_еа_ (_ea_) wrote,
_еа_
_ea_

некоторые промежуточные итоги событий

Сказать, что население Эстонии было шокировано произошедшим в последние дни - это не сказать ничего. Неожиданным был сбор около демонтируемого памятника - таких демонстраций новая Эстония еще не знала. Неожиданным было подавление людских выступлений и мародерство на улицах.
Впереди нас ждет еще множество неожиданных и большей частью неприятных вещей, поэтому надо немного проанализировать, что же все-таки произошло.
Текс ниже также не претендует на политкорректность, написан не для массового тиражирования, а являет собой попытку проанализировать события с моей, сугубо личной точки зрения.

1. Памятник - его роль в жизни двух общин. То, что я сейчас напишу, опять не понравится многим. Опять - потому что я об этом уже говорила. В России существует отдельное отношение к празднованию 9 мая. Особое значение праздник приобрел в 60-е годы, тогда, когда прошло первое опьянение оттепелью, когда пустоте официозных праздников надо было противопоставить настоящий, народный. Россия очень пострадала от войны, поэтому 9 мая явился в самом деле праздником для всех. Поскольку ни тогда, ни по сути дела, и сегодня, российский житель не знает подробностей о том, как и при каких обстоятельствах начиналась вторая мировая война, то для Россиян она воспринимается как война, начатая с момента вступления СССР в войну и законченная в день водружения флага над рейхстагом. Европа же переживала войну более длительную, не такую однозначную по типу, как освободительная война СССР. Советская история победы рассматривает только часть истории победы во второй мировой войне, это действительно огромная проблема, которая ставит стену непонимания между россиянами и другими жителями европы. Не стану говорить о том, как воспринимается памятник эстонской общиной, восприятие там тоже неоднозначное, но окрашенное печальной историей депортации, многолетним владычеством советского строя со всеми его проблемами, опытом оккупации Германией и т.д.
Я попробую сформулировать то, почему вокруг памятника создается такое напряжение.
Для русскоязычной диаспоры Победа осталась главным праздником. Насколько это оправданно? логикой, может быть, и нет. Но народ сам выбирает свои праздники.
Вот эта невозможность понять чувства другого при полном отсутствии понимания смысла и есть основная проблема, возникшая вокруг монумента. Многие коренные жители воспринимают праздники, собирающие людей на Тынисмяги, как пропагандистские, промосковские, опасные и идеологически и политически. Для большинства же приходивших к памятнику это был праздник скорее традиционный, лишенный идеологических корней, по сути, единственный народный праздник. То, что его сопровождали знамена, песни военных лет и т.д. - было большей частью традицией, ритуалом и не несло никакого политического контекста.
Эта нестыковка - между политическим восприятием празднования около памятника, подогреваемым все более поддерживаемыми в верхах националистическими взглядами - и представлением 9 мая, как главного народного праздника, единственного настоящего, роднящего и объединяющего людей, не имеющего никакой политической, замутненной советской официальностью подоплеки - и явилась поводом для произошедших событий.

Гнездо, рассадник просоветских манифестаций с оккупантскими символами и антиправительственной угрозой должен был быть убран. Эта мысль в последние годы широко внедрялась в СМИ. И действительно, эта мысль казалась абсолютно верной в контексте, исключающем восприятия праздника, как лишенного политического оттенка.

Андрус Ансип поднялся до своих вершин на волне антисоветских настроений. Именно антисоветских. Антирусский компонент - бытовой и экономический ("пряников сладких всегда не хватает на всех") национализм - только масло на бутерброд отрицания всего советского.

2. Дискриминация неэстонцев в Эстонии. К сожалению, мысль моя, высказанная на волне событий довольно импульсивно и интуитивно, все же находит подтверждение и у многих других. Показательным является то, что те русские эстоноземельцы, которые поддерживают режим и не считают отношения между общинами асимметричными, тем не менее лишь подтверждают неравенство, заявляя, что русские в эстонии в гостях и там они только потому, что эстонцы им это позволяют. Прошу прощения за дилетантскую попытку психологического анализа, но эстонцы - крестьяне, всегда жившие достаточно изолированно друг от друга, на удаленных друг от друга хуторах. Понятие пришлого человека, чужого, здесь может быть несколько иным, чем у наций, всегда живших кучно. Поэтому трудно было надеяться на то, что коренные жители примут пришлых сразу как родных. В одном из постов правильно говорилось о том. что русские не воспринимают себя пришлыми, они воспринимают себя скорее приемными детьми. Вот еяе одна разница восприятий, которую сложно преодолеть.

3. То, что происходило в Эстонии до событий последних дней, а, точнее, до событий последних лет, когда националистические настроение стали успешно подогреваться сверху, представляло собой попытку руководствоваться в межнациональных отношениях если не демократическими критериями, то хотя бы здравым смыслом. Сейчас вдруг обе общины осознали, что та межа, которая всегда была меж их угодьями, превратилась в окоп. Каждая из общин предполагает, что окоп вырыт для борьбы с ней. По рассказам многих людей, в обоих общинах силен страх конфликтов. Боятся все.

4. Что произойдет в ближайшие дни. Через неделю потеплеет на улице. Это наиболее точный прогноз, который я могу сделать. Вероятно, памятник будет действительно восстановлен к 8 числу на военном кладбище. Вряд ли Ансип, показавший себя в эти дни очень дальновидным и коварным, упустит такой шанс, чтобы показать миру то, что он хотел как лучше, и сделал как лучше. Выполнил свои обещания (солгав не раз в деталях), заодно принеся своем народу покой в центре Таллинна. Но как правильно было замечено, в Таллинне было одно место, куда приходили с цветами, теперь будет два. Демонтаж памятника был воспринят русской диаспорой, которая не вся имела возможность протестовать против сноса демократическим путем, как лишение народа единственного, что оставалось у них дорогого, соединяющего диаспору.
Акты вандализма почти прекратились. Но я не думаю, что покой наступит до тех пор, пока правительство делает хорошую мину при плохой игре. Акции неповиновения будут продолжаться. Та агрессия, которая прежде сдерживалась, теперь будет проявляться, так как она приобретает оттенок политической борьбы. По городу будут ездить сигналя машины, люди буду собираться на митинги.
Какая-то неестественная отвага, вызванная непропорциональным подавлением, репрессиями, чудовищными по своей массовости арестами, когда преступником объявлен каждый человек, вышедший ( с любыми целями) на улицы города, будет побуждать людей к отчаянным и, возможно, неразумным поступкам. Всех не пересажаете и нам нечего терять - не очень продуктивные аргументы, но единственные в атмосфере отчаяния, которая охватила достаточно большую часть населения. Подростки будут реализовывать свои подростковые страсти, соучаствуя в общих событиях, потому что они гораздо быстрее воспринимают настроения толпы.

5. Что надо бы сделать. Многие склоняются к тому, что необходимо вынудить Андруса Ансипа уйти в отставку. На самом деле, если бы Ансип не ощущал за собой мощной поддержки своего электората, он бы уже ушел (хотя моральные достоинства наших политиков мне как-то отсюда не слишком заметны). Он еще будет держаться за свой пост до тех пор, пока от акций неповиновения не устанет весь народ и отношения еще больше не ухудшатся (да, я думаю, что так оно и будет). Кем его можно будет заменить? Ну будем надеяться, что не Мартом Лааром. (А кем еще?:)

Надо формировать некое общее движение, представляющее интересы неэстонской общины. Объединяться необходимо отказавшись от каких бы то ни было политических целей. Движение должно искать диалог и с властями, пока они являются легитимным представителем народа, и с общественными организациями, которые в большей степени представляют народ.
Необходимо, сев за стол переговоров, во первых, четко высказать свои проблемы и претензии. Они до сих пор не высказаны ни одной ни другой стороной. Именно поэтому моя запись носит, скорее, исследовательский, чем констатационный характер.

Сформулировав свои проблемы, можно будет пытаться искать общие проблемы и начинать решение с них. Добрая воля к переговорам должна быть у обоих сторон. Думаю, что со стороны общественности такая воля есть.

6. Эстонские неэстонцы не имеют лидера, способного их объединить. Это тема для отдельного анализа - почему так получилось, но мы имеем дело с фактом, котрый очень усложняет нам дело, и при ведении диалога и при организации каких-либо действий. И для предотвращения нежелательных событий, которые есть и будут иметь место. Пока остановить толпу, организовать ее не смог никто. Пока только железные дубинки - единственная вещь, понимаемая всеми. Остается надеяться, что такой лидер у нас появится.

7. Когда мы сможем вернуться к нормальной жизни, не боясь смотреть друг другу в глаза и открыто обсуждать свои проблемы. Думаю, что не ранее, чем через 10-15 лет. Интересно, доживу ли я до этих счастливых времен?



Еща раз подчеркиваю, что это мое мнение, мнение непрофессиональное и довольно поверхностно высказанное. Все поправки и обсуждения приветствуются, но искренне прошу - никаких националистических высказываний, сказок про руки москвы и газопроводы, на которых зиждется мировой порядок. Хотя, конечно, все это вносит свой небольшой вклад в общую картину, но не настолько большой, чтобы мы уделяли этому внимание.

16.38 Закрываю комментарии. Причина - Праздник Победы - одна из самых болезненных тем для россиян. На эту тему было много дискуссий, в том числе и в моем журнале. Мое мнение перед вами, свое вы можете обсуждать в своих журналах. Извините. Я пишу о другом, о моей жизни в моей стране. И обсуждения мне были нужны именно по теме.
Subscribe

  • Ааре Пильв о книге "Мировое словесное электричество"

    Ааре Пильв Лариса Йоонас - неизвестная величина в эстонской поэзии Лариса Йоонас - одна из наиболее интересных и одаренных русскоязычных поэтов,…

  • (no subject)

    Заглянула в ЖЖ - а у меня, оказывается, хорошая лента друзей. Приятно, что многое живо.

  • (no subject)

    *** Необходимо жить так как будто это последний день как будто последнее стихотворение как будто последняя прогулка по улице сквозь сырой и жесткий…

Comments for this post were disabled by the author