_dmt_ (_dmt_) wrote,
_dmt_
_dmt_

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Трактат о зомби. Джесс Франко - Доктор Орлов и другие


В статье, посвященной Амандо де Оссорио, я несколько раз уже упоминал испанского режиссера Джесса Франко. Несомненно, он заслуживает того, что написать о нем подробней (хотя бы и в контексте серии статей про зомби). Франко родился в 1930 году и является, наверное, самым плодовитым режиссером в мировом кино. За 50 лет режиссерской деятельности он снял почти две сотни фильмов и продолжает их снимать (последний его на данный момент фильм ”Склеп проклятых женщин” вышел в этом году). Причем во многих фильмах он выступил также в качестве продюсера, автора сценария, актера и композитора. Правда, многие из этих фильмов являются трешевыми и нелепыми образцами разного рода эксплоатейшна и не заслушивают просмотра даже любителями жанра, но и настоящих шедевров в обширной фильмографии Франко имеется достаточное количество, чтобы относиться к нему с большим почтением.

Родился Франко в 30-м году и в 24 года начал карьеру в кино сначала в качестве сценариста, а потом помощника режиссера. В 59-м году вышел его первый полнометражный художественный фильм — сюрреалистическая комедия ”Нам 18 лет”. Не думаю, что кто-нибудь в России ее вообще видел, но, судя по немногочисленным зарубежным рецензиям, уже в ней можно увидеть зачатки того, что впоследствии станет одним из основных пристрастий Франко — две девушки, сталкивающиеся с фантастическими существами, которые устраивают им экскурс в параллельный мир. Правда и лесбийский эротизм и сатанизм, являющиеся неотъемлемой частью многих более поздних фильмов Франко, здесь если и существуют, то только в виде очень неявных намеков, строго в жестких рамках, установленных в фашистской и католической Испании начала 60-х. В 62-м году режиссер снял сразу два своих первых фильмов ужасов и, возможно, вообще первых фильмов ужасов в испанском кино — ”Рука мертвеца” и “Ужасный доктор Орлов”. Одновременно, в ”Докторе Орлове” в творчестве Франко впервые, хотя и не первом плане, появилась и тема зомби. Правда режиссер в своих ранних фильмах, хотя и употреблял само слово ”зомби”, но еще пытался им дать реалистичное объяснение — ими становились или в результате гипнотического внушения, или в следствии неких нейрохирургических экспериментов. Соответственно, эти зомби оставались вполне живыми людьми и могли вернуться к нормальной жизни.

Действие ”Ужасного доктора Орлова” происходит в маленьком французском городке примерно в начале 20-го века. По сюжету фильм очень сильно напоминает более известный фильм ”Глаза без лица” Джорджа Франжу, вышедший в 60-м году. Загадочным образом начинают исчезать девушки. Общее между ними то, что они или являются проститутками, или работают танцовщицами в кабаре. За дело берется инспектор полиции, которому помогает его невеста — прима местного балета. Постепенно выясняется, что похищения — дело рук некоего доктора Орлова (в его роли снялся Говард Вернон, впоследствии снявшийся еще в нескольких фильмах Франко, а также и в более известных картинах от ”Альфавилля” Годара до ”Деликатессов” Жене и Каро. Несколько лет назад он работал тюремным врачом и одновременно проводил некие медицинские эксперименты. Ему удалось превратить одного из заключенных (маньяка-педофила, приговоренного к смертной казни) в зомби, под видом трупа вынести его из тюрьмы и сделать его своим преданным подручным. Также, во время одного из экспериментов, в лаборатории Орлова произошел взрыв, в котором пострадала любимая дочь Орлова. Теперь он, вместе со своим зомби, похищает и убивает девушек, чтобы пересадить их кожу своей обгоревшей дочери. В конце-концов в лапы доктору попадает и невеста инспектора, и финал истории драматично сводит всех персонажей в интерьерах готического замка.

Не знаю, нужно ли списывать это на намеренную стилизацию, или на консервативность и отсталость Испании начала 60-х, но фильм даже для 62-го года выглядит, как сильное ретро и похож и визуальным рядом и манерой игры актеров скорее на первые звуковые фильмы. От этого он, впрочем, только выигрывает. Операторская работа здесь вызывает ассоциации с экспрессионистскими фильмами 20-х годов (причем роботоподобно передвигающийся и мычащий зомби со шрамом через все лицо в этом фильме больше напоминает классического Франкенштейна, чем своих поздних собратьев), а атмосфера и сюжетные коллизии с прото-нуаром 30-х. Плюс отличный психоделический, частично электронный саундтрэк (я не смог найти, кто является автором, скорее всего, просто использована музыка из архивов киностудии). Отличный атмосферный фильм, опоздавший лет на 30. В некоторых странах из фильма были вырезаны некоторые фрагменты, а в некоторых он даже был запрещен, но сейчас уже совершенно невозможно понять, что тогда могло вызвать недовольство цензоров.

В середине 60-х Франко снял ряд криминальных фильмов, явно вдохновленных нуаром и только появившимся джиалло. Постепенно в его фильмах начали появляться все более откровенные элементы насилия и эротики. Это вызвало большое недовольство со стороны испанского министерства культуры, однако, благодаря своему таланту снимать с очень низким бюджетом и в максимально сжатые сроки, Франко мог оставаться достаточно независимым. Постепенно к нему начала приходить относительная слава (хотя действительно большой известности и коммерческого успеха он так и не получил). В 64-м году Орсон Уэллс случайно посмотрел криминальные драмы Франко ”Разборки в городе” (ремейк известного нуара Жюля Дассена ”Мужские разборки”) и “Покойная насвистывала блюз” и пригласил его принять участие в съемках ”Полуночных колоколов” в качестве режиссера второго состава. Испанские власти возражали, называя Франко аморальным режиссером, позорящим Испанию, но это только еще больше убедило Уэллса в его выборе.

В финале ”Ужасного доктора Орлова” сам доктор погибает, но в том же 64-м году Франко снял сиквел фильма - ”Невесты доктора Джекилла” (доктора здесь зовут Конрад Джекилл, но в некоторых изданиях фильм носит название ”Монстр доктора Орлова”). Он снят в той же манере, что и первый фильм и его сюжет в целом повторяет сюжет первого фильма, но в рецензиях его часто называют более качественным. Вообще Франко известен своей любовью снимать по несколько версий одного и того же фильма, причем иногда он делал разные версии буквально подряд. Для меня ”Доктор Орлов” и “Доктор Джекилл” находятся примерно на одном уровне, хотя ”Доктор Орлов” мне кажется наоборот несколько более стильным. Что касается собственно зомби, то подручный доктора здесь выведен на передний план и играет уже самостоятельную роль.

Оригинальное имя Франко - Хесус Манера, но с самого начала он начал работать в кино под псевдинимом Хесус Франко. Где-то как раз начиная с 63-64-го годов он начал использовать и другие псевдонимы. Сначала это были вариации его собственного имени, типа Джесс Франк, Джесс Франко и т.д. Но затем он стал проявлять в придумывании псевдонимов больщую фантазию и разнообразие. К примеру, он, как большой поклонник джаза, стал выпускать фильмы под именами известных джазовых музыкантов, таких, как Клиффорд Браун и Джеймс Джонстон. Всего он использовал и продолжает использовать порядка 70 псевдонимов, среди которых и несколько женских. Неоднократно было даже так, что одни и те же фильмы выходили в разных странах от имени разных режиссеров. Все это, вкупе с большим количеством разных названий у одних и тех же фильмов, создает большую путаницу и препятствия для тех, кто захочет разобраться в фильмографии Франко подробно.

В 66-м году Франко снял фильм ”Дьявольский доктор Z”, имеющий также отношение и к истории про доктора Орлова и к зомби. Из тюрьмы в ночь перед казнью бежит опасный маньяк-убийца Берген. Спасаясь от погони, обессиленный он попадает в особняк в котором обитают парализованный доктор-нейролог Циммерман, его дочь Ирма и служанка. Обитатели особняка уже в курсе его истории, но вместо того, чтобы выдать его полиции, дочь и служанка засовывают его в некую установку и производят над ним какую-то операцию. Доктор Циммерман вместе с дочерью прибывают на международный конгресс нейролог. Циммерман делает доклад о том, что он продолжил эксперименты доктора Орлова и нашел у человека центры ”добра” и “зла”. Если облучить эти центры специальными лучами, то характер человека радикально меняется, его дурные наклонности исчезают и он превращается в добропорядочного гражданина. Он рассказывает о то, что уже провел эксперименты на животных и просит разрешения провести эксперименты на людях. Собравшиеся называют Циммермана фашистом и освистывают, у него случается сердечный приступ и он умирает. Ирма решает отомстить трем докторам, наиболее активно участвовавшим в обструкции ее отца. Она иммитирует свою гибель в автокатастрофе, возвращается в лабораторию и, с помощью превратившегося в зомби Биргена, зомбирует служанку. Оказывается, что воздействие на обнаруженные Циммерманом нейро-центры не устраняют пороки, а просто превращают человека в зомби. Ирма, при помощи Биргена и служанки, похищает и превращает в зомби еще одну девушку — Надю, артистку театра с садо-мазохистским уклоном, а по совместительству любовницу бывшего любовника Ирмы, также доктора-нейролога. По замыслу, Надя должна соблазнять будущих жертв и заманивать их в ловушку. Собственно, всей этой компании они и убивают трех нейрологов (в роли одного из них — Говард Вернон). Дело об убийствах параллельно расследует полиция и бывший любовник Ирмы.

Действие этого фильма происходит уже в 60-х, а вот по месту событий локализовать его достаточно сложно. Точнее, в фильме присутствует какая-то странная географическая путаница. С одной стороны, в начале четко говорится, что все происходит во Вроцлаве, Польша. С другой стороны, Циммерман живет в Хартоке — замке профессора Орлова из соответствующего фильма. С третьей, из некоторых фраз в процессе можно понять, что действие происходит во Франции. И, наконец, уже ближе к концу, четко произносится, что расследованием занимается английская полиция. Но если отвлечься от этой несущественной путаницы, то все остальное выглядит весьма логично и стильно. Если убрать фантастический элемент, связанный с зомбированием (а заодно и никелированную установку по зомбированию, словно скопированную из каких-то фантастических фильмов того же времени), то получится вполне классическое джиалло. Откровенных эротических сцен пока еще нет (время еще не пришло, тем более в Испании), но атмосфера всего фильма просто пропитана садо-мазохисткой эстетикой. В 71-м году Франко снял еще один отличный фильм с практически тем же сюжетом - ”Она убивала в экстазе”. Основными отличиями является то, что здесь нет никаких зомби, но больше крови и присутствуют несколько сцен с обнаженкой.

Во второй половине 60-х испанская (да и не только) цензура стала все и более и более либеральной, соответственно, эротика и насилие в фильмах Франко стали все и более откровенными. В 67-м году появился один из лучших фильмов Франко ”Суккуб”. Эта сюрреалистическая картина повествует о девушке, которая в своих снах заблудилась между реальностями и оказывается то владелицей старинного готического замка на берегу моря, то участницей садо-мазохистских шоу и нарко-свингерских оргий. В главной мужской роли здесь снялся еще один частый актер Франко - Джек Тэйлор (в 60-80-х он, кроме фильмов Франко, активно снимался в хоррорах и фантастике таких режиссеров, как Амандо де Оссорио, Леон Климовски, Пьер Шевалье и др. Среди наиболее известных его работ - роль в "Конане-Варваре", последняя на данный момент роль в крупном проекте "Призраки Гойя" Милоша Формана (2006)). В одной из ролей второго плана здесь также снялся Говард Вернон. С этим фильмом Франко впервые по крупному вышел на международную арену, он стал лауреатом Берлинского кинофестиваля. Фильм является одним из первых цветных фильмов Франко.

В 69-м году фильмом ”99 женщин” Франко открыл обширную тему, впоследствии ставшую весьма популярной в сексплуатационном кино — женщины в тюрьме. Собственно, дальше можно не расшифровывать, каждый может себе представить, что угодно в рамках собственной фантазии — все это в этом жанре уже было воплощено. Этот фильм у Франко стал первым или одним из первых, в котором садо-мазохисткая и лесбийская эротика показываются насколько откровенно, насколько можно, не вторгаясь в пределы чистого порно. В середине 70-х эту тему, в качестве продюсера, активно развивал Роджер Корман, а сам Франко вернулся к ней в 76-м в еще двух своих культовых фильмах - ”Женщины из девятого барака” и ”Ильза — распутная надзирательница”.

Начиная с конца 60-х в творчестве Франко все большее место занимает еще одна крупная тема — воинствующий антиклерикализм и даже сатанизм (что, в общем, хорошо понятно в случае с человеком, прожившем всю жизнь под жесткой властью испанской католической церкви). В начале 70-х католическая церковь поместила его на вторую строчку списка ”самых опасных режиссеров”. Первую строчку занял Луис Бунюэль. Но самый его радикальный фильм в этом отношении вышел в 77-м году - ”Любовные письма португальской монахини”.

Франко и 60-х годах снимал по несколько фильмов год, но начиная с 69-го года он начал наращивать темп все больше и больше. В 69-м году у него сольно, но иногда и в соавторстве вышло семь фильмов, в 70-м — шесть, в 71-м — четыре, в 72-м — десять, в 73-м — тоже десять, в 74-м — семь, в 75-м — восемь, в 76-м — опять десять, в 77-м — восемь. Естественно, что при таких объемах и темпах резко возрос уровень трэшевости большинства фильмов, увеличилось и количество неофициальных ремейков и сиквелов (например, фильмы про доктора Мабузе, Франкенштейна и Эммануэль). Но в этот же период было снято и несколько наиболее известных и интересных фильмов. В 71-м году, к примеру, вышел своеобразный шедевр ”Вампирши-лесбиянки”. С начала 70-х фильмы Франко становятся и все более откровенными. Во многих из них сексуальные сцены уже нельзя эротикой — это вполне такое софт, а позже и хард-кор порно. Сцены насилия также теперь показываются более жестко, хотя я не помню, чтобы дело доходило до откровенного гора.

В 73-м году Франко снял еще одну версию истории про доктора Орлова - ”Глаза порочного доктора Орлова”. Фильм малопримечательный и в целом повторяющий первоначальный сюжет. Разве что в цвете, с добавлением эротики и изменением некоторых деталей. Главную женскую роль в фильме сыграла жена Франко и одна из его главных актрис 70-80-х Роза Альмирал - практически единственное светлое пятно в этом фильме.

В том же 73-м году, в соавторстве с французским гением и певцом вампирской эротики Жаном Ролленом, Франко снял еще один из своих шедевров - ”Девственница среди живых мертвецов”. По сюжету девушка приезжает из Лондона в замок, принадлежавший ее отцу. Из писем родственников, также населяющих замок, она узнала, что ее отец скончался, и она должна приехать, чтобы вступить в права наследования. Родственники оказываются вполне милыми и симпатичными людьми, разве что слегка заторможенными и одержимыми сексом с садо-мазохистским оттенком. Но во сне девушку преследует голос ее отца, рассказывающий, что он погиб насильственной смертью. И она становится свидетельницей ряда сексуальных сцен. Постепенно, как это бывает во многих фильмах Франко, она перестает различать сон и реальность и проваливается куда-то между ними. Ее родственники оказываются мертвецами, а ее ждет леди Смерть. И она узнает, что призвана разорвать проклятие, нависшее над родом. Очень красивый и эротичный фильм. Хоррора, как такового, здесь нет, скорее есть психоделическая мистика. Эротические сцены показаны достаточно откровенно, но в порно не переходят. Зомби здесь совершенно не соответствуют никаким принятым стереотипам. Скорее это именно ”живые мертвецы”, отличающиеся от обычных людей разве что некоторой вялостью, да склонностью иногда попить кровь, да пожевать человеческого мяса. Роль главной героини исполнила великолепная Кристина фон Бланк, сыгравшая, кроме этого, всего в нескольких фильмах, включая фильм Франко ”Дневник девственницы” (1972) и зомби-фильм Армандо Криспино ”Мертвые снова живы” (1972). В роли слуги-дебила очень реалистично снялся сам Франко, а в роли дяди - Говард Вернон.

Еще одна тема, все более активно начавшая возникать в творчестве Франко с конца 60-х годов — этнографическая экзотика. Действие большого количества фильмов происходит в джунглях Латинской Америки, Африки или каких-то неопознаваемых островов. И уже в этих джунглях орудуют всевозможные шаманы, амазонки-лесбиянки, каннибалы и наркоторговцы. Одними из наиболее известных и достойных внимания фильмов Франко на эту тему являются ”Девушка из Рио” (1969), “Зов белокурой богини” (1977), ”Лагерь любви” (1977) и “Белая богиня каннибалов” (1980).

”Зов белокурой богини” представляет собой этнографическое софт-порно, постепенно перерастающее в ненавязчивый триллер. Начинается он вообще практически как мондо-фильм, с псевдо-документального изображения ритуала вуду. Закадровый голос зачитывает что-то из туристического справочника о Гаити. Главная героиня фильма Сьюзан приезжает из Пуэрто-Рико на Гаити к своему новоиспеченному мужу Джеку, который живет с харизматичной служанкой-лесбиянкой Инес и сестрой-лесбиянкой Ольгой. По ночам Сьюзан начинает видеть кошмары, в которых она принимает участие в ритуалах вуду. Ритуалы, собственно, состоят в том, что группа голых мужчин и женщин во главе с Инес под музыкальное сопровождение в виде легкого приятного джаза танцует, впадает в транс, обмазывается куриной кровью и занимается групповым сексом. После ритуала Сьюзан идет и убивает каких-то незнакомых ей людей. Все это усугубляется тем, что наяву ее все более и более откровенно домогается Ольга, а как-то раз, не то во сне, не то наяву, она застает Ольгу и мужа, во время занятия сексом. В конце-концов виноватыми во всем оказываются агенты советской разведки, проникшие в Британский совет и замышляющие убийство американского президента. Если абстрагироваться от некоторой бредовости сюжета (а можно и не абстрагироваться — на чей вкус как), то фильм представляет собой весьма приятное, легкое и красивое зрелище. Все женские персонажи фильма большую его часть ходят полностью голыми. Зомби здесь, хотя и называются таковыми, но являются продуктом гипноза. После выполнения возложенной миссии они возвращаются к обычной жизни. Роль Джека в фильме сыграл Джек Тэйлор.

После 77-го года качество фильмов Франко стало еще более ухудшаться и ухудшаться. Собственно, я бы наверное не стал рекомендовать к просмотру ничего из выпущенного с тех пор. Однако, несколько фильмов, имеющих непосредственное отношение к теме обзора, все же упомянуть стоит.

В 83-м году вышел фильм ”Оазис зомби”. По сюжету, во время Второй мировой войны в какой-то североафриканской пустыни произошла ожесточенная стычка между английскими и немецкими солдатами. Погибли почти все, кроме английского командира, который уполз в барханы, где его подобрал местный князь туарегов или кто-то типа них. Командир подлечился, переспал с дочерью князя и уехал по своим делам. У дочери родился сын, сама она умерла, а сына через некоторое время отослали учиться в Англию. И вот командир тоже умирает и сообщает сыну информацию, что немецкий отряд, с которым произошла стычка, перевозил с собой целую кучу золота — весь бюджет армии Роммеля. И все это золото осталось лежать на месте боя. Радостный сын берет своих друзей-студентов и отправляется на поиски сокровищ, в надежде найти денег на оплату дальнейшей учебы. К ним еще присоединяется некий профессор с молодой и симпатичной ассистенткой. И туда же направляется группа бандитов, также прослышавших про сокровища. Между всем этим еще присутствует пара любовных линий, которые описывать здесь смысла просто нет. В конце-концов, на месте оказывается, что погибшие солдаты не просто погибли, а превратились в зомби и охраняют золото. Ну и, по мере прибытия искателей золота на место, начинают искателей есть. В одной из ролей снялась Роза Альмирал. Это - наверное единственный фильм Франко, в котором фигурируют классические зомби, но, при этом, фильм наискучнейший, не отличается от типичного зомби-середнячка даже в худшую сторону. Все нормально, все на месте, зомби гниют и двигаются медленно, девушки иногда обнажаются топлесс, но все совершенно уныло. В общем, рекомендую смотреть только если вы - совсем законченный фанат фильмов ужасов и вам совсем нечем больше заняться.

В 84-м году свет увидела и еще одна версия истории про доктора Орлова – “Порочный доктор Орлов”. От первоначального сюжет отличается тем, что здесь появляется еще и сын доктора, которому активно не нравятся эксперименты отца над людьми. Сын хлопает дверью и уходит, и значительную часть фильма занимают разборки между отцом и сыном. Все это вместе представляет не большую художественную ценность, чем “Глаза порочного доктора Орлова”. В роли доктора Орлова опять выступил Говард Вернон.

