Артем Ксенофонтов (_game__over_) wrote,
Артем Ксенофонтов
_game__over_

Про Самару. Про Храм Пресвятого Сердца Иисуса или, по- местному, - Костел.

Я уже дважды порывался написать нечто, хоть как-то отдаленно напоминающее непутевые заметки о нашем городе (кому интересно, часть первая - о Самарской площади , часть вторая - о Театральной площади ). Сегодня - часть третья - о Храме Пресвятого Сердца Иисуса. Большая часть самарцев зовет его коротко - костел.


Лично для меня именно этот храм, вместе с домом Курлиной является символом Самары. Ещё с детства, когда, если кто помнит, там был краеведческий музей, именно он для меня ассоциировался с чем-то необъяснимо возвышенным, торжественным и родным. На минуту представить, что нет в Самаре этого храма, и для меня это будет уже другой город, который утратил последнюю связующую нить между прошлым и настоящим.

Давно задавался вопросом, откуда у нас католический Костел, лютеранская Кирха...Откуда в городе мечеть, я ещё могу понять: все-таки близость Казани, волжской Булгарии, но католики-то здесь, на Волге, откуда? Оказалось, что с католики появились на Самарских землях раньше, чем я мог себе представить. Ещё в XVII веке, когда Русь заключила перемирие с Польшей, несколько отрядов польских войнов приняло решение поступить на службу русскому царю. Земли решено было дать им на границе между Россией  и "Диким полем" (вообще в основном это сейчас украинские земли, но в дикое поле включают также территории Ростовской, Воолгоградской и др. областей), чтобы и границы защищали, и вроде как землей их наделить. Кстати, есть мнение, что основой Поволжского дворянства стали именно это шляхтичи. Дальше - больше. После разгрома восстаний в Польше, Литве и Раздела Речи Посполитой ссыльных селили как раз в этим, не слишком роскошных землях.  Надо сказать, что за такую политику надо поклониться нам с вами в ноги Екатерине II, потому что умная была женщина. Среди переселенцев бОльшую часть составляла интеллигенция и интеллектуальная элита: врачи, преподаватели, инженеры. * вот бы сейчас такая политика проводилась*

Словом, католическая диаспора у нас стала не то, чтобы очень сильна, но влиятельна. А дикий русский народ, глядя на более степенных и привыкших к порядку поляков, немцев, литовцев также перенял у них европейский образ жизни и мыслей. Поэтому, совершенно естественно, что католическая община решила возвести с разрешения властей храм на самарской земле. Разрешение это было получено, и к строительству приступили в 1862 году. Самое замечательное, что этот храм стоит и по сей день. Только он не католический. Это Кирха (на пересечении Куйбышевской\Некрасовской). Именно она задумывалась изначально как католический храм, однако в какой-то момент власти, усомнившись в миролюбивости поляков, которые в 1863 году устроили восстание, постановили, что в Самаре нет 100 семей, необходимых для открытия прихода, и отдали храм лютеранам.

Надо отдать должное прихожанам. Они не стали устраивать каких-то акции, взывать к правосудию, а смиренно приняли решение и продолжили думать, как жить дальше. И решение было найдено: в мае 1887 года католической общине позволили купить землю на пустыре и приступить к возведению молитвенного дома. На минуточку, то, что в 1887 году было заброшенным дики пустырем сейчас, пересечение Фрунзе и Красноармейской! Молитвенный дом, кстати, стоит и сейчас. И каждый проходил мимо него раз 600, но думаю, никто на него внимания не обратил. А стоит он прямо за каменным, привычным всем нам костелом. Вот он.

Более удачно мне заснять его не удалось. Технические возможности не позволяют. Сейчас трудно представить, что когда-то этот дом был едва ли не единственным и центральным местом сбора католической общины и богослужений, но это действительно так. Раньше на окнах второго этажа были стрельчатые наличники, да и вообще, по свидетельствам современников, домик смотрелся очень скромно, но симпатично. Сейчас же сами видите... Позже, после того, как построили костел, в этом доме стал проживать священник церкви.

Но все мытарства самарских католиков были искуплены, когда в 1902 году они добились разрешения на строительство каменного Храма, силуэт которого помнит каждый, кто хотя бы проплывал по Волге мимо Самары.  От момента получения разрешения до первой службы в храме прошло, между прочим,  всего 4 года. В 1906 строительство было закончено. В Самаре не было мастеров готической кладки - их пригласили из Нижнего Новгорода. Всего на постройку храма община собрала и потратила 80 тыс. рублей- это были колоссальные деньги по тем временам, более того в Австрии за 5 тыс. руб. был заказан орган, который должен был стать главной жемчужиной храма, потому что в те времена органом в своих стенах могли похвастаться лишь считанные храмы. Костел быстро стал символом города, даже православные жители не могли не признать красоту и величие нового собора. Из соседних городов приезжали люди чтобы посмотреть на это творение, и кстати, даже в петербургских газетах о нашем костеле говорили в исключительно положительных тонах.

А самарские газеты писали вот что:

В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение

«Голос Самары» от 25 января 1906 года

Я нашел лишь одну фотографию того времени.

  сравните 

Храм освятили 12 февраля 1906 года, так что на след. неделе можно заглянуть, кинуть денежку в лоток для пожертвований.

А дальше, после революции, настал настоящий ад для этого богоугодного места. В 1930 году храм закрыли, чтобы трудящийся народ не смущал. У нас же в Самаре действовал "Союз безбожников" , так что представляете, что может сделать быдло, нежданно негаданно получившее в свои руки власть и карт-бланш на бесчинства. Эти ублюдки не нашли ничего умнее, как разграбить храм, уничтожить фрески и разрушить тот уникальный орган. Как говорили современники, детали органа ещё долго валялись на улице а детвора с удовольствием играла с органными трубками. Так мы лишились жемчужины. Храм превратили в увеселительное заведение, потом в антирелигиозный музей (ну не идиоты ли размещать антирелигиозный музей в здании, форма которого - крест?!), а потом уже краеведческий музей, который многие из нас ещё застали. И снова и храм, и община все стойко перенесли. Храм выжил, выстоял, все перенес и сейчас спокойно и с достоинством взирает на происходящее. Ему уже ничего не страшно. Он - легенда.

 

Возрождение храма и общины в целом началось в 1991. Когда первый польский священник, приехавший в Самару отслужил в тогда ещё помещении музея краеведения мессу. Служба проходила прямо среди экспонатов, и на ней присутсвовало считанное число прихожан. В конце 1991 храм решено было вернуть церкви. В 1999 году, после многочисленных судебных тяжб храм освятили повторно и его злоключения, можно надеяться, закончились.

 


Сейчас храм полноценно работает. Мессы, традиционные концерты, которые проводятся совместно с Самарской Филармонией, очень теплая и трогательная встреча Рождества в декабре, и удивительное, просто магическое чувство спокойствия внутри храма. Туда можно прийти, сесть на лавочку и просто посидеть, подумать о своем, посмотреть, как скорое весеннее солнце отражается в неброских витражах. Даже если вы будете один, никто вам не скажет ни слова, удивительно дружелюбные люди там. Над алтарем фреска- копия картины Дали "Христос на Кресте". Не могу назвать сюрреализм моим любимым жанром, но очень гармонично смотрится.



Вот такой он, МОЙ Костел: величественный, старый, но очень теплый и всегда разный.

 
Tags: История Самары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments