Михаил (_fireguard) wrote,
Михаил
_fireguard

О внутреннем слове

У святых отцов часто можно встретить представления о триедином устройстве души (душа, разум, дух) как об одном из аспектов отражения в человеке образа Триипостасного Божества. Вот, например, одно такое рассуждение прп. Анастасия Синаита:

«Но давай перейдем к самому важному, что составляет "по образу и по подобию", чтобы показать, согласно обещанию, единое Божество в Троице. Что же это такое? Ясно, что это есть опять же душа, ее мыслящий разум и ум, который Апостол назвал духом, когда увещевал нас быть святыми душой, телом и духом (1 Фес. 5, 23). Ибо душа является нерожденной и беспричинной во отпечатление нерожденного и беспричинного Бога и Отца, но не является нерожденным ее мыслящий разум, неизреченно, незримо, необъяснимо и бесстрастно рожденный из нее. Ум же не является ни беспричинным, ни рожденным, но есть исходящий, проникая во все и все рассматривая по образу и по подобию Всесвятого и исходящего от Отца Духа, о Котором говорится: "Дух все проницает, и глубины Божии" (1 Кор. 2, 10). Душа не является исходящей до тех пор, пока она пребывает в теле, ибо если бы она была таковой, то мы бы умирали в одночасье. А разум наш не является нерожденным, ибо в подобном случае мы были бы неразумными и подобными скотам.

Но наиболее необычное из всего этого необычного есть то, что душа наша – проста, ум – единичен и несложен, а разум – двойственен, обладая двойным рождением и сохраняя в то же время единство и неделимость. Ибо он рождается в сердце неким непостижимым и нетелесным рождением и пребывает внутри него неведомым; и он же рождается посредством уст и тогда всеми познается. Однако при этом он не отделяется от породившей его души, дабы мы, через два рождения нашего разума, ясно познали, по некоему образу и подобию, два рождения Бога Слова. Ведь Он незримо, необъяснимо и непостижимо родился прежде всех век от Отца и был неведом, пребывая, словно в некой душе, у Отца до тех пор, пока, как из некоего сердца, не был непорочно и безболезненно рожден от Святой Девы "по плоти" (Рим. 9, 5) и не явился в мире, не отделившись при этом от отеческой и сокрытой сущности родившего Его Отца. Так что в единстве бессмертной и мыслящей сущности нашей души, словно в образе, были показаны некие три ипостасных свойства: нерожденность души, рожденность разума и исхождение духа или ума». [Прп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему. I, 3]

Но что интересно, при том что наш разум, это внутреннее слово, представляет собой образ, некое отпечатление Бога Слова, то в отражении на нравственную плоскость это буквально означает, что всякое неподобающее движение разума, каждое праздное слово, рожденное в душе, буквально приводит к замутнению этого образа, как если бы наносить постепенно пыль на чистейшее зеркало. В этом контексте становятся более понятными слова Христа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). И с другой стороны, через очищение своего слова, рожденного в сердце, своего разума, человек буквально очищает образ Божий в себе и достигает совершенства, как написано: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3:2).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments