Михаил (_fireguard) wrote,
Михаил
_fireguard

О свободе, предведении и предопределении

Из размышлений на форуме по теме "Иуда и свободный выбор".


Мне кажется, поднятый вопрос не настолько прост. Не случайно в Церкви, а затем и в отделившихся от нее сообществах, он поднимался не раз и иногда в нем ошибались даже святые отцы, как, например, блаженный Августин.

Я думаю, что для верного хода дискуссии по вопросу предопределения, следует прежде всего признать истинность трех аксиоматических посылок:


I. Бог знает всё.

II. Человек подлинно обладает свободной волей.

III. Факты предведения будущего и поступков отдельных людей, изложенные в Св. Писании, – истинны.


Далее необходимо будет ответить на ряд дискуссионных уже вопросов:


1. Что такое время и что такое настоящее в метафизическом смысле?

2. Существует ли будущее, имеет ли оно статус бытия?


И после этого уже можно задаться вопросом – как все же согласовать свободный выбор человека и Божие предведение и предопределение о нем?

Попытаюсь изложить свои мысли по этому вопросу. Мысли вполне дискуссионные.


Итак, что же такое время? Является ли время своего рода "рекой", протекающей в вечности, которая целиком пребывает пред очами Божиими, а настоящее в ней – некоей точкой на ее поверхности, находящейся в постоянном движении? Или же время не существует само по себе, но есть неизменный образ существования тварной природы? Тогда настоящее – это и есть единственно сущее время. При первом понимании легко объясняется как Бог может предведать будущее, – Он его просто видит целиком как уже сложившуюся картину, – но возникает тогда проблема со свободной волей человека. Получается что мы, существуя сейчас, уже сотворили дела завтра, равно как сотворили их и вчера. А это значит что свободной воли в настоящем у нас нет – картинка будущего уже известна, т.е. предопределена уже до того, как мы в это будущее вошли, а настоящее всего лишь фикция. Кроме того, если все что произойдет во времени, для Бога уже свершившийся факт, независящий от этого времени, то он таковый всегда, ибо Бог всегда знает что и когда произошло или произойдет. Это значит, что когда мира еще не было, Бог видит его уже сотворяющимся, уже существующим, уже видит его в нашем настоящем, видит его разрушающимся и как он существует во всей вечности в каждый миг. Видит не в планах, а как действительно свершающийся факт. Иными словами, время становится совечным Богу, а всезнание Бога ставится в зависимость от его, времени, существования. Бог не может его не знать всегда, потому что оно когда-нибудь наступит. Такой подход чем-то близок ложным выводам Оригена о Боге Творце, Который, как он полагал, будучи неизменным, не может не творить, а потому творит всегда – и творение становится совечным Творцу. Т.е. Творец ставится в зависимость от своего творения. В случае со всезнанием ход мысли мне представляется родственным оригеновскому.

Исходя из неприемлимости подобных выводов, я склонен рассматривать время как единственно существующее в настоящем, в котором прошлое существует в своих следствиях, а будущее – в своих потенциях. Т.о. будущего как сущего, как уже свершившегося факта – нету. Будущее не имеет статуса бытия, а определяется в настоящем исключительно волей Божией и волей всех остальных свободных тварей. Поэтому будущее, как не-сущее, нельзя ни знать, ни не знать, – категория знания не может быть приложена к не имеющему бытия. Возникает сразу вопрос: как же всезнание Божие? Не ограничивается ли оно таким образом? Нет, не ограничивается, потому что всезнание объемлет "всё", а "ничто" оно не объемлет. "Ничто" не может ограничивать "всё". Будущее же – это "ничто". Но в таком случае неминуемо возникает другой вопрос: как же возможно предведение и согласование с аксиомой III? Это наиболее трудный вопрос. Как я думаю и как уже заметил выше, – будущее, не имея собственного бытия, существует в потенции, или в планах о нем. Фундаментально о нем имеется Божественный План, – каким Бог хочет видеть будущее и к чему оно в итоге должно прийти. План этот относится в первую очередь к ключевым событиям, через которые Бог положил миру пройти: его сотворение, сотворение свободного человека, если произойдет грехопадение, то Воплощение, Искупление, Домостроительство спасения, Суд и освобождение. Также имеются планы и более локального масштаба: об отдельных появляющихся народах, событиях и, наконец, о каждом рождающемся человеке в отдельности. То что предопределено в Божественном плане свершится обязательно, а потому Бог может и открыть человеку то, что Он предопределил. Но кроме Божественного предопределения о будущем дано место и человеку определять его. Одни его действия согласны с волей Божией, а потому причастны к Божественному плану о будущем, другие же – не согласны, а потому неминуемо разрушаются во времени или направляются Богом в согласное с предопределенным планом русло. Этот последний момент – наиболее тонкий, таинственный, неуловимый человеческой мыслью. Именно он, как я думаю, имел место в ситуации с Иудой. Бог дает право человеку сделать свой внутренний свободный нравственный выбор, и уже в том состоянии, в которое человек сам себя поставил, направляет его внешние действия так, как угодно Богу. Господь видел, что Иуда свободно предал Христа в сердце своем, и определил те внешние обстоятельства, в которых Иуда мог свой внутренний выбор реализовать. Это внешнее, как предопределенное, Господь и открыл ученикам Своим, и определил этому внешнему быть в общем плане Искупления рода человеческого, тем самым нисколько не ущемляя внутренней свободы самого Иуды. Судиться же он будет не за внешнее, а за внутреннее свое состояние. Этим разделением внешних поступков и внутреннего состояния сердца, которое эти поступки порождает, христианство, как мне кажется, нанесло сокрушительный удар по идее фатума. Никто и ничто не предопределяет внутреннего состояния человеческого сердца. Человек волен быть таким, каким он свободно хочет быть сам. Но и Бог волен либо предоставлять человеку внешнюю среду, в которой он сможет свободно реализовать свое внутреннее состояние вовне, либо в иных случаях поставлять, опять же, внешние границы, когда человек при всем своем желании не сможет осуществить то, что соделал уже в сердце своем.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments