Konevets

Остров

Фильм, на мой взгляд, является очень хорошей евангельской проповедью о покаянии. Именно эта идея – покаяние – является стержнем фильма, основной ее мыслью, которую авторы хотели донести до современного зрителя. Я считаю, что именно покаяние – это то, с чего лишь и возможно начинать человеку свой путь в Церковь, а значит и тем единственно возможным призывом, с которого и следует начать обращаться к нему. Думаю, что именно этот призыв в ненавязчивой форме и должен лежать в основе проповеди, обращенной к современному секуляризированному постхристианскому миру. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, – именно с этих слов начал Свое общественное служение Господь наш Иисус Христос.

В какой форме возможен этот призыв – вопрос отдельный. Авторы фильма использовали для этого форму притчи. Это очень важно понимать, потому что с притчи спрос совершенно другой, нежели, скажем, с прямой миссионерской проповеди или исторического повествования. Будучи притчей, события фильма разворачиваются вне исторического времени, вне исторического пространства и происходят с неисторическими личностями. Несмотря на то что в фильме обозначаются 1942 и 1976 годы – это лишь прелюдия, имеющая своей целью дать основание повествованию. События разворачиваются в монастыре никогда не бывшем, а атмосфера советского времени, ее атеизм и противостояние Церкви, в фильме никак не отражается. Монахи в фильме – это не монахи, живущие в период гонений, а просто спасающиеся монахи. Миряне в фильме – это не люди живующие под пропагандой безбожия, а олицетворение простого человека любого века с типичными для человека страстями. И так как все внешнее в фильме не привязано к историческому контексту, свободно от него, то оно представлено лишь в той форме, в которой способствует выражению внутреннего – греховность, страстность, покаяние и, как плод, – святость. Именно поэтому это фильм не о старчестве, не об юродстве, не о чудесах, даже не о монашестве, – это фильм-притча о покаянии. О покаянии не только отца Анатолия. Но также о покаянии или пути к нему всех действующих лиц. У каждого он разный и, конечно, длинный, но показаны лишь основные вехи, которые встают на их пути. Показано проявление греховности и страстности, мелкой, но засоряющей и обмирщяющей душу. Затем идет осознание этой греховности и показывается какие труды от человека требуются для шествования по пути покаяния, показывается та развилка, встав перед которой, человек призывается Богом увидеть свою падшесть, свою греховность, та развилка, на одной из дорог которой Христос призывает к поканию. Эта идея явлена практически на всех персонажах фильма. Отец Иов, человек вначале предстающий как обычный грешник, который любит ближнего лишь за что-то. Его путь – это путь осознания и борьбы с этой страстью и в конце фильма он уже, как осознавший свой грех, идет путем покаяния, путем несения своего креста. Отец Филарет – обычный просто хороший начальник, но с ворохом мелких пристрастностей к земному. Благодаря Божественному Промыслу и духовному наставлению от отца Анатолия приходит к осознанию этой своей мелкой греховности, до того не заметной. Девушка, пришедшая взять благословление на аборт, – обычная грешница, которая пытается использовать Церковь для успокоения собственной совести и для спокойной, комфортной жизни в миру, но оказывается перед фактом, требующего жизненно-важного выбора, что Церковь и грех несовместимы. Обычная церковная бабушка, пришедшая попросить помолиться о своем любимом муже, оказывается и не знала, что любви-то к мужу как раз и не имеет, ибо ради любви требуется совершить подвиг самоотречения. Женщина с ребенком, вроде бы искренне желает блага родному сыну, но еще не знает, что работа у нее вытесняет любовь к сыну. Бесноватая девушка, потерявшая мужа – ее болезнь ради веры ее отца, ради того, чтобы отец смог избавиться от некогда затаенной естественной обиды, ради того, чтобы смог простить ближнего за тяжкий грех против него. Отец Анатолий – святой, живущий в непрестанном покаяниии, искренне не понимающий – за что ему грешнику дар святости. Таким образом, грех и покаяние, представленные в различных образах, являются в фильме основным смысловым стержнем, основной проповедью, обращенной к современному человеку. И в невоцерковленной аудитории этот фильм воспринимается именно как фильм о покаянии. По крайней мере, судя по нескольким десяткам отзывов в сети от обычных мирских людей, которые я читал, они свидетельствуют именно об этом.


Несмотря на общую оценку данного фильма православным сообществом как положительную, среди некоторых православных кругов встретилась и совершенно необоснованная резко-отрицательная критика, которая свелась в основном к тому, что люди начнут искать именно такой вид святости как юродство, что Православие показано как стандартный зашоренный набор – старчество, прозорливость, юродство, осуждение священноначалия, борьба с абортами, пожизненное самоедство, магия причастия, изгнание бесов и т.п. А также что православные якобы возьмут в качестве примера ходить к старцам как к оракулам для прояснения воли Божией и т.д. Но на мой взгляд, вся эта критика никакого отношения к фильму не имеет и совершенно безосновательна.

Во-первых, о том что люди начнут искать такой вид святости. Хочется сразу спросить – а для чего они будут искать такую святость? Если для удовлетворения каких-то своих потребностей, то фильм таких оснований не дает – никто из мирян эти свои корыстные греховные пристрастия удовлетворить так и не смог. Девушка не получила благословения на аборт и была прогнана с острова. Бабушка опечалилась что надо будет ей продать свое имение. У женщины с ребенком не получилось совместить со своими пристрастиями к работе любовь к сыну. А бесноватая девушка и сама не очень-то желала своего выздоровления. Увы, но фильм показывает, что столкновение со святостью приводит к необходимости перемен своего привычного слишком мирского образа жизни. Искать мирскому человеку, не жаждущего покаяния, такой вид святости – зачем?

Во-вторых, что касается Божией воли. Странно, но в фильме как раз никто не приходил к старцу чтобы узнать Божию волю. Все приходили за конкретными потребностями, а вот вместо этого уже и получали Божию волю. Бабушка пришла ведь не волю какую-то узнать, а чтоб помолился бы старец, дабы кошмары не мучили по ночам. Но то зачем пришла – не получила. Сравнение с оракулом совершенно беспочвенно и не имеет места в фильме.

В-третьих, покаяние в христианстве это далеко не однократный акт. Это путь длиной в жизнь. В монашестве он представлен наиболее ярко, ибо монашество это и есть жизнь в непрестанном покаянии и молитве. Классический пример – авва Сисой на смертном одре: "Поистине не знаю, положил ли я начало покаянию своему".

В-четвертых, вся прозорливость, святость, юродивость, исцеления в фильме существуют исключительно в контексте домостроительства спасения души того или иного человека, т.е. все они имеют евангельскую основу. Нет ничего просто так, для удовлетворения страстей, для показухи, но все направлено к покаянию и, как ярко отображено в фильме, ветхому человеку это никогда не нравится, это его никогда не удовлетворяет, но наоборот – приводит к конфликту с ним. И эта главная внешняя непривлекательность, также без каких-то пустых внешних эффектов, она не содержит в себе ничего, что могло бы спровоцировать ту или иную моду, ибо мода это всегда массово-направленное увлечение страстями.

Konevets

О свободе, предведении и предопределении

Из размышлений на форуме по теме "Иуда и свободный выбор".


Мне кажется, поднятый вопрос не настолько прост. Не случайно в Церкви, а затем и в отделившихся от нее сообществах, он поднимался не раз и иногда в нем ошибались даже святые отцы, как, например, блаженный Августин.

Я думаю, что для верного хода дискуссии по вопросу предопределения, следует прежде всего признать истинность трех аксиоматических посылок:


I. Бог знает всё.

II. Человек подлинно обладает свободной волей.

III. Факты предведения будущего и поступков отдельных людей, изложенные в Св. Писании, – истинны.


Далее необходимо будет ответить на ряд дискуссионных уже вопросов:


1. Что такое время и что такое настоящее в метафизическом смысле?

2. Существует ли будущее, имеет ли оно статус бытия?


И после этого уже можно задаться вопросом – как все же согласовать свободный выбор человека и Божие предведение и предопределение о нем?

Попытаюсь изложить свои мысли по этому вопросу. Мысли вполне дискуссионные.


