Михаил (_fireguard) wrote,
Михаил
_fireguard

Старый vs новый стили

Ежегодно примерно в одно и тоже время в различных православных сми и социальных сетях всплывает одна и та же календарная тема - "старый vs новый стиль", - с одними и теми же аргументами, на которые приходится давать одни и те же ответы. Здесь у себя хочу собрать аргументацию обоих сторон по пунктам, с небольшими своими комментариями.


I. За "новый стиль".

1. Восстановление единства православных христиан между собой.

Сейчас 11 Поместых ПЦ отмечают непереходящие праздники по новоюлианскому календарю, в то время как 4 Поместных ПЦ (+Афон) отмечают их же по юлианскому. Ситуация ненормальная и требующая исправления, которого можно достичь только в духе единства и соборности всей церковной полноты на Всеправославном Соборе, созыв которого вроде как Константинопольским Патриархом обещается в ближайшие годы, и календарный вопрос в его повестке поставлен. И понятно, что он там будет решаться не в форме возвращения старого стиля, что является утопией, такой же как, например, возвращение РПЦ к старообрядчеству.


2. Возвращение к традиционным датам празднования непереходящих праздников и дней памяти святых.

Некоторым может показаться такая аргументация странной, нам скажут что мы и так отмечаем дни в соответствии с традицией, но это не более чем лукавство, потому что в действительности, в реальной жизни (а не в полемике) абсолютное большинство православных христиан де факто воспринимает движение церковной жизни через призму "нового стиля". Многие совершенно и не знают что мы празднуем, скажем, Рождество 25-го деабря, а не 7-го января. Ещё меньше народ знает о подлинных датах других празднований. У всех дома висят настенные православные календари, где никаких двойных дат и вовсе нет, только "нового стиля". Да вообщем-то практически всё способствует такому восприятию. Поэтому сложилась такая ситуация, что несмотря на то, что хотя в Церкви формально принят юлианский календарь, православное сознание де факто оторвано от него, а потому оторвано и от традиции.


3. Пастырская забота о неокрепших ещё православных верующих.

Эта проблема касается в основном даты празднования Рождества Христова. Всем хорошо известно, что НГ попадает на Рождественский пост и де факто многие православные христиане его просто нарушают. Никакой пользы это не несёт ни им, ни Церкви в целом.
С другой стороны, те православные, которые живут в инославном окружении, бывает что соблазняются и ходят 25-го декабря на празднование Рождества в инославные конфессии.
Похожая ситуация была в Древней Церкви и связаны с нею установленные дни празднования Богоявления и Рождества. С одной стороны, Богоявление было установлено 6-го января в противовес аналогичному празднованию среди гностиков. С другой стороны, Рождество было установлено в Риме 25-го декабря в противовес языческому дню солнцеворота. Для святых отцов тогда было очень важно, чтобы новообращенные христиане не соблазнялись в эти дни ересью и не возвращались бы снова к язычеству. История же, как известно, повторяется.


4. Восстановление празднования Пасхи в день, установленный на I Вселенском Соборе.

Как известно, I Вселенский Собор постановил празднование Пасхи совершать в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Де факто мы нарушаем это определение и частенько празднуем Пасху во второе воскресенье (как, например, в 2009-м году) или после второго полнолуния (как, например, в 2008-м году). Связано это с тем, что мы привязались к календарю, а не к весеннему равноденствию, от которого календарь за столетия уже "уехал" вперед на 13 суток.


II. За "старый стиль".

1. Юлианский календарь освящен многовековым опытом Церкви.

Этот аргумент частенько принимает вариации вида: "Зачем что-то менять? Лучше ничего не менять" - и по сути констатирует отсутствие аргументации и нежелание вникать в проблемы. Действительно, если ставить вопрос в форме "Зачем?", то ответом могут служить предыдущие пункты. Если же ставить вопрос в форме сохранения церковных традиций, то тут следует заметить, что традиции должны быть живы, а не мертвы. Живы они тогда, когда оживотворяются Духом Святым и имеют преемство смысла. Так, если сохранить форму, подменив её содержанием иным смыслом, то мы получим псевдоконсервативный модернизм. И наоборот, если сохраняется исконный смысл и форма оживотворена, то внешне она может изменяться, как изменяется живой организм.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что календарная традиция у нас де факто утрачена и сохраняется только одна мертвая форма. Я уже писал выше, что утрачено восприятие традиционных дней празднования, утрачена верность решению I Вселенского Собора о дне празднования Пасхи. К этому здесь ещё можно добавить, что утрачен и тот смысл, который и привел когда-то к рецепции Церковью тогда ещё неосвященного многовековым опытом языческого календаря. Ведь Церкви не пришлось изобретать ничего нового, она использовала тот календарь, который использовало государство, во временных рамках которого Церковь несла свою вневременную миссию.
Обладает ли Церковь и сейчас этим освящающим действием? Обладает. Потому и новоюлианский календарь, принятый в 11-ти Поместных ПЦ более 80-ти лет назад, уже также становится освященным опытом жизни Церкви.


2. Юлианский календарь освящен жизнью Христа.

Это не так. Дело в том, что Христос не жил по юлианскому календарю, а жил, как и весь народ Его, - по иудейскому календарю. Иудеи никогда не использовали римский календарь в своей религиозной жизни, для них это, как и всё языческое, было мерзостью. Но и не только в религиозной, но даже и в административной жизни юлианский календарь в своем чистом виде не был принят. Как свидетельствуют историки, римляне не насаждали юлианский календарь в качестве обязательного в своих восточных провинциях, в том числе и в Иудее, а там где он вводился, приспосабливался к местным календарям народов.
К тому же юлианский календарь в I в. н.э. сильно отличался от его современного вида. В нем не было никаких дней недель, а были различные календы, иды и ноны. Дни недели в нем начинают появляться только с конца I в.
Поэтому можно говорить что иудейский календарь, а не юлианский, подлинно освящен жизнью Христа. Однако, Церковь отказалась от его использования. Для неё не было это каким-то существенным аргументом.


3. Использование "нового стиля" есть подстраивание Церкви под мiр сей.

Антиисторичный аргумент. Восприятие Древней Церковью юлианского календаря было с такой точки зрения тогда куда большим подстраиванием под мiр сей, ибо это был календарь языческой Римской Империи, по которому жили тогдашние антихристы (Нерон, Домициан). Имена месяцев в нем названы в честь римских богов и императоров. Дни недели также имели языческую символику.


4. Использование "нового стиля" вызвано экуменическими целями, желанием объединения с католиками.

Как раз ровно наоборот. Как я уже приводил примеры выше, Церковь порою устанавливала свои празднества в противовес языческим или еретическим, чтобы христиане в эти дни праздновали свои праздники и не соблазнялись пойти на сторону далече.


5. Именно по "старому стилю" сходит Благодатный огонь, а также совершаются другие известные чудеса на Святой Земле, приуроченные к православным праздникам.

Это неверная постановка утверждения. Благодатный огонь сходит не по "стилю" и не по календарю, старому или новому, а по молитве Патриарха Иерусалимского на Гробе Господнем накануне того как народ Божий будет праздновать Пасху, который собирается в этот день совместно на молитву вместе с Патриархом.
Аналогично с другими праздниками. Чудеса в Православии носят не оккультный характер, а являются ответом Господа на молитву православных христиан. Когда происходит молитва, приуроченная к тому или иному празднику, тогда и является ответ на неё.


6. "Новый стиль" иногда может привести к упразднению Петрова поста.

Это вопрос решаемый Церковью, можно сделать и так, чтоб он не упразднялся. Во всяком случае, нынешняя ситуация, когда Петров пост иногда сравнивается по длительности с Великим постом (как в 2010-м году, например), является не меньшей крайностью. В обоих случаях это требует соборного решения всей церковной полноты. Насколько я знаю, вопрос постов также поставлен на повестке грядущего Всеправославного Собора.


7. Переход на "новый стиль" с высокой вероятностью приведет к расколу.

Аргумент из разряда "волков бояться - в лес не ходить". Если вопрос решать на Всеправославном Соборе в духе соборности, то на самом деле вероятность раскола минимальна, а в случае его возникновения уйдут туда лишь маргиналы, которые и без того только ищут повода. Если же де факто враждебные Церкви элементы будут закреплены таковыми де юре, то Церкви это не принесет никакого вреда, а скорее наоборот. Но я думаю, что все ищущие повода уже давно его и так нашли.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments