имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде. (_glav_) wrote,
имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде.
_glav_

Category:

фейсбук как иллюстрация научного мира

Не занимался историей этого вопроса, но судя по тому, что популярный наукометричный показатель индекс Хирша появился только в 2005 году, количество цитирований как способ оценки качества научной работы стало использоваться совсем недавно. С одной стороны "качество работы" - это неформализуемое понятие, и любой формальный критерий так или иначе будет не учитывать те или иные аспекты этого "качества". С другой стороны, коль скоро формальный критерий качества "озвучен" и по нему производится "отбор" (например, при приёме на работу), люди будут стремиться оптимизировать именно этот критерий, а не эфемерное "качество".

В "быту" мы можем это наблюдать на примере популярности различных фейсбук и инстаграм аккаунтов, которая измеряется лайками и количеством подписчиков:
Лайки в Фейсбуке часто обусловлены созданием групп поддержки и групп взаимного восхищения. Иногда ерундовый постинг с кошечками набирает несколько тысяч лайков, а умное не стандартное рассуждение - ни одного. Часто люди ставят лайки, даже не прочитав текст по ссылке. Иногда чтобы подлизаться к автору поста. Иногда - рассчитывая на ответное внимание. Все это причины, не связанные с качеством поста. Означает ли это, что такие необоснованные лайки нужно исключить из учета? Думаю, что нет, потому что в этом суть лайков и состоит - они не объективны. Они именно отражают ваше умение создать общество взаимного восхищения, увлечь людей, желающих к вам подлизаться. Это и есть популярность.

Цитирование в научной литературе тоже мера популярности, со всеми присущими популярности проблемами.
Умные Гугл и Фейсбук нашли способ монетизировать популярность, который переводит некий неформализуемый "вес" веб-страницы в деньги. И сразу появились всякие оптимизаторы, которые раскручивают (и даже накручивают) страницы, с целью повышения дохода. Этот доход, в свою очередь, можно направить и на улучшение качества контента (наняв специалистов, например), а также на ещё бОльшую раскрутку, что становится самоподдерживающим процессом. В итоге привлечённые деньги становятся мерой успешности и качества того или иного блоггера.

Занимательно, что нечто похожее можно сказать и про научную среду. По ссылке примеры из личной практики автора, один из которых точно повсеместный:
В любом объявлении о вакансии написано "create strong eхternally funded research program". Это часть job description.
Качественно иная ситуация, по моим ощущениям, в среде окружающих меня программистов или даже в научно-исследовательских отделах промышленных компаний. Несмотря на то, что они работают на компании, единственной целью которых является принесение прибыли. Все такие инженеры являются наёмными работниками, job description которых является выполнять поставленные руководством задачи. А "монетизация" - это уже job description сугубо руководства этих инженеров. Несмотряна то, что менеджеров никто не любит, такое "разделение труда" позволяет каждому заниматься своим делом: инженерам - ковыряться в коде или приборах, а менеджерам - монетизировать контент.

This entry was originally posted at https://glav.dreamwidth.org/678049.html. Please comment there using OpenID.
Tags: philosophy, science
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author