Previous Entry | Next Entry

Поход Пасха 2012

Пройденный маршрут:

Киев - Бахчиасарай - Свято-Успенский монасытрь (в Бахчисарае) - Эски-Кермен (обед, прошли мимо плато) - Челтер-Мармара (монастырь) - Пятая Балка (ночевка)

Пятая Балка - Шулдан (монастырь) - Терновка (маршрутка) - трасса Севастополь-Ялта - (маршрутка) Ласпинский перевал - Куш-Кая - ужин - Римская тропа - спуск в бухту Ласпи (ночёвка)

Ласпи - римская тропа - к повороту на Орлиное - (маршрутка) "Севастополь 5км" - Севастополь - Киев.(с) Дима

Piccy.info - Free Image Hosting

Бахчисарай означает дворец в садах, существует с конца XIV в. В XV в. стал столицей Крымского ханства.

Бахчисарай

Там, где гор простерся край,

Город есть – Бахчисарай.

Он, легендами увит,

Много тайн в себе хранит.

Узких улочек поток

Дружелюбием дарят.

Здесь и Пушкин побывал

И поэму написал.

Хан-сарай он в ней прославил,

Памятник любви оставил.(c)

Только начала просыпаться весна, зеленеть трава и пробиваться первые листочки на деревьях. Погода не очень радовала нас, жителей мегаполиса, солнечными днями, хотелось сбежать куда-то в теплые края подальше от будничной суеты.

И тут меня порадовали, что таки возможно будет поход в Крым, поближе к морю и к солнцу.

В путешествие мы собирались на праздник Пасхи, заранее было предусмотрено, что бы соблюсти все православные традиции, несмотря на походный вариант. Для меня это было необыкновенным, поскольку я еще никогда не варила яйца в походе и тем более их не красила. Но ребята оказались опытные и подготовленные –это был не первый их Пасхальный поход.

Все начиналось, как обычно, со сборов на вокзале. Скажу честно, со всей компании, я знала только нашего инструктора Диму , а с остальными участниками похода познакомились уже в поезде. Нас было восемь человек ( ну еще мысленно с нами был девятый человечек –это Солнечный Медвежёнок у которого в последнюю минуту не получилось пойти) совершенно разных, многогранных и интересных. И так немного об участниках похода. Юра представитель Jazz in Kiev ,очень хорошо разбирается в музыке и особенно в джазе. Саныч( он тоже в реальной жизни Юра, но сказал, что можно звать его Санычем в этой компании )он поддерживал в нашей команде дух патриотизма и любовь к украинскому языку. Миша ( он же Фродо, не знаю почему) принес с собой на вокзал пасхальный кулич :) (за что ему мы еще не раз скажем спасибо) и вместе с выпечкой дух пасхального настроения. Две симпатичные девочки Оля и Ира. И Костя наш спортивный инструктор :)

В поезде начались первые разговоры, первое знакомство и как всегда прочая интересная болтовня. Сейчас не могу ничего припомнить конкретного :) Хотя пили мы только квас=) а да точно, второй тост был за Юрину дачу под Киевом. И еще вспомнилась, как девочка из соседней полки сказала про невкусный зеленый чай…:)

В поезде нам удалось выспаться и спокойно позавтракать геркулесовой кашей. Когда мы приехали в Бахчисарай, благодаря предварительному звонку Димы, нас уже ждал микроавтобус и два приветливых водителя. Как оказалось водитель постарше знаком с Димой очень хорошо и знает его в лицо, но в этот раз нас повезет стоявший рядом его сын Тимур … вот такая у них в Бахчисарае настоящая династия крымских водителей шумахеров. Водитель-отец сказал Диме: “Ну Тимур, там может запутаться… но ты ведь дорогу знаешь… “.Вот как нам повезло с Проводником, ведь он знал наш маршрут лучше местных.

Дима и еще несколько человек пробежались быстро на городской рынок, купили яйца, зелень и хлеб ( и ко всему этому, со слов Димы, нам подарили луковую шелуху). Потом все дружно погрузившись в маленький фургончик помчали по узким бахчисарайским улицам к первой достопримечательности Успенскому монастырю.( Свято-Успенский монастырь — православный монастырь в Крыму. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии). Главная монастырская святыня — икона Богородицы. Все легенды об основание монастыря связаны именно с этой иконой)

Все желающие смогли зайти в монастырь. Поставить свечи и попросить благословения на наш дальнейший путь. Храм внутри не большей, но очень уютный.

Во дворе монастыря мы запаслись травяными чаями, эфирными маслами, ладаном и освященной солью.

Мы хотели купить в монастыре и кулич, но девушка в лавке сказала, что куличи выпекаются только для монахов и официальных гостей, а их может быть больше ста человек и эти пасхи в монастыре пекутся по древнему рецепту в печи из особого теста, а это очень долгий процесс. Полюбовавшись церковью и двориком пещерного монастыря мы всей нашей компанией возвратились к микроавтобусу, который повез нас на встречу другим приключениям.

Приехав на место нашего походного старта мы с боевым настроем взяли рюкзаки и двинулись вперед, и вот так гордо прошагали по траве прошли метров 200. Ну бывает такое, когда обстоятельства сильнее, чем мы сами. Проход далее был перекрыт шлагбаумом и обычными “поборщиками”, которые любят собирать дань из прохожих туристов... Но Дима быстро сообразил и завернул в горный ресторан по дороге. Ну вот с этого момента наш поход был переименован в “кулинарный”. Мы сели за деревянными столами на природе. Вокруг открывался прекрасный вид- скалистые обрывистые горные стены, зеленый луг и настоящая живая природа. Нас еще радостно встретили хозяйские животные кот и две собаки. Ну раз поход таки был кулинарным мы полакомились местными варениками, отличным настоящим крымским пловом и еще ребята заказали суп Лагман.

На десерт у нас был замечательный, душистый чай из крымских трав с разноцветным мармеладом извлеченным из Диминого рюкзака :)

Наверное именно после этого, вполне барского, как для похода, обеда, мы вспомнили пророчьи слова главы нашего государства “Покращення життя вже сьогодні”(с). Ну и позитивный настрой наших попутчиков позволил увидеть это “покращення” во всем :) чистый воздух, замечательная природа и свобода.

Мы счастливые и сытые, поблагодарив хозяев “горного ресторана, двинулись в дальнейший путь. Прошли мимо плато мимо средневекового города-крепости Эски-Кермен (название переводится с крымскотатарского как «старая крепость».) Это место какое-то необыкновенно загадочное. Несмотря на частичную цивилизацию, когда всматриваешься в сам пещерный город - то как будто попадаешь в прошлое, отстраняешься на много веков назад и чувствуешь дуновение истории.

Пошли вверх по грунтовой крутой тропке,потом свернули в лес и тянулись цепочкой друг за другом, обсуждая самые актуальные темы нашего похода: “можно ли попробовать” рыбу-язь”(1,2), что такое “троллинг” и где же все таки в нашей жизни наблюдается такое квази явление, как “покращення”... Вот так незаметно мы вышли на прекрасную поляну с звездными колокольчиками или как у нас называют эти цветы сон-трава.

Вообще это очень редкое растение и до недавно многие из нас видели его только в учебниках ботаники и знали, что оно занесено в красную книгу. Первым фиолетовое чудо заметил Саныч и он нам всем говорил: “Аккуратно обходите кустики, не наступайте на эти необыкновенные цветы.” Кроме красивой полянки нашему взору открылся очаровательный вид с горы на ущелья, скалы в где-то вдалеке было видно море.

Дима нас заверил, что до нашей цели - монастыря Челтер-Мармара, осталось совсем немного и оттуда так же открываются очень красивые виды моря и гор. Подойдя к ступеням, ведущим в мужской монастырь, мы сделали короткий привал. Узнали у местных, что, к сожалению, службы в монастыре не будет и нам не удастся освятить кулич. Немного расстроились, но потом вспомнили, что путникам всегда покровительствует Всевышний, так что нашу Пасху можно считать уже освященной.

Нам разрешили зайти внутрь монастыря и поставить свечи, посмотреть на столь необычное святое место. Мне, как девушке, выдали юбку и попросили покрыть плечи. Действительно это был ведь не просто пещерный город, это был мужской монастырь.

Когда находишься в самом монастыре, то ощущения двойственные- есть в нем, что-то такое, чего не чувствуется в других местах, хотя в то же время он напоминает чем-то и пещерный монастырь в Бакоте (западная Украина) и в Святогорске (восточная Украина).

Думаю во всех пещерных монастырях царит дух спокойствия, умиротворения и благости.

