Артем Ксенофонтов (_game__over_) wrote,
Артем Ксенофонтов
_game__over_

Городские прогулки. Ночная Казань

Сегодня вернулся из Казани. Что хочу сказать: для меня, как человека, влюбленного в Самару, Казань была унизительна своим ВЕЛИКОЛЕПИЕМ. Может быть я и не был в сказке Шехерезады, но как выглядит предисловие к 1000 и одной ночи я точно увидел!

1: :
 
Даже в 5 утра, ещё непроснувшаяся Казань радует яркими огнями и приятным весенним воздухом. Железнодорожный вокзал, на который я прибыл, не поражает размерами: по сравнению с нашим он просто микроскопический. Но он очень уютный и если бы не привычная вокзальная суета, можно было бы сказать, что в нем вполне можно находиться долгое время.
 
2: :

Торговый центр "Кольцо" на центральной улице Пушкина. Классный центр, часть которого находится под землей, а свет проникает внутрь через прозрачный купол.
 
 
3: :
 

Одно из центровых мест для гостей столицы Татарстана - гостиница Татарстан.
 
4: :
 

5: :

6: :

Улица Пушкина. Голубая крыша - это крыша театра Камала
 

7: :
 

В любой уважающей себя столице должен быть ЦУМ и ГУМ. И тот и другой в Казани - есть.
 

8: :

Гостиница "Шаляпин" на пешеходной улице Баумана и колокольня церкви Богоявления вечером смотрятся просто потрясающе. Гостиница носит название в честь знаменитого оперного певца не просто так. Прямо за отелем и колокольней находится церковь, где крестили Федора Ивановича. Каменная колокольня церкви Богоявления в Казани построена на средства купца Ивана Кривоносова, который завещал в 1892 году Богоявленской церкви 35 тыс. рублей, из них 25 тыс. - на строительство колокольни. 1 октября 1900 года был торжественно осуществлен подъем колокола весом 526 пудов, пожертвованного И.С. и Е.А. Кривоносовыми. Колокольня использовалась как звонница и как храмовое помещение. В 1920-1990-е годы здание колокольни использовалось под склады, магазины, мастерские - в том числе, архитектурные. В 1999 году Богоявленская колокольня была отреставрирована.
 
9: :
 
10: :
 
 
11: :
 
 
12: :

Местные развлекательные центры и клубы вечером смотрятся очень привлекательно и зазывно манят огнями.
 
 
13: :
 
 
14: :
 
Ещё одно практически культовое место Казани, это так называемая Сковородка. Круглая площадь между корпусами Казанского государственного университета. Тут тусит молодежь, студенты обмениваются последними новостями и обсуждают преподов.
 
 
15: :

Казанский университет - очень мощная единица в российском научном сообществе. Во-первых, это один из старейших ВУЗов России (основан в 1804г.), во-вторых, в числе студентов университета были выдающиеся ученые, а также представители культуры, общественные деятели: С.Т.Аксаков, М.А.Балакирев, П.И.Мельников-Печерский, Л.Н.Толстой, В.И.Ульянов-Ленин, В.Хлебников. В-третьих, по сей день Казанский универсистет входит в десятку самых серьезных ВУЗов страны.
 
16: :
 
 
17: :
 
 
18: :
 
 
Забавный поворот истории. В центре "Сковородки" стоит памятник Ленину, которого, между прочим, из КГУ - исключили.
 
 
19: :
 
 
20: :

Физический корпус КГУ

21: :

А дальше идем гулять по ул. Кремлевской...

22: :

23: :

Петропавловский собор в вечернем небе появляется очень неожиданно.

Возведение в Казани храма в честь титульного святого Петра Первого связано с его посещением города в 1722 году. По пути в Персию в Казани Петр собирался посетить Адмиралтейскую слободу, где строились корабли для русского флота, и государственные мануфактуры, на которых шилась солдатская форма для русской армии. Адмиралтейской слободой царь Петр остался доволен. Что же касается государственных мануфактур, то условия для рабочих мануфактур были очень плохими, поэтому Петр решил подарить их русскому купцу Михляеву. В доме купца он и остановился в Казани, где он праздновал также свой день рождения.
 
24: :

Как гласит предание, в честь русского царя Михляев поклялся построить в г. Казани красивый православный храм. Сначала храм пытались построить силами казанских архитекторов, однако, когда собор был почти готов, здание рухнуло. Тогда Петр послал в Казань московских мастеров. Своим стилем, в котором присутствуют восточные мотивы, храм выделяется из общего контекста нарышкинского барокко.Его необычный вид — пестрота красок, лепнина из фруктов и цветов — наводит некоторых ученых на мысль, что в строительстве участвовали также и татарские мастера, так как именно такие украшение свойственны татарской архитектуре.

После революции 1917 года в Петропавловском соборе находился планетарий, в 90-е годы собор был передан верующим.

25: :


Ну а дальше выходим к казанскому Кремлю и Спасской башне...
 
26: :

Наибольший интерес  в  художественном  отношении  представляет,  несомненно, Спасская  башня.  Первоначально
она  была  двухъярусной  постройкой   почти кубической формы.  Стены  её,  возведённые  из  известняка,  
были перекрыты деревянной крышей  с  небольшой  дозорной  вышкой  на  ней.  Над  проездными воротами в  
специальной  нише  выставлялась  икона  с  изображением  Христа-спасителя. Отсюда и возникло её название.
27: :


В 18 веке над Спасской башней были установлены необычные часы: их  циферблат вращался  вокруг   неподвижной
стрелки.   В   настоящее   время   работают электрические часы. Колокол отбивает время – часовые и 
получасовые удары.
28: :

29: :

Внутри Кремля ходим в одиночестве и молча, чтобы от переизбытка чувств язык не прикусить...

30: :
 
31: :
 
Мечеть Кул Шариф (тат. Qolşərif məçete, Колшәриф мәчете) — главный мусульманский храм Казани и Республики Татарстан. Легендарная многоминаретная мечеть столицы Казанского ханства поражает своим великолепием, изящностью, красотой. Центр религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Воссоздание мечети началось в 1996 году, открытие состоялось в 2005-ом, к 1000-летнему юбилею Казани.
 
32: :
 
Расположена в западной части Казанского кремля и представляет собой симметричную композицию с размещением в центре двора здания мечети, а по бокам двух павильонов для пространственной увязки здания бывшего юнкерского училища и комплекса мечети с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы Кремля. Названа в честь татарского национального героя Кул-Шарифа.
 
33: :

Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней могут разместиться еще десять тысяч.
Высота каждого из четырех основных минаретов 57 метров. Купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» — по одной из версий - короны Казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани, и экспонирующейся ныне в Оружейной палате (по другой версии, она изготовлена восточных дел мастерами (возможно, казанцами в их традиционном стиле) по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя).

34: :
 
35: :
 
36: :
 
37: :

Новое архитектурно-художественное восьмиминаретное соборное решение внешнего облика мечети (архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров) и её интерьера (архитектор А. Саттаров) достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство - ковры - дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота - добавляет храму величия.

Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр, управление имама.

38: :
 
39: :

Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, традиционно считающимся создателем Собора Василия Блаженного в Москве.

Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, построенной за три дня 4 — 6 октября 1552 года, сразу после взятия Казани Иваном Грозным. Иван Грозный сам выбирал место для постройки деревянной церкви. По преданию он вбил деревянный крест в то место, где должна стоять церковь и лично участвовал в ее строительстве.

28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, возглавляемой первым казанским архиепископом Гурием.

Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII веке с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 году к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными.

40: :
 
Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом Казани и широко известна далеко за пределами Татарстана. Она относится к «падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На сегодняшний день отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.
Вопрос даты постройки башни остается дискуссионным.
По некоторым предположениям, башня представляет из себя образец крепостной архитектуры Петровской или Екатерининской эпохи (русский «восьмерик на четверике»). Эта точка зрения оспаривается, учитывая нетипичный вид башни, а также отсутствие аналогов ещё где-либо в России.
По другой версии, башня построена в поздний период Казанского ханства и является единственным сохранившимся вцелости памятником татарской крепостной архитектуры в Казани.
Она являлась дозорной крепостной башней казанского кремля, построенной не в её стенах, а внутри него. С её вершины открывался вид на реки Волгу, Казанку и окрестности. Казанский кремль, ныне расположенный на берегу Куйбышевского водохранилища, ранее находился на расстоянии 2 километров от Волги, на берегу её притока — реки Казанка.

 
41: :

Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования.

По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году. По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы  Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж.

Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако, совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.

Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.

42: :


43: :

Сквозь окна реконструируемой гостиницу Казань открывается чудесный вид на Петропавловский собор.

44: :
 
45: :

46: :

Вот такая вот она: загадочная, полная легенд и преданий, но такая приветливая Казань.

Tags: Казань, Ночная фотография, Путешествия, Фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments