имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде. (_glav_) wrote,
имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде.
_glav_

Category:

женщины в науке

Увидел в инстаграме микробиолога, которая постит красивые картинки бактерий и микроорганизмов из-под микроскопа, что сегодня международный день женщин в науке. На сайте ООН говорится, что
At present, less than 30 per cent of researchers worldwide are women. According to UNESCO data (2014 - 2016), only around 30 per cent of all female students select STEM-related fields in higher education.
и на соседней странице
A significant gender gap has persisted throughout the years at all levels of science, technology, engineering and mathematics (STEM) disciplines all over the world. Even though women have made tremendous progresses towards increasing their participation in higher education, they are still underrepresented in these fields.
Несмотря на казалось бы clear message, тут намешаны в кучу несколько вещей.

Во-первых, смешиваются понятия Science и STEM. Хоть STEM и включает в себя слово Science буквально, не очень понятно, что он в себя не включает, а также как они соотносятся по сути, а не буквально. В бытовой речи, да и выше по ссылкам "science" означает "research". Но research можно делать не только в физике и химии, но и в литературе и искусстве, т.е. в том, что обычно обозначается Arts & Humanities, которые, по идее, в STEM не включаются. Т.о. возможна ситуация, когда некоторая дисциплина обозначается как Science, но не является частью STEM.

Я погуглил и нашёл некий доклад prepared for Members and Committees of Congress США, в котором обсуждается, что такое STEM:
Whether it is visas for foreign workers, scholarships for STEM majors, or funding for scientific research, the question of what we mean by the term “STEM” is central to the federal policy conversation. Some federal agencies, such as the NSF, use a broader definition of STEM that includes psychology and the social sciences (e.g., political science, economics) as well as the so-called core sciences and engineering (e.g., physics, chemistry, mathematics). Others, including the Department of Homeland Security (DHS), U.S. Immigration and Customs Enforcement (ICE), use a narrower definition that generally excludes social sciences and focuses on mathematics, chemistry, physics, computer and information sciences, and engineering. Some analysts argue that field-specific definitions such as these are too static and that definitions of STEM should focus on “an assemblage of practices and processes that transcend disciplinary lines and from which knowledge and learning of a particular kind emerges
Понятно, что когда меряют всякие индикаторы, эти вещи чётко оговариваются. Но потом, когда результаты идут в народ, все детали теряются и каждый понимает под этими словами то, что хочет. Более того, такая неопределённость позволяет журналистам и политикам говорить лозунгами, не заботясь о реальном содержании транслируемых ими идей.

ЮНЕСКО сделала красивую интерактивную даграмму, которая показывает долю женщин на трёх этапах карьеры: которые учатся в университете, которые учатся в аспирантуре, и которые занимаются research (в университетах или в R&D отделах компаний и оргранизаций). Данные можно увидеть, кликнув на какую-то страну, либо загрузив всю таблицу в текстовом формате. Графиков я не нашёл, так что о тенденциях говорить сложно. Из того, что я покликал, в каждой стране женщин-студенток больше чем женщин-аспиранток, которых, в свою очередь, больше чем женщин-researchers. Причём в западных странах доля студенток больше 50 %. Интересно, что данных по "ключевым" странам, которые задают мировой тренд, США, Канады, Австралии, Китая, Индии - там нет.

Второй важный аспект, который смешивается в кучу, это различие между research и обучением в университете. Университетский диплом сейчас является более-менее показателем развитости и массовости, так что судить о состоянии дел в "образовании и науке" имеет смысл как раз по нему. Наоборот, research - это настолько узкая область деятельности, что доля людей, которая этим занимается ничтожна. А малые выборки, как известно, не обязаны отражать статистику всей популяции.

Если же говорить об образовании, то, по крайней мере в США, underrepresented оказываются мужчины, а не женщины. Gender Distribution of Bachelor's Degrees in the Humanities показывает, что женщины доминируют во всех дисциплинах, кроме инженерных. Более того, общий паритет был достигнут аж в 1980х годах, а в "научных" и "бизнес" дисциплинах - в 1990х


Наверняка, в отсталых и/или развивающихся странах дисбаланс по-прежнему есть. И это как раз повод для актвности всяких международжных организаций типа ООН. Но ведь основной активизм по этому поводу слышен как раз в развитых странах, где паритет уже давно достигнут. Т.е. они ломятся в открытую дверь, занимаясь надуманными проблемами. Более того, в тех развивающихся странах, где гендерный дисбаланс существенен, кажется, что это не самая главная проблема. Главная проблема там - коррупция, которая мешает нормальному экономиическому развитию, которое является важной движущей силой для гендерного равенства.

This entry was originally posted at https://glav.dreamwidth.org/662841.html. Please comment there using OpenID.
Tags: gender, science
Subscribe

  • Красивая. Купим.

    Каждый раз, когда вижу в инстаграме подобные картинки, осознаю, насколько далеки современные феминистки и прочие адвокаты "gender equality" от…

  • Палец и воля

    Когда я листаю пальцем ленту фейсбучека на телефоне, в какой-то момент мне это надоедает, и я нажимаю на кнопку "назад", что переводит ленту в…

  • уверенность

    Общаюсь сейчас с большим количеством студентов и обратил внимание на одну особенность. Студенты могут быть более или менее smart, но в целом они все…

Comments for this post were disabled by the author