Психотерапевт Аскандарова Эсина Энверовна (_esina) wrote,
Психотерапевт Аскандарова Эсина Энверовна
_esina

Category:
  • Music:

Об отношениях души и тела

Эволюция научных взглядов на эту связь начинается с психофизиологического параллелизма, сложившегося в 17 в., согласно которому душа и тело - противоположные, отдельные, независимые образования. Душа - "особая сущность, состоящая и непротяженных явлений сознания" (Рене Декарт). Тело - "автомат, действующий по законам механики".

Не правда ли, довольно обидная формулировка для такого совершенного творения, как храм души?

Для того, чтобы как-то организовать встречу двух самостоятельных субстанций, Декарт придумал "гомункулуса" - человечка, расшифровывающего послания нервной системы для тела. Посредник был почему-то помещен в шишковидную железу. Взгляды Декарта разделял и знаменитый учений Лейбниц, считавший, что "душа и тело действуют независимо и автоматически, но действуют
удивительно согласованно и гармонично, подобно паре точных часов, всегда показывающих одно и то же время".

Примерно в это же время сложились еще два взгляда на взаимоотношения души и тела:

психофизиологическая идентичность подразумевает отождествление души и тела. Психическое начало в таком случае утрачивает свою сущность.

Вспоминаю, как на одной из первых белорусских психотерапевтических конференций (2000 г) лектор утверждала, что тело и душа одно и то же, чем повергла меня в недоумение. Переосмысливая Ассоджиоли в преддверии интенсива "Кость и плоть идентичности", хочу сказать, что "у меня есть моё тело, но я - не только моё тело".

Еще один вариант частичного решения проблем - это признание факта взаимодействия души и тела (психофизиологическое взаимодействие). Как бы и правда, да не вся.

Психофизиологическая целостность подразумевает, что душа и тело - единая система, каждый из компонентов которой связан множетсвом связей со всеми остальными частями. Уже в начале прошлого века отечественные психофизиологи (Бехтерев, Павлов) рассматривали "субъективное и объективное как характеристики единого процесса". Правда, всё многообразие психофизиологических процессов правда сводилось к рефлекторной.

Современная психофизиология заменяет рефлекторные процессы на системные и видит связку - "концептуальный мост" в информационных системных процессах между телом и душой. Психика "эмерджентна" - т.е. имеет такие качества, которые недоступны физиологическим процессам. "Иными словами, психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а только с процессами их организации. При этом психическое и физиологическое оказываются частичными описаниями одних и тех же системных процессов. Связь между психическим и физиологическим не является причинной, психическое и физиологическое однопричинно и одновременно" (2).

Вот и получается, что без информационного посредника, духа-дирижера, первопричины и организатора суперсложной системы душа-тело, никакой слаженной гармоничной работы динамической системы не получится.

Использование данного материала возможно только по согласованию с автором. Пишите, договоримся.

Источники:

1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/1.html Рисунок взят с этого же сайта.
2. Ю. И. Александров Психофизиология. Питер, 2006 г.
Tags: психофизиологическая проблема, психофизиология, сознание, тело
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments