На следующий день у одной из участниц внезапно почти полностью прошли боль и воспаление в суставах, из-за которых она не могла ходить наравне со всеми. Симптом, имеющий смысл в рамках семейной системы, исчезал в других условиях!
Интересно, как описывается динамика словами: у меня «прошла» боль. Как гроза или наводнение. Шла, шла и… прошла. Потому что место, в котором она имела значение и решала какие-то задачи, закончилось.
Отчасти я списываю это на целебные свойства Крыма и тех мест в частности. Лечебное грязевое озеро от Казантипа совсем близко. У меня, кстати, тоже заметно улучшилось состояние по остеохондрозу. Что же касается психотерапевтической составляющей процесса, то, анализируя структуру личности этого участника, я нашла сильно порушенной нарцистическую часть и невротическую гиперкомпенсацию. Она была хорошей, слишком хорошей. Надеюсь, вы меня понимаете?
Творческой, доброй, и такой удобной для всех, что ей с трудом удавалось позаботиться о чем-то своем на группе.
Немного забегая вперед, сразу скажу, что нарцистическая часть всё-таки выползла из подполья к концу процесса, причем голодная и злая.
Они приближались друг к другу осторожно и в то же время достаточно раскованно, как по мне. В первой половине дня мы больше работали с телом, а во второй прозвучал терапевтическо-супервизионный запрос, на который удалось получить ответ только в последний день (благодаря обратной связи участников).
Именно это в интенсивной терапевтической группе я ценю больше всего:
1) c терапевтической позиции есть возможность долгое время вникать в проблемы участников
2) ответы могут приходить не сразу: на следующий день, в процессе или во сне (как это было со мной не третий день), а также во многом провоцируются видением и осознаванием других участников.
3) У меня много благодарности и даже трепета перед процессом создания общего многомерного видения. То, что в индивидуальной терапии невозможно, в группе делается легко и неожиданно благодаря множественной обратной связи
4) «Эффект веника» (название придумала я сама, ага) описывает системный процесс. Групповой потенциал больше, чем сумма индивидуальных потенциалов каждого из нас больше. Вместе мы сила и можем больше.
Вечером я показывала видеоиллюстрацию, каковым я вижу идеальное групповое взаимодействие: море импровизации, интуитивное исследование с ясным сознанием и сконцентрированным вниманием. К слову, идеальный психотерапевт для меня Джек Николсон, из фильма «Управление гневом». Не только потому, что он веселый и протестует против догм и стагнирующих норм общества. В первую очередь, потому, что в фильме показана блестящая стратегия интеграции психотерапевтического опыта в повседневную жизнь.
to be cont
Journal information