?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В воскресенье посмотрел фильм. Есть странность с его премьерой. Дата выхода обозначалась, как 24 ноября, но посмотреть можно было уже 18-го. Не ясно, почему не 16-го, в годовщину событий.
Фильм я этот ждал, было интересно посмотреть, как будут представлены события 16 ноября 1941 года. Сейчас его опять нет в прокате. Появится в обещанную дату.

Деньги на фильм собирали на Boomstarter'e. Собрано 34 746 062 рублей. Помогли фильму 35086 человек.

Такой способ сбора средств и, надо понимать, отсутствие должной поддержки со стороны крупных прокатчиков и кинопроизводителей не могли не сказаться на качестве фильма. Отсутствие поддержки расстраивает. Когда выходила "Брестская крепость", также отличный и правильный фильм, или "Сталинград", информации о нем было в СМИ больше, актеры были известными, а режуссура была качественнее.

Вот получается я и рассказал об основных минусах фильма. Но по порядку.

Внимание, есть спойлеры.

Из того, что сейчас выпускают наши кинокомпании на экран, особенно о советских временах, о Великой Отечественной, редкий фильм хочется смотреть. Чаще всего или слабая режиссура, или "кровавый тиран и опричники-чекисты-особисты посылают русских мужиков на смерть, а они на зло всем побеждают". Что приходит сразу в голову из правильных фильмов - уже названная "Брестская крепость" и первая часть "Мы из будущего". Хотя к концовке "Брестской крепости" есть один вопрос. Рассказчик говорит, что майор Гаврилов был репрессирован после войны, однако это не так. Петр Михайлович был восстановлен в звании сразу же после возвращения из плена, нашел жену и сына, получил звезду Героя Совестского Союза и прожил достаточно счастливую жизнь. Все "репрессии" в отношении его - это исключение из партии за потерю партбилета. Хотя в лагере Гаврилов всё-таки оказался. Но как начальник лагеря для японских военнопленных. Зачем была вставлена фраза про репрессии?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

"Мы из будущего" как раз был хорош тем, что "кровавой гэбни" и СМЕРШа там не было. А страшный по началу особист быстро начинает вызывать симпатию.

Назад к "28 Панфиловцам". Было интересно, как авторы совместят статьи Кривицкого с реально происходившими не менее героическим событиями у разъезда Дубосеково. Мне очень не нравится употребление слова "миф" относительно тех событий. Правильнее говорить о легенде, близкой к исторической правде. Общее представление о происходившем  16 ноября 1941 года у Волоколамска можно прочесть в той же Википедии, статья Панфиловцы. Всё было на самом деле, и Дубосеково, и 1075-й стрелковый полк, и 2-й батальон, и 4-я рота, и немецкие танки, и героическая оборона рубежей, и большие потери, и не прошедший дальше враг. Да, рота была почти полной 120-140 человека из 162 человек, их было не 28. Но именно 4-я рота приняла на себя основной удар. По итогам боя уцелело 20-25 человек. Из 120-140!

Отрицающие подвиг пишут пишут просто - не 28, значит миф. Да еще не 18 танков подбили. Да еще не все из перечисленных в списке умерли. Да еще один в последствии стал полицаем. Ужас-ужас-ужас. Сурковская советская пропаганда. Разве на основании того, что не все погибли стоит отрицать героизм солдат? Тем более, что погибло не 28, а больше 100 бойцов из 4-й роты. Может провести ревизию, сколько было спартанце, а вдруг 312? Уже не 300. Какой же это подвиг, остановить такой таким 10 000 персов.

28 - это легенда, подвиг у Дубосеково - это быль. 28 - легко заполнить, перечислить можно поименно. Наверное, это дело случая, что раненный командир роты назвал журналисту именно эти 28 фамилий. Да, им повезло, на сколько это можно назвать везением. Просто надо помнить, что были неизвестные герои в том бою. И было бы правильно восстановить фамилии всех бойцов, принявших тот неравный бой.

Как же авторы отнеслись к истории 4-й роты. Очень верно. Герои фильма в начале фильма намекают, что они легенда. Идя на боевые позиции, вспоминают еще не снятые на тот момент фильмы-легенды "7 самураев" Акиры Курасавы и "Великолепную семерку" Джона Стерджеса. Легенды о том как несколько воинов защитили мирные крестьянские деревни от бандитов. Вспоминают и 300 спартанцев. Число 28 звучит лишь раз, когда командир роты докладывает комбату о потерях и просит подкрепления. То есть 28 - не вся численность личного состава роты. После очередной атаки фашистов осталось боеспособных из роты всего 28. Остальные или погибли, или были ранены и вывезены с поля боя.

Батальные сцены смотрятся отлично. Прямо как сам сидишь в окопе и стреляешь из ПТР. Не знаю, что из показанного является копьютерной графикой, а что натурной съемкой, но выглядит очень реалистично. Единсвенная сцена, где виден компьютер, это когда танк крутится на окопе, зарывая бойцов.

Есть явные цитаты с фотографий тех лет, например, бойцов с ПТР:


Или расчет пушки:


Мне такой ход понравился.

Я не являюсь экспертом по оружию, но вписывается в картинку оно гармонично. Воюют не кольями и вилами. А вполне аутентичным оружием. И каждому хватает и оружия и, почти весь фильм, патронов. Авторы не прячут звезд на ушанках и погонах бойцов. Не делают из политрука Клочкова агитатора, посылающего солдат на смерть. Нет, именно он является фактическим командиром 4-й роты после ранения Гундиловича, что соответствует историческим сведениям.

В целом, авторы исключили идиалогию из фильма в том смысле, что нет комиссаров и заградотрядов, расстреливающих своих в спину и гонящих под танки с рогатиной. Нет и бойцов, кидающийхся под танки с криками "За Родину, за Сталина!" Добавили только немного православия в виде разрушенной церкви и крестящегося перед последним боем бойца. Но, как пел Летов, "не бывает атеистов в окопах под огнем".

Авторы бережно отнеслись к составу роты, попытавшить сохранить ее реальный этнический состав. Дивизия формировалась в Казахской и Киргиской ССР. Была многонациональной. Добробабину добавили веселый украинский акцент. Важно, что в каждом бойце, в каждом герое мы видим личность со своим характером, и каждый из них Человек. В отличии от немцев, чьих лиц мы почти не видим. Съемки часто со спины. Пехотинцы все в масках. Немцы в фильме обезличины. Или даже не немцы, а фашисты (которые в реальности, социал-националисты), захватчики.

Кстати, по поводу юмора. В фильме его достаточно много. По мне, он не всегда к месту. Особенно, когда сочетается с поступками героев в стиле марвеловских супергероев. Вообще фильм подвержен западным ветрам в сюжетных поворотах и способе съемки. Перебежки под пулями, бравое запрыгивание на танк и его растопка вместе с экипажем внутри, фетиш оружия при подготовке к бою, подготовка к рукопашной и внезапное спасение.

Очень напрашивается сравнение этого фильма с "Аты-баты, шли солдаты" Леонида Быкова. И, к сожалению, фильм сильно проигрывает быковскому при полной аналогии сюжета. И юмор в "Аты-баты..." тоньше, и драматизма больше. Но самое главное - это переход от одного к другому. Тонкая-тонкая грань. Быкову это всегда великолепно удавалось. "В бой идут одни старики", достаточно только его вспомнить. Автором сценария "Аты-баты, шли солдаты" был Борис Васильев, еще один талантище, написавший "А зори здесь тихие" и "В списках не значится". С таким творческим дуэтом, не говоря об актерах фильма, сложно соревноваться. Но с него можно взять пример. Авторы "28 Панфиловцев", мне кажется, сделали это в начале фильма, заменив быковского Кума на красноармейца Москаленко. А батальным сценам искали примеры уже в Голливуде.

Больше всего разочаровала в фильме игра актеров. Особенно в начале фильма, где надо не бегать и стрелять с устрашающим лицом, а проиносить мнонологи и диалоги. Звучит местами ужасно. Устюгов, Кучеревский и Морозов справляются более-менее нормально. Остальных - совсем не очень. В общем проблема кадров на лицо.

Несколько обескуражил финал. Большим количеством выживших, неожиданным их спасением в стиле "вдруг, откуда не возьмись", привет Голливуду. И почему авторы привязали количество выживших бойцов к количеству скульптур в памятнике? Это посыл, что памятник поставили выжившим бойцам, и что именно они герои, увековеченные в памятнике? Я такого перехода не понял.

За что авторам стоит сказать отдельное спасибо, что они не взяли из Голливуда, так это натурализм в части страшных ран, оторванных конечностей и тому подобное. Авторы сосредоточились на подвиге, а не на антураже войны.

А выводы такие. Фильм достоен просмотра. Идти смотреть надо. Помнить о бойцах, спасших нас от фашизна.

Фильм о нашей истории, о героизме, о братстве, о Родине. Авторам огромное спасибо за их труд!

Latest Month

November 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow