имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде. (_glav_) wrote,
имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде.
_glav_

Category:

чувства и мифы

Одна из сцен в сериале про шпионов, где "хорошие парни" сражаются с "плохими парнями", навела такие мысли. Один из героев-шпионов, будучи террористом в прошлом, не приемлет принцип "цель оправдывает средства", - и чувствует себя плохо, когда в результате решения определённой задачи страдают невиновные люди. Другой герой-террорист-в-прошлом, такими страданиями не заморачивается, его интересуют только деньги. Деньги, очевидно, нужны ему для получения удовольствия, т.е. что-бы чувствовать себя хорошо.

Если отвлечься от конкретного сюжета, то оба георя движимы тем же самым мотивом: чувствовать себя хорошо. Разница лишь в том, какими способами они достигают этого состояния. Первому необходимо следование определённому моральному кодексу (чтобы невинные люди не страдали), второму необходимо удовлетворение определённых физиологических потребностей. С точки зрения конкретного человека следовать моральному кодексу очень просто: достаточно просто ничего не делать, и никто от этих действий страдать не будет. А удовлетворять физиологические потребности может быть очень сложно: на дорогие яхты, самолёты, шампанское и девочек нужны большие деньги, которые на дороге не валяются.

Моральный кодекс, как говорит нам Харари, это миф, он существует только в головах людей. С одной стороны, создание такого мифа требует огромных усилий. Но, с другой стороны, мир, в котором существуют такие мифы, гораздо сплочённе и имеет гораздо меньшие издержки функционирования по сравнению с миром, в котором такого мифа не существует. С третьей стороны, говорить об изжержках имеет смысл только когда определены ценности. И если ценности таковы, что "страдания невинных людей" не являются особо важными, а важны, например, "только мои чувства" или индустриализация, то на эти страдания можно и не обращать внимания. Таким образом получается, что мифы - это своего рода системы с обратной связью: они полезны и функциональны только, если большое количество людей их разделяет.

"Плохие парни", которых обычно изображают "психопатами" или "злом", это те, кто не вписывается в принятый социальный миф. И если они угрожают ценностям этого мифа, то вполне естественно, что их стремятся нейтрализовать.

В этом контексте интересно, в какой мере наши чувства обуславливаются социальными ценностями (в т.ч. домашним воспитанием), а в какой - естественными инстинктами, сформированными биологическим отбором. Где-то читал, что, например, чувство отвращения к запаху гнилого мяса - своего рода биологический инстинкт, а вот отвращение к людоедству, например, - социальный конструкт, т.к. известны примеры людоедских племён (хотя, непонятно, почему они все друг друга не переели изначально).

This entry was originally posted at https://glav.dreamwidth.org/685726.html. Please comment there using OpenID.
Tags: philosophy
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author