В Челтере еще достраиваются новые пещеры для монахов, в некоторых просто ведеться ремонт. Поблагодарив это святое место, мы пошли далее в путь. Но тут то ли неправильно поняв разъяснения, то ли просто повернув не туда одна, часть нашей группы прошла через заросли кустарников и, увидев веревку на скале, решила немного пройтись горным путем с подстраховкой ( тем более местные утверждали, что это и есть проход, мы им и поверили.).. Когда начали взбираться, то наш инструктор попросил вернуться обратно, ведь он точно знал, что есть другой пологий путь, которым он уже ходил даже ночью... Ну каюсь, мы не послушались и полезли вверх... Дима же нам показал, что здесь опытный путник может пройти и без веревки и возможно даже с закрытиями глазами... А для нас это была как-бы возможность немного поскалолазить.В общем нужно всегда слушаться инструктора... Ну Слава Богу это наше маленькое приключения закончилось хорошо. Подождав на вершине других членов нашей группы мы двинулись дальше к месту нашей будущей ночевки.

Когда мы прибыли на предполагаемое место стоянки в Пятую Балку ,то Саныч и Дима пошли искать удачное место для стоянки, а нам профессиональный спортсмен Константин, он же мастер спорта, провел лекцию по общей физической подготовке :) за, что ему огромное спасибо. Рассказал про разные виды мышц, как их держать в тонусе и как быть “вечно красивым и молодым”. Поверьте результат есть- я теперь приседаю по 30 раз каждое утро:) Так что спасибо тренер. Видете исходя из контекста нашего похода, ту нужно сказать-покращення:)

Наши исследователи вернулись даже найдя два места дня стоянки : одно в лесу, среди деревьев, а второе культурное на полянке со столиком и навесом. У нас было демократическое голосование- остановились на стоянке среди деревьев :)

Все ребята молодцы, сразу видно не первый раз в походе,начали ставить палатки, потом собирать дрова и разводить костер :) для приготовления ужина, принесли виды из источника неподалеку. У нас поход кулинарный и ужин был просто “пальчики оближешь”. Дима по своему особому рецепту отварил рис и сделал зажарку из овощей: морковь, лук и немного зажаренного чеснока. Всем желающим полагалась еще колбаса. Для полного дополнения хотелось конечно жареной или копченой рыбы - Язь, но к сожалению в Бахчисараее нам ее купить так и не удалось:) К этому всему был замечательный травяной чай :) А потом мы сев у костра, мы нашей дружной маленькой компанией слушали джаз. ( Спасибо мобильной полифоние, обладателю Нокии и акустике котелка.) Слушали Душеполезные песни на каждый день в исполнение А. Котова, С. Старостина, В. Волкова, Л. Фёдорова, думаю Юра, Дима и остальные любители и фанаты джазовой музыки поправят меня, если я что-то напутала. В этот вечер прозвучали песни “Грешный человече” и “Псалом №1”.

Летит душа в просторы гор и рек...

Взор завораживают море, солнце, виды...

Я счастлив здесь, люблю твой край навек!

Брожу среди ущелий, гор и долу...

Ищу ответ - вопросы не просты.

Сосуд познаний лишь наполовину полон,

А в древних отзвуках разрушены мосты...(с)

Проснулись мы уже в Светлое Воскресенья и здоровались по древнему обычаю “Христос Воскрес”. Утро началось со вкусного пасхального кулича (спасибо от нас всех Мишеной маме за выпечку) с замечательным кофе приготовленным на костре. А еще луковой шелухой (которую предусмотрительно взяла Ира) покрасили яйца. Все были довольны и счастливы. Действительно в воздухе чувствовался дух праздника.

Все желающее могли пойти окунуться в озерцо неподалеку, но истинное рвения проявил только Саныч. Правда через некоторой време стал подкапывать дождик, можно сказать, что он нас всех принудительно помыл:)

А наш праздничный завтрак на этом не закончился. Ну ведь как так кулинарный поход (КП) и без изобилия. К столу была подана замечательная геркулесовая каша с сухофруктами и сгущенным молоком, очень-очень, я думала, что я лопну :). После двойного завтрака, мы свернули наши палатки и прилагая все усилия пошли в дальнейший путь под дождиком.

Следующей достопримечательностью на нашем пути был еще один Монастырь Шулдан (Отдающий эхо). Это очень древний монастырь начала 10го века. Наиболее значимыми памятниками Шулдана являются две пещерные церкви. Главный храм, расположенный в первом ярусе, по центру имеет Алтарь.Часовня находится на втором ярусе ( к ней ведут отдельные ступени).

Это был первый храм в котором нас вежливо попросили снять обувь, все полы там устелены коврами. Внутри очень красивое собрание икон.От этого монастыря веяло духовностью и гармонией.Я почувствовала, что встретивший нас монах рад нашему визиту. Возможно потому, что на данный момент в этом монастыре не так уж много монахов и он находиться в довольно высокогорной местности.

Подьем в часовню на второй ярус был не легким.Да были вырублены перила и ступени, на мене были туристические ботинки.. а ведь монахи живущие здесь преодолевают этот путь каждый день и в любую погоду.

Из вершины открывается прекрасный вид на Крымские горы.

Нас здесь любезно встретил кот, он очень подружился с Ирой.

Полюбовавшись часовней, пустившись вниз мы еще раз поблагодарили встретившего нас монаха и пошли дальше, от духовной жизни в мирскую... в цивилизацию, где нас ожидали Тандырные лепёшки и маршрутка Терновка - трасса Севастополь-Ялта и далее наша цель Ласпинский перевал.

По прибытию на перевал мы решили как настоящие туристы сбежать от цивилизации и все таки покорить гору Куш-Кая. Гора Куш-Кая (627м), в переводе с тюркского — "Птичья гора", расположена над урочищем Батилиман и бухтой Ласпи на тридцатом километре шоссе Севастополь — Ялта.

Перед подъемом мы набрали свежей воды в источнике у подножья и далее двинулись вверх. С энтузиазмом, силой воли и верой в светлое будущее мы шагали вперед.. но потом поняли, что если мы так и дальше пойдем в гору с нашими тяжелыми рюкзаками, то светлое будущее может не наступить. Поэтому, по инструктажу Димы, мы спрятали наши походные мешки в кусты, запомнили, где спрятали и двинулись вверх...

Ну мне, как мишке после зимней спячки, шлось не легло :) хотя подъем был не сложный... Шли то по траве, то по скользкому склону … только вперед и ни шагу назад... Первой вершину покорила Оля :), поэтому мы решили переименовать ее в Оль-Кая. Ну и в качестве поощрительного приза подарить Оле гору, но Миша не долго думая взял и присвоил гору к России или к Москве... ну это уже им с Олей вреднее :)

С самой вершины горы открываются необыкновенные вида на ущелье Батилисман, Ласпинскую бухту и Черное море. Вот Ира, не боясь высоты, взглянула таки с высоты птичьего полета.

Дима, Миша и Костя оказались не менее смелыми...

Куш-Кая... Вдох и выдох. Вопрос и ответ.

Нерваный окрик и шёпот. Закат и рассвет.

Куш-Кая... Отпечатан навек каждый шаг.

В унисон зазвучали скала и душа...

Куш-Кая... Боль и радость. И страх...и восторг...

А вокруг бесконечный безбрежный простор:

Вниз - нырнуть в синеву, в распростёртую гладь,

Вверх - вдохнуть синеву и до неба достать...

Куш-Кая... Свежий ветер и солнца лучи.

И никто не услышит: кричи - не кричи...

И никто не поймёт, что шептала скала...

И сама не поверю, что здесь я была...

Куш-Кая... Я запомню экстаз высоты,

Я смогу удержаться на крыльях мечты

И в себе отыщу неразгаданный свет...

Куш-Кая... Вдох и выдох. Вопрос и ответ. 2006г. (с)

Ульяна Мошко

Недалеко от вершины находятся руины старинного храма им. Йосифа.

Мы довольно быстро спустились с самой горы. Дима и Юра пошли на поиски хорошей полянки, где бы можно было приготовить ужин. И нашли прекрасное место с кострищем и множеством сухих дров поблизости. Они же как два спартанца взяли все пустые бутылки, упаковали их в огромный рюкзак и пошли по воду. Мы нашей дружной компанией остались собирать дрова. Саныч следил за костром, Ире где то удавалось отыскивать большие и сухие ветки, Миша тоже притащил кучу хвороста. Дождавшись возвращения инструктора мы таки поставили воду для каши. На ужин у нас была самая вкусная походная гречка с зажаркой , которую я когда либо ела ( тут уместны теги покращення и кулинарный поход ) и еще к этому всему полагалась свежая редька :) и чай.

