?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, вешаю наконец давно обещанный Нариэль пост о водяных конях- о том, кто они такие, на кого похожи и каковы особенности их поведения*.
Учитывая, что букв получилось многовато- прячу под кат;)

Едва ли не самый известный водяной конь - шотландский кэльпи (Kelpie). Возможные варианты происхождения названия - от ирл. calpach, "бычок", "жеребёнок", либо от "kelp" - "морские водоросли".
Кэльпи- это водяной дух в шотландской низшей мифологии, обитающий в проточной воде (реках либо озерах). Считалось, что он способен принимать обличие коня (чаще всего вороного, реже- серого) либо человека.
Кэльпи обычно были опасны для людей: являясь им в виде красивой лошади с лоснящейся шкурой, они всячески старались заманить человека к себе на спину, однако, стоило тому оказаться верхом, - неслись прямо к водоему и прыгали туда вместе с седоком. В лучшем случае незадачливый всадник вымокал до нитки- кэльпи же при этом исчезал с яркой вспышкой и раскатом грома. Впрочем, могло случиться и так, что кэльпи топил своего седока либо разрывал его на части. Однако, кэльпи довольно легко можно было отличить от обычной лошади, если посмотреть на его ноги-копыта у этого существа поставлены задом наперед, и по следам похоже, будто конь идет в противоположную сторону.
Кэльпи так же мог явиться в облике человека- как девушка в зеленом платье наизнанку либо как юноша со всклоченными волосами. Но и тут его можно было узнать по запутавшимся в его волосах ракушкам и водорослям. В этом обличье кэльпи любил подшутить над прохожими, неожиданно выскочив из-за спины либо прыгая им на плечи.
Считалось, что кэльпи можно укротить с помощью волшебной уздечки, однако когда уздечка снималась, кэльпи становился еще опаснее и мог отомстить.
По легенде, причиной угасания рода Грэхэмов из Морфи(Grahams of Morphie) было проклятие кэльпи. При постройке нового замка один из графов использовал кэльпи, чтобы таскать камни. Когда работа была окончена, Грэхэм отпустил его, однако камни, которые пришлось таскать водяному коню, были настолько тяжелы, что кэльпи разозлился, и проклял Грэхэма и всех его потомков, сказав, что не будет им удачи до тех пор, пока кэльпи жив. Так и случилось, и род Грэхэмов скоро угас.
Кстати, считается так же, что церковь St Vigean's Church недалеко от Арброта (Arbroath) тоже была построена с помощью кэльпи.


Еще один водяной конь- Эх-Уишгэ, (или эквиски) (Each Uisge).
Этот конь считается на порядок опаснее кэльпи, а отличается от него главным образом средой обитания, предпочитая рекам заливы и море. Эх-уишгэ имел серую либо пегую масть, а от обычной лошади его можно было отличить по хвосту - у этого водяного коня он загибается на спину. Он, подобно кэльпи, так же заманивал ничего не подозревающего человека себе на спину, и, как только тот оказывался верхом, нырял в воду и утаскивал всадника на дно, где и съедал его. От человека оставалась только печень, которую волны потом выкидывали на берег. Причем, всадник при всем желании не мог покинуть спины эх-уишгэ, потому что буквально приклеивался к нему- что шкура этого существа клейкая, и, раз дотронувшись, вы уже не отлипните от него. Этот водяной конь так же мог явиться в виде юноши.
Считалось, что эх-уишгэ чаще всего можно встретить на берегу водоема, поэтому родители запрещали детям играть у воды, боясь, что водяной конь унесет их. В "Народных сказках Западной Шотландии» Дж. Кемпбелла описана история о том, как одним воскресным утром несколько детей увидели на берегу озера пасшегося пони. Девочки забрались к нему на спину, желая прокатиться, а мальчик случайно заметил, что спина пони как бы удлиняется с каждым новым седоком. Он спрятался за камнями, а пони, заметив это, повернулся к нему и велел садиться верхом следом за девочками. Мальчишка отказался, и тогда пони принялся гоняться за ним. Девочки же, сидевшие на спине пони, никак не могли оторвать рук от шкуры зверя. Через какое-то время пони устал гоняться за мальчиком и нырнул в озеро вместе с седоками. Больше их никто не видел.
Еще есть легенда о фермере, убившем водяного коня с острова Раасей (Raasay), Шотландия, пересказанная Дж. Босвеллом. У этого фермера стал пропадать скот, а потом не вернулась домой и его дочь, пасшая накануне стадо. Тогда фермер стал коптить мясо на берегу залива, и эх-уишгэ, учуяв запах мяса, вышел из воды. Фермер же раскалил в коптильне железный прут и спрятался за грядой камней, а когда водяной конь оказался рядом -набросился на него и убил. Однако утром не обнаружилось никаких останков эх-уишгэ, если не считать лужицы слизи, какая остается после медуз. Скот же после этого перестал пропадать.


В Ирландии эх-уишгэ назывался агиски (aughisky). О нем довольно много написано в "Ирландских волшебных и народных сказках" Йейтса. Считалось, что из агиски мог получиться отличный конь, с которым земным лошадям не сравниться в выносливости и резвости. Однако было условие, которое нельзя было ни в коем случае нарушать, а именно: на агиски запрещалось подъезжать к воде. Увидев, или даже учуяв воду, водяной конь, не слушая поводьев, несся к водоему и бросался на дно вместе с седоком, где и разрывал того на части и поедал.

На о. Мэн агиски называли Кабилл-Ушти (Cabyll-ushtee). По местным представлениям, кабилл-ушти мог превращаться в не только в коня либо человека, но и в птицу.

Кстати говоря, еще одним водяным конем, известным на о.Мэн, был глэйштн (glashtyn). Так назывался гоблин, который ночью выходил на берег в облике серого жеребенка. При этом, он не отличался такой кровожадностью, как кабилл-ушти либо кэльпи, хотя в случае, если его разозлить, мог начать вытаптывать поля и вообще всячески пакостить. Глэйштн так же мог являться в облике человека- как правило, миловидного юноши, чьи длинные волосы скрывали лошадиные уши.

На Оркнейских островах тоже был свой водяной конь, ноггл (Noggle, Nuggle, Noggelvi). Считалось, что он мог принимать практически любое обличие, но предпочитал перекидываться в коня. Обитал ноггл вблизи озер, прудов либо речек. Он являлся людям в виде небольшой лошадки, серой либо гнедой масти, обычно даже взнузданной и подседланной, и заманивал их к себе на спину. Если человек не мог устоять перед соблазном и садился верхом -его ждали водные процедуры. Правда, ноггл был чуть более миролюбивым, чем его ирландские и шотландские сородичи, и наездник обычно отделывался просто купанием. Еще одна любимая проказа ноггла - останавливать колеса на водяной мельнице. Правда, его можно было довольно легко отогнать, показав железный нож. В поздних легендах говорится, что на ноггле мог ездить только морской народ (finfolk).
На Шетлендских островах ноггл назывался шупилти (Shoopiltee). Его характерной особенностью было то, что, по представлениям местных жителей, этот водяной конь пил кровь утопленников.

Еще одним интересным существом, отчасти родственным водяным коням, является данни (Dunnie)(Северная Англия)- дух деревенского воришки, застигнутого на месте преступления и убитого. Считалось, что после смерти его душа не могла усопкоиться из-за спрятанного на земле награбленного добра, и потому скиталась. Главным образом, по болотам. Как правило данни являлся в облике коня, реже- человека. Случайный прохожий, приняв его за отбившуюся от табуна лошадь, мог попытаться сесть верхом, после чего проказливый оборотень, проскакав немного, сбрасывал седока в навозную кучу либо грязную лужу и исчезал.

Встречаются водяные лошади и в скандинавской низшей мифологии.
Наиболее известный из них - Bäckahästen (Швеция). В легендах он описывается как оборотень, перекидывающийся в лошадь, чаще всего светло-серую, и появляющийся вблизи рек, преимущественно в туманную погоду. Поведение его мало чем отличается от поведения кэльпи (по тому же сценарию), и его так же, как и кэльпи, можно на время укротить с помощью волшебной уздечки и заставить, например, пахать.
Согласно одному шведскому преданию, когда-то некая крестьянка заставила водяного коня вспаxать участок поля рядом с озером Hjärtasjön. Как-то раз она распахивала поле, когда из озера явился водяной конь и принялся всячески привлекать ее внимание. Однако женщина смекнула, что перед ней не простая лошадь, и не обращала внимания, а назойливое создание вывело ее из себя, замахнулась на него уздечкой и велела убираться, пока он не попал в плуг вместо ее коня. И в тот же миг водяной конь очутился в плуге, и потащил его вместе с повисшей на нем женщиной прямо к воде, оставляя за собой глубокую борозду. Однако у той в кармане был кусочек железа, и она перекрестила им водяного коня. В тот же миг сама женщина упала на землю, а оборотень нырнул в воду вместе с плугом. Глубокая же борозда, оставленная тогда плугом, видна и по сей день.

В Исландии водяного коня называли ниннир (Nennir, Nykur). Внешне он походил на серую лошадь, однако уши и копыта у него были повернуты задом наперед, тогда как щетки (волосы у копыта) были спереди. Обличие он, в общем-то, мог принимать любое, превращаясь как в живое, так и в неживое, за исключением пряжи или очищенного ячменя. Обитал он преимущественно у рек и озер, которые трудно было пересечь. Это существо в сознании исландцев так же было тесно связано со льдом. Считалось, что звук крошащегося льда на замерзших озерах- это его ржание.
Поведение ниннира во многом похоже на поведение его кельтских родичей, за исключением одного момента: ниннир совершенно не выносил звука собственного имени или же слова, ему созвучного. Стоило кому-то назвать ниннира по имени, как тот сразу же убирался восвояси. Еще одним надежным способом обезопасить себя от этого водяного коня было крестное знамение, которое он так же не переносил. Оно же, кстати, позволяло ездить на ниннире, как на обычной лошади, в случае необходимости.

Посмотреть, как выглядят водяные кони, можно вот здесь- http://users.livejournal.com/_firiel_/124782.html.
А тут повешу бонусом фотографию деревянной скульптуры Bäckahästen'a в шведском городе Устаде.


*При написании данного поста использованы статьи из "Энциклопедии вымышленных существ" Х.Л.Борхеса, "Народные сказки Западной Шотландии" Дж. Кемпбелла, материалы с сайта www.orkneyjar.com

Comments

kitsuneca
Dec. 26th, 2008 07:06 pm (UTC)
да я про имя "запросившего"...
_firiel_
Dec. 26th, 2008 07:17 pm (UTC)
А-а-а.. Не, это твоя тезка, не более того:)
Да ты и не Нари уже, вроде бы.
kitsuneca
Dec. 26th, 2008 07:18 pm (UTC)
во-во))