Итак, что же такое время? Является ли время своего рода "рекой", протекающей в вечности, которая целиком пребывает пред очами Божиими, а настоящее в ней – некоей точкой на ее поверхности, находящейся в постоянном движении? Или же время не существует само по себе, но есть неизменный образ существования тварной природы? Тогда настоящее – это и есть единственно сущее время. При первом понимании легко объясняется как Бог может предведать будущее, – Он его просто видит целиком как уже сложившуюся картину, – но возникает тогда проблема со свободной волей человека. Получается что мы, существуя сейчас, уже сотворили дела завтра, равно как сотворили их и вчера. А это значит что свободной воли в настоящем у нас нет – картинка будущего уже известна, т.е. предопределена уже до того, как мы в это будущее вошли, а настоящее всего лишь фикция. Кроме того, если все что произойдет во времени, для Бога уже свершившийся факт, независящий от этого времени, то он таковый всегда, ибо Бог всегда знает что и когда произошло или произойдет. Это значит, что когда мира еще не было, Бог видит его уже сотворяющимся, уже существующим, уже видит его в нашем настоящем, видит его разрушающимся и как он существует во всей вечности в каждый миг. Видит не в планах, а как действительно свершающийся факт. Иными словами, время становится совечным Богу, а всезнание Бога ставится в зависимость от его, времени, существования. Бог не может его не знать всегда, потому что оно когда-нибудь наступит. Такой подход чем-то близок ложным выводам Оригена о Боге Творце, Который, как он полагал, будучи неизменным, не может не творить, а потому творит всегда – и творение становится совечным Творцу. Т.е. Творец ставится в зависимость от своего творения. В случае со всезнанием ход мысли мне представляется родственным оригеновскому.

Исходя из неприемлимости подобных выводов, я склонен рассматривать время как единственно существующее в настоящем, в котором прошлое существует в своих следствиях, а будущее – в своих потенциях. Т.о. будущего как сущего, как уже свершившегося факта – нету. Будущее не имеет статуса бытия, а определяется в настоящем исключительно волей Божией и волей всех остальных свободных тварей. Поэтому будущее, как не-сущее, нельзя ни знать, ни не знать, – категория знания не может быть приложена к не имеющему бытия. Возникает сразу вопрос: как же всезнание Божие? Не ограничивается ли оно таким образом? Нет, не ограничивается, потому что всезнание объемлет "всё", а "ничто" оно не объемлет. "Ничто" не может ограничивать "всё". Будущее же – это "ничто". Но в таком случае неминуемо возникает другой вопрос: как же возможно предведение и согласование с аксиомой III? Это наиболее трудный вопрос. Как я думаю и как уже заметил выше, – будущее, не имея собственного бытия, существует в потенции, или в планах о нем. Фундаментально о нем имеется Божественный План, – каким Бог хочет видеть будущее и к чему оно в итоге должно прийти. План этот относится в первую очередь к ключевым событиям, через которые Бог положил миру пройти: его сотворение, сотворение свободного человека, если произойдет грехопадение, то Воплощение, Искупление, Домостроительство спасения, Суд и освобождение. Также имеются планы и более локального масштаба: об отдельных появляющихся народах, событиях и, наконец, о каждом рождающемся человеке в отдельности. То что предопределено в Божественном плане свершится обязательно, а потому Бог может и открыть человеку то, что Он предопределил. Но кроме Божественного предопределения о будущем дано место и человеку определять его. Одни его действия согласны с волей Божией, а потому причастны к Божественному плану о будущем, другие же – не согласны, а потому неминуемо разрушаются во времени или направляются Богом в согласное с предопределенным планом русло. Этот последний момент – наиболее тонкий, таинственный, неуловимый человеческой мыслью. Именно он, как я думаю, имел место в ситуации с Иудой. Бог дает право человеку сделать свой внутренний свободный нравственный выбор, и уже в том состоянии, в которое человек сам себя поставил, направляет его внешние действия так, как угодно Богу. Господь видел, что Иуда свободно предал Христа в сердце своем, и определил те внешние обстоятельства, в которых Иуда мог свой внутренний выбор реализовать. Это внешнее, как предопределенное, Господь и открыл ученикам Своим, и определил этому внешнему быть в общем плане Искупления рода человеческого, тем самым нисколько не ущемляя внутренней свободы самого Иуды. Судиться же он будет не за внешнее, а за внутреннее свое состояние. Этим разделением внешних поступков и внутреннего состояния сердца, которое эти поступки порождает, христианство, как мне кажется, нанесло сокрушительный удар по идее фатума. Никто и ничто не предопределяет внутреннего состояния человеческого сердца. Человек волен быть таким, каким он свободно хочет быть сам. Но и Бог волен либо предоставлять человеку внешнюю среду, в которой он сможет свободно реализовать свое внутреннее состояние вовне, либо в иных случаях поставлять, опять же, внешние границы, когда человек при всем своем желании не сможет осуществить то, что соделал уже в сердце своем.

Konevets

Эфиопская Церковь

На pravoslavie.ru появился интересный очерк о жизни Эфиопской Церкви:

Церковь на краю земли. Часть 1

Церковь на краю земли. Часть 2


Не знал, что вплоть до третьей четверти XX века страна являлалась христианской Империей, а ее глава - Император, кроме того имел священный сан диакона. Вообще, некоторые подробности очень любопытные. Например, то что в Церкви около полумиллиона клириков приходится на 30 000 общин, и что некоторые приходы насчитывают до пятисот клириков. А в Священное Писание у них входит "Пастырь Ермы" и ряд апокрифов. Любопытны и некоторые литургические традиции. Примечательно, что среди монашествующих распространено и пустынничество, и многие отшельники живут в пещерах, по примеру древних монахов.

Konevets

Святыни Тавриды

Помимо Херсонеса привлекают внимание, конечно же, пещерные монастыри. Из действующих и восстановленных сейчас являются Инкерманский святого Климента, где в Троицком храме пребывает часть его мощей - прекрасная возможность помолиться перед древней святыней, попросить капельку той любви, которой жили первые христиане. Второй - Успенский Бахчисарайский, на который в последние годы обрушивается вся тяжесть противостояния исламского окружения с одной стороны, и духа мира сего с другой. И третий - Балаклавский монастырь св. Георгия на мысе Фиолент, который отличается особой строгостью и изолированностью от внешнего мира. Попасть нам в него не удалось, т.к. проходить на территорию разрешается только во время служб. Такой режим ныне редко где встретишь и это вызывает уважение.

К сожалению, не получилось побывать в других средневековых пещерных городах и монастырях, большинство из которых было основано православными, бежавшими от иконоборческих гонений в VIII-IX вв. Но зато была возможность поклониться святыням, связанным с памятью более поздних событий - Крымской войной и историей Дома Романовых.


Collapse )
Konevets

Херсонес

Сентябрь месяц ознаменовался паломничеством к святыням благословенной Тавриды. Давно у меня были планы посетить этот святой уголок, который оказался связующим звеном между Византией и Русью, через который мы приняли веру православную и через который приобщились к высшим образцам культуры Востока. Но и кроме того, это единственное место на Руси, которое оказалось связано с жизнью и мученическим свидетельством Древней Церкви, первых христиан. Дух той первой любви, те слова благовестия, и та благодать, сопутствующая им - все они запечатлелись в камнях гор и в руинах городов этого полуострова. Пусть и замолчали уже их прежние обитатели и подвижники, но, по слову Христа, камни возопиют (Лк. 19:40). И если человек желает услышать, он услышит это безмолвное свидетельство и сможет пережить духовную сопричастность к той благодати, которой освящена эта земля.

Особенно притянувшим меня местом стал Херсонес. И это не случайно. Этот город и его окрестности имеют центральное место в истории как христианского Крыма, так и в истории принятия Русью православной веры, местом крещения князя Владимира. И кажется, что ради этого события город промыслительным образом постоянно очищался на протяжении почти тысячи лет, подобно тому как еврейский народ пятнадцать веков подготавливался к принятию Христа, так и место это. Повсюду можно увидеть множество фундаментов церквей и алтарных апсид, почти через каждый дом. Несколько крупных базилик. Здесь обильно изливалась благодать Божия. Уже в первом веке этот город огласился проповедью святого Апостола Андрея Первозванного. В конце первого века в его окрестности был сослан ученик святого Апостола Петра святой Климент, папа Римский, который вместе с первыми христианами, своими учениками, освятили своими подвигами и мученической смертью эту землю и воды. В IV в. здесь же пролили свою мученическую кровь первые семь епископов Херсонских: святые Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Эферий и Капитон. В VII в. здесь в ссылке закончил свой исповеднический путь святой Мартин, папа Римский, и несколько других исповедников православной веры перед монофелитской ересью. В VIII в. город становится местом ссылок и исповедничества православия перед вызовом иконоборчества. В IX в. по этим улицам проходили святые просветители славян Кирилл и Мефодий. Здесь, по словам летописца, «даровал Господь в Корсуни Кириллу азбуку», и здесь же они обрели мощи св. Климента, что явилось одним из важных событий в истории легализации Римом славянской письменности. И, наконец, в 988 г. здесь принял крещение святой князь Владимир и отсюда пошла на Русь вера православная. Это центральное событие, для которого, кажется, и нужна была вся история города. Сейчас он лежит в руинах - его миссия исполнена, - и только отреставрированный Владимирский собор венчает собою его центральную площадь на городском холме Ликофрос в память о той конечной цели, для которой Господь постоянно приготавливал этот город - в память о Крещении Руси.


Collapse )
Konevets

Австралийцы об исламистах

Даже не верится, что в нашем зараженном политкорректностью мире, находятся государства, которые публично пытаются отстаивать свои ценности и говорить правду. И тем не менее, такие еще есть. Так, например, власти Австралии предложили мусульманам, желающим жить по своим законам, убраться из страны. Особенно понравилась речь министра просвещения:

"Иммигранты, а не австралийцы, должны приспособиться. Принимайте или убирайтесь. Мне надоело, что наша страна должна постоянно волноваться по поводу того, не обижаем ли мы каких-то людей или их культуру", - заявил Брендан Нельсон. "Мы говорим в основном по-английски, а не на испанском, ливанском, арабском, китайском, японском, русском или любом другом языке. Поэтому, если вы хотите стать частью нашего общества, учите наш язык! Большинство австралийцев верят в Бога. Это не какая-то христианская, правая, политическая доктрина, а факт, потому что христианские мужчины и женщины создали эту страну на христианских принципах, и это четко зафиксировано в документах. Безусловно, уместно выставлять это на стенах наших школ. Если Бог оскорбляет вас, то я предлагаю вам рассмотреть возможность переезда в другую часть света, потому что Бог - это часть нашей культуры".
Когда читаешь подобные слова, то это подобно тому, как если бы в прогнившем болотном лесу находишь кристально чистый источник воды и с великою радостию испиваешь от него. Или когда из затхлых подземелий и пещер выходишь в горы и вдыхаешь полной грудью чистый воздух. Вот такую ценность несут подобные публичные слова в наши дни.
Konevets

Прошедшее лето

Середина осени. Появилось немного свободного времени. Решил разгрести накопившиеся за лето фотки, вспомнить о проведенных труднических и паломнических поездках, черкнуть пару строк в свой отнюдь не живой ЖЖ.


Июль. Просматриваю фото и вспоминаю нашу поездку с Реставросом на остров Коневец. Второй год там бываю, место удивительное. Сочетание прекрасной средне-северной природы, относительной тишины по местам и умеренно разбросанных часовенек, скитов и других памятных мест, создает хорошую атмосферу, благоприятствующую духовному и душевному отдохновению и возрастанию. Все на острове умеренно: и размеры, так что и не заплутаешь, и можешь побыть наедине; не пронизан он и длинными хитросплетенными перипетиями истории, датами и событиями, при попытке запомнить и связать которые, вскружится голова; не набит и святынями со всех уголков земли так, что теряешься; не популярен он и у туристов, так что сохраняется своя доля удаленности от суеты, но в тоже время там найдется место небольшим детским и молодежным международным лагерям и научным работникам так, что все могут жить ни коим образом не мешая друг другу и не нарушая общей тишины острова.

В этом году мы всю смену работали на Казанском скиту у о. Варахиила. Снимали накопившийся за советское время верхний слой земли вокруг храма, приводящий к подмыванию фундамента грунтовыми водами. Расчистили все что нужно и еще сверх того. Совместные добровольный труд во славу Божию и молитва, надо сказать, здорово сплочают общину, сглаживая и возрастные различия. Справедливо и обратное - при отсутствии оных, разобщение неизбежно.

Еще нам в этом году посчастливилось участвовать в историческом для этого острова событии. Впервые за 60 лет отсутствия, на Коневец временно вернулась из Ново-Валаамского монастыря в Финляндии чудотворная икона Коневской Божией Матери, которую в XIV в. для обители с Афона привез прп. Арсений Коневский, как благословение Святой Горы на создание обители. Само прибытие иконы сопровождалось уже видимым Божиим благословением - озеро, которое до этого сильно волновалось и штормило, в тот час, когда катер со святыней пересекал водное пространство, стало идеально спокойным. Как тут не вспомнить Мк. 4:39!


Фотографии с поездки можно просмотреть в моем альбоме по нижеследующей ссылке. Кроме моих там присутствуют некоторые снимки еще от двух человек: http://photofile.ru/users/fireguard/2150149 (для зарегистрированных на photofile.ru пользователей более удобный просмотр через фотоленту)

Konevets

О форуме ЦДРМ

После очередного бана хочется высказать все то, что наболело. Поражает дерзость и равнодушность по отношению к православной вере, а также лицемерность в соблюдении установленных правил форума некоторых представителей администрации тамошнего форума. После того как в теме про паламизм один из модераторов форума с символичным именем "Пустота" публично и не ничего не страшась отождествил Божественную благодать с "полуоккультной энергетикой", гордо заявив при этом, что и "анафем он не боится", совершенно естественно с моей стороны было обратить внимание представителей администрации на прямое нарушение правил форума, запрещающих высказывание антихристианских выражений; удалить данные кощунственные выражения и рассмотреть вопрос о лишении статуса модератора указанного пользователя, тем паче что инцидент уже не первый. Вместо же ожидаемой реакции, в духе христианской любви и взаимоуважения немедленно замодерить выражения, провоцирующие соблазны среди братьев и хулящих православную веру, получил лишь сам обвинение в оффтопе, штраф и бан на двое суток; богохульство же оставлено ничуть не тронутым. Как это называется? О каких правилах после этого может идти речь? Если администрация сквозь пальцы смотрит на то, что творят ее же представители, а взирает лишь на на тех, кто не в их числе, выискивая словно бездушные роботы, по какому-то алгоритму, нарушение формы, не вникая совсем в суть дела. Замечательная иллюстрация к Мф. 23:24.

Форум уже успел стяжать в интернете дурную славу из-за своей системы модерации. За последние полгода представители администрации успели уже изгнать вон аж несколько православных священнослужителей. Несмотря на часто сыплющиеся жалобы от пользователей по этому поводу, они видимо ничего не собираются менять. Система продолжает гнить, отгоняя от себя все больше народу.

А еще это лишний раз доказывает, что молодым бразды власти давать не следует. Могут не выдержать.

Konevets

И будут знамения в солнце и луне и звездах (Лк. 21:25)

Вот такое явление сегодня утром в Москве было наблюдаемо на солнце. Называется гало. Два года назад на Рождество Христово видел точно такое же ночью над луной, когда возвращался со службы. С религиозной точки зрения небесные знамения всегда несут на себе какой-то смысл (Быт. 1:14). Интересно, к чему бы это? Или все же вопрос слишком суеверен? :)


Гало над Москвой

Collapse )

Konevets

(no subject)

Выяснил что за птицы столь мелодично поют у нас по ночам в дендропарке. Оказывается, это соловьи. Здесь послушал их пение: http://www.makedonsky.ru/birds1/birds1.htm. Да уж, спутать с кем-то другим сложно. Странно что я раньше не имел представление об их столь красивых и сложных трелях.