Отдохнув немного, поболтав, потролив:) мы решили спуститься по Римской тропе и ночевать на берегу моря. Мы спускались под свет фонариков т.к. уже стемнело.Что бы разрядить обстановку, Костя предложил спеть “Прекрасное далеко”, “Катюшу” и другие душевные песни.

Первая часть пути - виляющий серпантин по плохо асфальтированной дороге, а потом мы вовсе скатились к трассе. Найдя каменную стену, нас ожидал довольно крутой спуск вниз по глинистому и местами каменистому склону. Но все ребята молодцы - быстро и умело спустились вниз, несмотря на темноту и скользкую поверхность.

Пройдя вниз к пляжу из гальки, мы услышали, а потом увидели волны прекрасного ночного Черного моря. Идя дальше по камням, мы наткнулись на дельфина, маленького и уже мертвого... можно было бы упустить этот момент, но я не смогу и буду помнить этот кадр еще долго.

Придя к месту стоянки, все почувствовали, что мы таки устали...

Когда Дима сказал, что будем спать без палаток, то в душе я с ним согласилась... После кратковременного отдыха, купание в море... и благодаря стойкости Оли, мы таки нашли место под нашу палатку и поставили ее. Все остальные последовали этому примеру. Хотя потом мы даже нагрели чай из воды, которую принесли с собой... и распивали его со сладостями под шум волн Черного моря...

Видны только скалы на розовом небе –

Не бухта, а сказка, фантазия, небыль…

Ни Балтика с ней не сравнится, ни Каспий -

Сверкает на Чёрном лазурная Ласпи!(с)

На берегу спалось хорошо, волны как будто пели нам всем колыбельную и добавляли спокойствия и умиротворения после нелегкого походного дня. Утром нас разбудило солнышко. Все желающие пошли искупаться, а потом мы начали готовить походную овсяную кашу с сухофруктами, изюмом и арахисом... Далее был походный кофе...

Уже с самого утра своими прыжками в воде недалеко от берега нас порадовали малютки дельфины.

Для меня это был наверное самый незабываемый завтрак в жизни. Сидя на довольно большем валуне и всматриваясь в морскую даль, ты наблюдаешь как резвятся 6-8 дельфинов на фоне восходящего солнца. И при этом просто пьешь любимый напиток.. и осознаешь, что вот та детская мечта- увидеть стаю дельфинов в море- она таки сбылась!!! Я б наверное осталась в этой бухте пожить на денек, второй..

Это прекрасное место было “открыто” в 2008 году.(Инф. со слов “открывателей”=)

Накупавшись и еще немного вдохнув морского воздуха мы поблагодарили Ласпинскую пухту за приют и двинулись обратно по Римской тропе в цивилизацию.Вверх идти было сложно, но все, закаленные духом, выдержали и это нелегкое испытание. Далее мы пошли по Севастопольскому шоссе до поворота на Орлиное, где нам очень повезло с рейсовым автобусом и добрые люди даже уступила нам место для рюкзаков.За тем мы доехали до "Севастополь 5км" и там уже пересели на маршрутку к нашему поезду.

На ужин в поезд у нас были крымские пирожки с картошкой, квас и еще много чего вкусного .(это все таки был самый настоящий К. П. (кулинарный или культурный поход)... Единственное разочарование ни в Симферополе, в Севастополе и далее в Джанкое, так и не обнаружилась долгожданная рыба Язь. Но, я думаю, в следующую нашу поездку таки подействует закон покращення и Юра будет тебе Язь.

Из Симферополя, благодаря Диме, мне удалось отправить открытку :), которая таки достигла адресата,несмотря на все нарушенные правила....

Поход был действительно замечательным и неповторимым, спасибо всем и каждому за отличную пасхальную прогулку 2012. Ели будет возможность , я не против повторить.

Дополнения:

История, рассказанная Димой про Гора мертвецов (Перевал Дятлова)

Все сошлись на топ, что основными слоганами нашего кулинарного похода были

-Покращення (дополнения фото от Юры)

- Рыба Язь (ода рыбе Язь)

-Троллинг ( я вон уже сколько натролила)

а квинтысенцыей ко всему

коротыш :)

(Deleted comment)
_dolphin_
Apr. 27th, 2012 02:58 pm (UTC)
Спасибо, что прочел:)
И за эмоциональный отзыв благодарю =)