсь публично лайкать вот такой пост в фб сообществе посвящённом языковому каламбуру Это, наверное, хорошо: способствует…

  • "антирасизм"

    Я так понимаю, у всего этого " антирасизма" в США есть одно "фундаментальное" объяснение. Т.е. если исключить "системные" "бытовые" факторы:…

Comments for this post were disabled by the author