В 85-м году Франко снял еще один фильм, касающийся живых мертвецов – “Монастырь живых мертвецов”, навеянный тетралогией Оссорио “Слепые мертвецы”. Впрочем, от Оссорио здесь не так уж и много. Четыре подруги (как выясняется в процессе, стриптизерши) приезжают провести отпуск в пансионате, располагающемся в малозаселенной и запущенной части одного из Канарских островов. Сначала они удивляются, что в огромном пансионате нет никого, кроме управляющего (по фамилии Саванарола) и садовника, но потом уговаривают, что себя, что все разъехались на экскурсии и начинают развлекаться. Примерно первую половину фильма они предаются лесбийскому софт-порно. Управляющий пансионатом в этом время занимается со своей подругой гетеросексуальным садо-мазохистским софт-порно. Затем выясняется, что недалеко от пансионата располагается старинный монастырь, в котором когда-то находился штаб, по одной версии, катаров, по другой – католической инквизиции (у Оссорио слепые мертвецы - тамплиеры). Обитатели монастыря когда-то сожгли на костре графиню Ирину Дракулу, она их прокляла и те до сих пор, уже в виде живых мертвецов, живут в монастыре, покланяются дьяволу и приносят ему в жертву девушек случайно заезжающих в пансионат. Происходит это посредством группового изнасилования и зарезания ножом. Освободиться от проклятия можно только по настоящему кого-нибудь полюбив. Управляющий же пансионатом – один из зомби-оборотней, заманивающий девушек в монастырь. Последняя оставшаяся в живых девушка неожиданно оказывается реинкарнацией Дракулы, управляющий в нее влюбляется, и, после еще некоторого количества ритуальных изнасилований, все заканчивается хэппи-эндом. Фильм на редкость бредовый. Настолько плохой, что местами уже даже и хороший. Сильно скрашивает его то, что большинство персонажей фильма – девушки, и они большую часть фильма передвигаются голыми. Правда это тут же нивелируется тем, что почти все они очень страшные. Причем единственную из них действительно симпатичную убивают предпоследней. Ну а живые мертвецы здесь просто смешные, раскрашенные, как британские школьники на хэлловин красками из магазина канцтоваров. В роли современного воплощения графини Дракула снялась уже изрядно подурневшая к этому времени Роза Альмирал.

На рубеже 70-80-х в производительности Франко произошел некоторый спад, однако, уже начиная с 83-го она начала наращиваться еще больше. Причем с неизменным ущербом для качества. В этом году он поставил личный рекорд - 13 фильмов за год. В 86-м году он его повторил. Однако в конце 80-х спрос на эксполатейшн начал резко падать, да и во Франко начали разочаровываться даже самые преданные фанаты. Кроме того, режиссер уже постарел и силы явно были не те. В 88-м году он снял всего два фильма, в 89-м тоже два. В 90-х он уже снимает по одному фильму в два-три года. Я не видел его поздних работ, но, судя по западным рецензиям, они, в основном, представляют собой совсем низкопробный эксплуатейшн и хард-кор порно. На рубеже 2000-х в деятельности Франко вновь произошел небольшой всплеск, с 98-го по 2002 у Франко вышло 12 фильмов. Ну а последний на данный момент фильм, как я уже написал в начале, вышел в 2008 году.

Немного дополнительной информации. Про доктора Орлова, кроме фильмов Франко, было снято еще, как минимум, два фильма. Первый из них, "Загадка гроба", в 1969 году снял испанский режиссер Сантос Алькосер. В роли Орлова в нем снялся опять Говард Вернон. Второй фильм, "Любовная жизнь невидимого человека", в 1971 году снял француз Пьер Ришелье. Главную роль в нем исполнил все тот же Вернон.
Tags: jesus franco, movie, zombie
Subscribe

  • Хитилова vs. фон Триер

    После просмотра на прошлой неделе lubotsky сделал забавное наблюдение, что "Мы едим плоды райских деревьев" Хитиловой - это…

  • Кинопоказ

    Завтра в "Снежном Льве" продолжим смотреть фильмы чешской "новой волны". В этот раз будет еще один фильм Веры Хитиловой…

  • Киноклуб

    В Саратове образовался новый небольшой еженедельный киноклуб. Находится он в помещении центра "Снежный Лев". Я там время от времени так же…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments