Михаил (_fireguard) wrote,
Михаил
_fireguard

Остров

Фильм, на мой взгляд, является очень хорошей евангельской проповедью о покаянии. Именно эта идея – покаяние – является стержнем фильма, основной ее мыслью, которую авторы хотели донести до современного зрителя. Я считаю, что именно покаяние – это то, с чего лишь и возможно начинать человеку свой путь в Церковь, а значит и тем единственно возможным призывом, с которого и следует начать обращаться к нему. Думаю, что именно этот призыв в ненавязчивой форме и должен лежать в основе проповеди, обращенной к современному секуляризированному постхристианскому миру. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, – именно с этих слов начал Свое общественное служение Господь наш Иисус Христос.

В какой форме возможен этот призыв – вопрос отдельный. Авторы фильма использовали для этого форму притчи. Это очень важно понимать, потому что с притчи спрос совершенно другой, нежели, скажем, с прямой миссионерской проповеди или исторического повествования. Будучи притчей, события фильма разворачиваются вне исторического времени, вне исторического пространства и происходят с неисторическими личностями. Несмотря на то что в фильме обозначаются 1942 и 1976 годы – это лишь прелюдия, имеющая своей целью дать основание повествованию. События разворачиваются в монастыре никогда не бывшем, а атмосфера советского времени, ее атеизм и противостояние Церкви, в фильме никак не отражается. Монахи в фильме – это не монахи, живущие в период гонений, а просто спасающиеся монахи. Миряне в фильме – это не люди живующие под пропагандой безбожия, а олицетворение простого человека любого века с типичными для человека страстями. И так как все внешнее в фильме не привязано к историческому контексту, свободно от него, то оно представлено лишь в той форме, в которой способствует выражению внутреннего – греховность, страстность, покаяние и, как плод, – святость. Именно поэтому это фильм не о старчестве, не об юродстве, не о чудесах, даже не о монашестве, – это фильм-притча о покаянии. О покаянии не только отца Анатолия. Но также о покаянии или пути к нему всех действующих лиц. У каждого он разный и, конечно, длинный, но показаны лишь основные вехи, которые встают на их пути. Показано проявление греховности и страстности, мелкой, но засоряющей и обмирщяющей душу. Затем идет осознание этой греховности и показывается какие труды от человека требуются для шествования по пути покаяния, показывается та развилка, встав перед которой, человек призывается Богом увидеть свою падшесть, свою греховность, та развилка, на одной из дорог которой Христос призывает к поканию. Эта идея явлена практически на всех персонажах фильма. Отец Иов, человек вначале предстающий как обычный грешник, который любит ближнего лишь за что-то. Его путь – это путь осознания и борьбы с этой страстью и в конце фильма он уже, как осознавший свой грех, идет путем покаяния, путем несения своего креста. Отец Филарет – обычный просто хороший начальник, но с ворохом мелких пристрастностей к земному. Благодаря Божественному Промыслу и духовному наставлению от отца Анатолия приходит к осознанию этой своей мелкой греховности, до того не заметной. Девушка, пришедшая взять благословление на аборт, – обычная грешница, которая пытается использовать Церковь для успокоения собственной совести и для спокойной, комфортной жизни в миру, но оказывается перед фактом, требующего жизненно-важного выбора, что Церковь и грех несовместимы. Обычная церковная бабушка, пришедшая попросить помолиться о своем любимом муже, оказывается и не знала, что любви-то к мужу как раз и не имеет, ибо ради любви требуется совершить подвиг самоотречения. Женщина с ребенком, вроде бы искренне желает блага родному сыну, но еще не знает, что работа у нее вытесняет любовь к сыну. Бесноватая девушка, потерявшая мужа – ее болезнь ради веры ее отца, ради того, чтобы отец смог избавиться от некогда затаенной естественной обиды, ради того, чтобы смог простить ближнего за тяжкий грех против него. Отец Анатолий – святой, живущий в непрестанном покаяниии, искренне не понимающий – за что ему грешнику дар святости. Таким образом, грех и покаяние, представленные в различных образах, являются в фильме основным смысловым стержнем, основной проповедью, обращенной к современному человеку. И в невоцерковленной аудитории этот фильм воспринимается именно как фильм о покаянии. По крайней мере, судя по нескольким десяткам отзывов в сети от обычных мирских людей, которые я читал, они свидетельствуют именно об этом.


Несмотря на общую оценку данного фильма православным сообществом как положительную, среди некоторых православных кругов встретилась и совершенно необоснованная резко-отрицательная критика, которая свелась в основном к тому, что люди начнут искать именно такой вид святости как юродство, что Православие показано как стандартный зашоренный набор – старчество, прозорливость, юродство, осуждение священноначалия, борьба с абортами, пожизненное самоедство, магия причастия, изгнание бесов и т.п. А также что православные якобы возьмут в качестве примера ходить к старцам как к оракулам для прояснения воли Божией и т.д. Но на мой взгляд, вся эта критика никакого отношения к фильму не имеет и совершенно безосновательна.

Во-первых, о том что люди начнут искать такой вид святости. Хочется сразу спросить – а для чего они будут искать такую святость? Если для удовлетворения каких-то своих потребностей, то фильм таких оснований не дает – никто из мирян эти свои корыстные греховные пристрастия удовлетворить так и не смог. Девушка не получила благословения на аборт и была прогнана с острова. Бабушка опечалилась что надо будет ей продать свое имение. У женщины с ребенком не получилось совместить со своими пристрастиями к работе любовь к сыну. А бесноватая девушка и сама не очень-то желала своего выздоровления. Увы, но фильм показывает, что столкновение со святостью приводит к необходимости перемен своего привычного слишком мирского образа жизни. Искать мирскому человеку, не жаждущего покаяния, такой вид святости – зачем?

Во-вторых, что касается Божией воли. Странно, но в фильме как раз никто не приходил к старцу чтобы узнать Божию волю. Все приходили за конкретными потребностями, а вот вместо этого уже и получали Божию волю. Бабушка пришла ведь не волю какую-то узнать, а чтоб помолился бы старец, дабы кошмары не мучили по ночам. Но то зачем пришла – не получила. Сравнение с оракулом совершенно беспочвенно и не имеет места в фильме.

В-третьих, покаяние в христианстве это далеко не однократный акт. Это путь длиной в жизнь. В монашестве он представлен наиболее ярко, ибо монашество это и есть жизнь в непрестанном покаянии и молитве. Классический пример – авва Сисой на смертном одре: "Поистине не знаю, положил ли я начало покаянию своему".

В-четвертых, вся прозорливость, святость, юродивость, исцеления в фильме существуют исключительно в контексте домостроительства спасения души того или иного человека, т.е. все они имеют евангельскую основу. Нет ничего просто так, для удовлетворения страстей, для показухи, но все направлено к покаянию и, как ярко отображено в фильме, ветхому человеку это никогда не нравится, это его никогда не удовлетворяет, но наоборот – приводит к конфликту с ним. И эта главная внешняя непривлекательность, также без каких-то пустых внешних эффектов, она не содержит в себе ничего, что могло бы спровоцировать ту или иную моду, ибо мода это всегда массово-направленное увлечение страстями.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments