?

Log in

No account? Create an account

Самые главные вещи в мире - это не вещи

Previous Entry Share Flag Next Entry
Продолжая прогулки по Самаре. Кирха или история старейшего храма Самары.
тоже йожж
_game__over_
Гуляя по весеннему городу чаще, чем промозглой зимой, замечаешь, что даже в своем городе, хоженном-перехоженном 2000 раз, есть такие виды и места, на которых взгляду хочется остановиться хоть на мгновение. Среди них, - Кирха на Куйбышевской. Аккуратненькая такая, сегда чистенькая и жизнерадостная, одна такая в нашем тонущем в пыли городе! И история у неё богатая, да и просто своим видом она достойна того, чтобы Вы, мои френды, о ней узнали чуть побольше. Под катом, как уже стало традицией, я постарался показать Кирху такой, какой вы её ещё не видели. Так что далее - отражения: сквозь толщу истории, сквозь линзы моего фотоаппарата и мое весеннее настроение!



Кирха Самара

Вот таким, обычно, предстает перед жителями и гостями Самары церковь Святого Георга, или как более привычно зовут её местные - Кирха. Всегда умытая, чистенькая, вмеру строгая - она радует глаз и греет сердца жителей города с 1863 года(кстати, она является старейшей в Повольже. Подобные были построены в Саратове и Симбирске (Ульяновске), но, как я понял, до наших дней не дожиди), когда самарский купец 1ой гильдии, католик по вероисповеданию Егор Никитич Аннаев. Казалось бы, странно - Самара и такая красивая лютеранская церковь. Как она вообще появилась в исконно мусульманско- православной губернии? Неужели в конце 19 века в Самаре было столько лютеран? Я немножко затрагивал эту тему, когда писал об истории Самарского Католического Костела.

Кирха, Самара, ул. Куйбышева, Некрасовская

Получается, что задумав проект истинно католического храма в 1854 году, и возводя его на собственные деньги, Аннаев фактически, дал толчок к развитию на самарской земле лютеранства. Потому что до 1854 года те немногие самарцы, кто исповедовал лютеранство собирались, обыкновенно, на квартире у кого-то из своих единоверцев и совершали традиционные обряды и ритуалы. Я не перестаю удивляться вниманию городских властей Старой Самары и их истинной толерантности ко всем, даже самым скромным чаяниям горожан. Несмотря на то, что к 1854 году среди граждан евангелическо-лютеранского исповедания насчитывалось лишь 30 человек (в основном чиновники и те, кто работал в Самаре гувернерами или приглашенными учителями), губернатор К. К. Грот образовал формальным образом церковный совет между лицами евангелическо- лютеранского исповедания и сделался в нем первым председателем. По документам в общине к тому времени также значились "1 столяр, 1 булочник и 1 аптекарь". Я думаю, что лютеранская община и мечтать не могла что через каких-то 9 лет в центре тогдашней Самары будет возвышаться их собственный храм. Подозреваю, что втайне они даже сказали спасибо восставшим против России полякам, потому что именно из-за этого восстания храм, который изначально Аннаев строил на свои деньги для католической общины, передали во владение лютеранам. Как показала история, ни у кого из прихожан не осталось и тени обиды друг на друга, а все остальные жители только выиграли, ведь в провинциальной появилось сразу два роскошных молельных дома, и шанс, что как пел Высоцкий, Господь чаще будет замечать наш город.

500
Фотография ~ 1908 - 1918 года
Храм освятил 26 сентября 1865 специально приехавший из Казани дивизионный проповедник Пундани, посещавший один раз в году общину в Самаре для совершения таинств, освятил храм вместе с пастором Мейером из Симбирска. Из за того, что община была немногочисленна, несмотря на появление такого роскошного храма, в Самаре не было собственного пастора - только в июле 1986 года в город из Омска с женой и двухлетним сыном прибыл урожденный эстонец Эдуард Иогансен, который и стал первым пастором евангелическо- лютеранской общины. И можно сказать, что с этого момента начался её расцвет на Самарской земле.

Кстати, для тех, кто уж совсем глубоко заинтересуется историей храма могу поделиться ссылкой на труд самого Алабина "Религиозное образование и Самарская церковь" ,где на этой странице Петр Алабин собственноручно рассказывает о том, что предшествовало строительству лютеранской церкви и описывает положение дел в общине. Для ленивых * это я так, любя* приведу отдельные строки оттуда:

"Мы видели выше, что въ начале своего образования лютеранское попечительство не имело никакихъ материальныхъ средствъ. Ныне оно находится въ другомъ положении. Оно имеетъ ныне, не говоря уже о храме, весьма изящномъ снаружи и прекрасно отделанномъ внутри, по обоимъ сторонамъ храма, на углу Дворянской улицы, два двух-этажные, крытые железомъ, каменные дома, которые вместе съ церковью стоятъ более 40000 р. Пока дома эти, окончательно отдеданные въ 1875 году, сдаются попечительствомъ въ наймы, но когда средства общества вновь окрепнутъ и возрастутъ, предполагается: въ одномъ изъ этихъ домовъ устроить элементарное училище для приходящихъ, а въ другомъ его этаже поместить пастора, во второмъ же доме открыть коммерческое или реальное училище, для детей всехъ христианскихъ исповеданий."


Фотография ~ 1904-1916 года

Всего через 13 лет после освящения храма в Самаре было уже около 300 лютеран, причем их вклад в общественную жизнь города был весьма весом. При общине действовало общество "Поддержки образования", в которое занималось распространение и укреплением культурных и языковых связей, при общине была создана школа и детский сад для немецких детишек. Община не просила помощи у властей, жила на пожертвования собственных членов и иногда находила средства для помощи городу в проведении тех или иных общественных мероприятий.

Не стоит думать, что жизнь общины была безоблачна и полна радостей. В 1975 году в Самаре произошел грандиозный пожар и храм Святого Георга выгорел практически до тла. Так что я думаю, что это одна из немногих фотографий Кирхи до пожара.



Но я в очередной раз поражаюсь мужеству и стойкости немецкого народа. Они сумели в короткий срок не только отстроить храм заново, но и расширили его: добавились 2 новых флигеля, пасторат, квартира пастора и дом общины, и храм приобрел тот вид, который уже привычен нам.


Фотография ~ 1900-1906 года

Ну а приход в город советской власти ознаменовался началом периода религиозного мракобесья. Причем где-то года до 1924 община работала вполне сносно: продолжались богослужения, продолжали действовать школа и садик. А в 1930 году в "светлые головы" руководителей пришла мысль о закрытии храма с гениальной формулировкой - "по просьбам трудящихся". Трудящимся, как оказалось, был, оказывается милее, небезызвестный "Союз Безбожников", о действиях которого я также писал в своей заметке о Костеле. Он важно заседал в здании храма. Но, видимо, закрытия показалось мало и в церкви устроили склад, многие прихожане были арестованы, репрессированы, а потом, после войны их и вовсе выслали. И от былой красоты остались лишь воспоминания на открытках...


Открытка ~ 1912-1913 года


Фотография ~ 1904-1916 года

Возрождение храма Святого Георга началось, как и у Костела, началось в 1991 году, когда его опять вернули церкви. Причем первое Рождественское богослужение было проведено уже 21 декабря 1991 года. И ни мороз - 21 внутри храма, ни то, что всего за несколько месяцев до этого, в августе 1991 года внутри храма случился пожар, не омрачили радости прихожан.



Современные вехи жизни храма я лучше процитирую официальный сайт евангелическо-лютеранского общины Самары: "21 декабря 1991 г. при минус 21 градусе мороза (отопление в храме не работало) было отпраздновано первое Рождественское богослужение, после более 60-летнего перерыва. Богослужение проводили 21, а не 25 декабря, т.к. пастор приехал из Москвы, и ему предстояло посетить еще несколько общин. Постепенно началось возрождение храма и общины.8 августа 1993 года был заново установлен крест на колокольне нашей церкви, который виден издалека. А 4 сентября 1994 года церковь была освящена после первого ремонта. Постепенно отремонтированы и другие помещения и сегодня почти весь комплекс введен в эксплуатацию и используется. Благодаря приезжавшим и местным проповедникам проводились регулярные богослужения, но тогда только 2 раза в месяц. Настоящий пастор появился только в 1995 году – Фридрих Демке, но он отвечал за 2 больших области: Ульяновскую и Самарскую. Община мечтала о своем пасторе.


С 1997 года В Самаре работают свои «собственные» пасторы, направленные Евангелической Церковью земли Вюртемберг – сначала Рольф Барайс, затем Маркус Шох, Ангелика Дёпманн, а с сентября 2006- Маркус Лайдиг.



Разнообразнее стала жизнь общины. Теперь наряду с воскресными богослужениями для взрослых и детей работают детский, молодежный и женский кружки, детский и церковный хор, проводятся библейские семинары, а также множество различных концертов. Все больше людей проявляет интерес к жизни общины и благодаря этому численность общины растет.

В июне 2003 года в Лютеранской церкви г. Самары зазвучал настоящий механический орган. Это всего лишь второй орган установленный в Самаре, первый находится в филармонии.
Серьезное внимание уделяется социальным вопросам: имеется несколько добровольных помощников, которые посещают больных, одиноких и престарелых, оказывают им помощь по уходу и по хозяйству. Кроме того, организован пункт сбора и распределения поношенной одежды и обуви."

Напоследок я приберег фотографии, которые я сделал можно сказать в момент какого-то душевного просветления. Они просто вдруг стали получаться и мне нравиться, хотя до этого я отщелкал снимков 50 и ни один мне не пришелся по душе..



Этот снимок сделан из внутреннего дворика Кирхи. Я туда прошел без вопросов, слова никто не сказал. Ощущение там удивительное: спокойствие, какое-то равновесие и гармония. (Оговорюсь, что к церкви и религии у меня, вообще-то отношение сложное)


Там же. Колокольня церкви Святого Георга. .



А вот этим снимком я если и не горжусь, то по крайней мере он мне очень нравится. парнишка с девушкой, как мне показались, только познакомились. Ну может 3-4 раза встречались. Их разговор был такой осторожный, такой деликатный, и вели себя они так сдержанно, но с явной симпатией друг к другу, что мне захотелось оставить этот момент в своей памяти, просто чтобы вспомнить, что сам я был точно таким же и знакомился со своей любимой точно так же.


Чтобы не забыли, как проехать к этому чуду!
 

Вот уж не знаю, что получилось ярче: то ли женские ноги на фоне церкви, то ли церковь на фоне женских ног!


В написании текста я опирался на информацию сайтов:
4. Фотографии и открытки старой Самары я взял с сайта Старая Самара в открытках и фотографиях


  • 1
Здравствуйте. Меня зовут Артур. С удовольствием прочитал Ваш пост.
Без лишних слов - приглашаю размещать подобные посты на проекте Компас туриста (http://kompasturista.ru). Я - автор этого блога. Буду рад видеть Вас в качестве одного из авторов и читателей. Если возникнут трудности с регистрацией (довольно сложно с первого раза) - присылайте материал на мой e-mail: atyliks@gmail.com. Материал будет размещен.
Извиняюсь, если не в тему.

  • 1