Jenya (_franny_glass) wrote,
Jenya
_franny_glass

Amritsar (святой город Амритсар)

В северный штат индии Пенджаб мы приехали на помолвку индийской подруги. Это была всего одна яркая серия из сериала которым является традиционная индийская свадьба, но об этом я напишу позже. А сегодня - про город Амритсар.

Амритсар - священный город сикхов В Индии, две основные религии - индуизм и ислам, а сикхов всего 2%, но так как население в Индии составляет полтора миллиарда людей (а всего на планете где-то 7 миллиардов людей), кажется что сикхов много, особенно на севере Индии, где зародилась эта религия.

PhotoGrid_1530027222151

Про сикхизм, вкратце. Религия относительно “молодая" и зародилась в 16 веке. Основал сикхизм человек по имени гуру Нанак, который много путешествовал и в итоге стал проповедовать свою идеологию, создал свою общину, которая даже со временем превратилась в государство.

Сикхизм образовался в среде индуизма и ислама, но мне показалось что он не похож на них. Вот что я извлекла из основных “правил” сикхизма: есть один Бог, который излучает любовь, и не наказывает никого. В сикхизме нет понятий как карма, ад, рай, грех. Религия в основном проповедует любовь и братство между всеми людьми на Земле, несмотря на их происхождение. И еще, сикхи отреклись от индийской кастовой системы, что для 16го века мне кажется оoooчень прогрессивным действием. Кастовая система до сих пор существует в Индии, она официально теперь “запрещена” правительством Индии, но продолжает практиковаться.

Короче, приехали мы с в Амритсар поздно ночью, но рано утром уже гуляли по его узким улочкам с магазинами, продающими яркие текстильные изделия. Было много народа, и еще иногда проезжали мотоциклы, что у меня вызывало приступы паники и клаустрафобии, но со временем, я привыкла.

А вот и почти пустая улица. В грузовике - готовые мешки шарфов и сари которые увозят на продажу в Дели.

amri2

Темная улица. Везде торчали провода.

amri12

Одна из главных улиц города. Мне так понравились красочные наряды местных женщин.

Местная кирпичная архитектура.

34266235_611792155854642_6959715703955914752_n

Мы зашли пообедать в ресторан Dhaba Brothers (Братья Даба) который нам рекомендовали друзья из Индии, которые побывали в Амритсаре много раз. Слово даба переводистся как “еда” или “закуски”.

Это блюдо очень популярно в северной Индии и называется Thali (лепешки с разными соусами).

20180517_140329

А это - лепешка с сыром и шпинатом внутри, называется Kulcha.

34355785_148336475914082_1181492486053298176_n

После еды со счетом нам принесли вот такие сладости. Крупные кристалы сахара и дрожже со вкусом мяты.

amri7

После обеда мы двинулись к Золотому Храму, который ещё называется Хармандир-Сахиб и является главным храмом и самым святым местом сикхизма. Кстати, в 1984 храм был захвачен сиксхими сепаратистами, и в процессе его освобождения индийской армией, на территории храма было убито 83 человека, а еще сотни людей были ранены. Операция по освобождению называлась Голубая Звезда, и к сожалению, привела к еще бОльшему росту терроризма и даже стала причиной убийства индийского премьер министра Индиры Ганди, которая дала приказ на операцию по освобождения храма.

Перед входом в храм, нужно обязательно сдать сандали в гардероб, помыть ноги и прикрыть волосы (и женщинам, и мужчинам).

amri16

У мужчин уже были на голове тюрбаны, а женщины прикрыли головы платками (и я тоже).
Внутри территории храма было очень красиво. Сам храм построен вокруг огромного водохранилища.

С нами часто просили сделать селфи. Иногда целые семьи, и мы им не отказывали.

Рыбы думают что их сейчас покормят...

А вот и я, в платке.

33375372_242947046475121_1611492856403329024_n

Мраморные стены.

33477705_2074712032772250_7482574624455131136_n

И мраморный пол.

2018-05-17 15.13.57_preview

Потом мы поехали на вокзал чтобы купить билеты назад в Дели, и вернулись в храм только вечером, чтобы посмотреть вечерние религиозные обряды.

По дороге к Золотому Храму, мы куда-то забрели.
Люди отдыхали (или спали) прямо на ступеньках.

Зашли в какой-то открытый мини-храм на темной улице...
Красиво, не правда ли?

В итоге, вышли назад к Золотому Храму.

Ночью, атмосфера в храме была совсем другая. Мужчины и мальчики купались в водохранилище, и вокруг были слышны молитвы и религиозные песни сикхов.

Золотой храм. В нем хранится Святая книга сикхов, в которой содержатся молитвы (которые поют под музыку и называются шабады). Каждый вечер, Святую книгу уносят из Золотого Храма по мосту и кладут её “спать” в другом храме. Они прямо так и говорят, что несут её спать! Нам было интересно посмотреть эту церемонию.

На носилках, украшенных цветами, несли Святую книгу, завернутую в одеяла.

India (6)

Интерьеры в храме...

India (8)

Мы гуляли по территории храма и наслаждались атмосферой.

Времени было уже час ночи, a в четыре утра уже отходил наш поезд в Дели, и так началась следующая глава путешествия: большая индийская свадьба.