_dmt_ (_dmt_) wrote,
_dmt_
_dmt_

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Трактат о зомби. Зомби Лючио Фульчи


Вскоре после того, как фильм Джорджа Ромеро “Рассвет мертвецов” вышел в прокат, по всему миру начался зомби-бум. И одной из стран, где этот бум получил наиболее сильное развитие, стала Италия (собственно, к этому времени в Италии уже был поставлено на поток мощное производство по выпуску сиквелов и ремейков к популярным американским фильмам). Итальянским прокатом “Рассвета мертвецов” занималась фирма мэтра итальянского “хоррора” Дарио Ардженто. Фильм в прокате получил название “Зомби” (хотя сам Ромеро никогда этот термин и не использовал). А уже в 79-м году вышел фильм Лючио Фульчи “Зомби 2”. Несмотря на то, что фильм был запущен в производство еще до итальянской премьеры “Рассвета мертвецов” и его содержание никакого отношения к ромеровскому фильму не имело, продюсеры из коммерческих соображений присвоили ему это название, а рекламировался он, как продолжение знаменитого фильма Ромеро.

Лючио Фульчи родился в 1927 году и является одним из классиков итальянского кинематографа. Он снял около 60-ти фильмов в самых разных жанрах (включая, комедии, спагетти-вестерны и мелодрамы), однако настоящая популярность пришла к нему в начале 70-х благодаря его увлечению “хоррором” и “джиалло”. Видимо, из-за того, что до режиссерской карьеры, он изучал медицину, во многих его фильмах присутствуют жесткие гор-сцены. Вообще, его часто называют “крестным отцом” “гора”. Как и многие другие режиссеры “хоррора”, придерживался лево-радикальных политических взглядов. Свой последний фильм “Дверь в тишину” он снял в 1991 году, а умер в 1996 году из-за того, что во время диабетического приступа вовремя не сделал инсулиновую инъекцию (некоторые считают это самоубийством).

Фильм “Зомби 2” вышел в 79-м году и является одним из самых известных фильмов Фульчи и классикой фильмов о вуду-зомби. Начинается фильм с того, что в Гудзонском заливе появляется яхта, покинутая экипажем. Когда полицейский патруль высаживается на борт, на него набрасывается зомби. Он загрызает одного из полицейских, но второй полицейский убивает и его самого. Оба тела отправляются в морг. Выясняется, что владелец яхты за несколько месяцев до этого отправился к Антильским островам и исчез. На яхте есть его записки, в которых он называет конкретный остров, на котором находится и говорит, что не может с него выбраться. Дочь владельца яхты и журналист, заинтересовавшийся историей, отправляются на его поиски. Уже на Антильских островах они находят молодую американскую пару, проводящую отпуск путешествуя на собственной яхте от острова к острову. Услышав название места, которое ищут прибывшие, они рассказывают некую легенду о проклятии, наложенном на этот остров, но, после некоторого колебания, все-таки соглашаются отвезти на него дочь и журналиста. В пути жена владельца яхты решает немного развлечься подводной охоты, переодевается в маленькие плавки и акваланг и ныряет. Под водой на нее неожиданно нападает акула, а потом зомби. Зомби сначала живописно борется с ней, потом она вырывается, и зомби борется с акулой.

Эта сцена, на мой взгляд, является одной из лучших в фильме. Если же говорить о зомби-кинематографе вообще, то эта сцена наиболее лучшим образом иллюстрирует аллегорию нападения зомби, как сексуального насилия с последующей смертью или перерождением. Также, помимо фильма “Корабль слепых мертвецов” Амандо де Оссорио и некоторых других, эта сцена - одна из немногих, в которых запечатлена подводная разновидность зомби. Безупречная в визуальном отношении, она снималась бассейне с настоящим человеком и настоящей, только накачанной транквилизаторами, акулой.

В это время на острове врач, его помощник и медсестра пытаются справиться со странной эпидемией. Все больше туземцев заболевает, затем умирает, а потом воскресает и начинает бродить в виде зомби и бросаться на живых людей. Единственный способ предотвратить это – выстрелить трупу в голову. Из джунглей постоянно доносится барабанный бой. Ходит слух, что где-то в джунглях завелся некий колдун, решивший превратить всех жителей острова в зомби, но врач относится к этому скептически. У врача есть также жена, которая постоянно пьет и требует возвращения домой в Америку. Яхта наконец приплывает на остров и врач просит прибывших навестить дома его жену. Пока они едут за ней, в дом вламывается толпа зомби и пожирает ее. Во время убийства жены врача разворачивается еще одна знаменитая сцена этого фильма – медленно показывается, как острый обломок деревянной двери медленно и натуралистично входит в ее глаз. Прибывшие в ужасе наблюдают толпу зомби, разрывающих на части окровавленное тело, и поворачивают назад в больницу. По пути они натыкаются на старое испанское кладбище и наблюдают, как из могил начинают подниматься уже средневековые испанские мертвецы. Кажется, что весь остров оживает, зомби становится все больше и больше. Оставшиеся в живых все же успевают забаррикадироваться в больнице, но зомби идут на приступ и ветхое здание не выдерживает. Выжить удается только главной героине фильма и журналисту. Они прихватывают с собой также и владельца яхты, который уже укушен и постепенно начинает превращаться – просто, чтобы, по прибытию в Нью-Йорк, было чем подтвердить рассказ о своих невероятных приключениях. Когда они наконец выходя в открытый океан, по радио сообщают, что толпа зомби атакует Нью-Йорк.

“Зомби 2” стал одним из самых известных фильмов Фульчи и пришелся на его золотой период. Хотя во многих странах наиболее жестокие сцены были из фильма вырезаны, а в некоторых странах он даже был запрещен к показу. Из Англии были официально высланы даже все найденные копии фильма. В оригинальном монтаже Фульчи нью-йоркские начало и финал отсутствовали и были домонтированы уже продюсерами – просто, чтобы хоть как-то привязать фильм к ромеровскому оригиналу. В фильме присутствует много легкой эротики в характерном джиалло-стиле. Сценарий фильма написал постоянный соавтор Фульчи Дардано Сачетти, также написавший сценарии к ряду фильмов Дарио Ардженто и некоторым другим культовым итальянским "хоррорам".

В 80-м году, пытаясь урвать себе немного от коммерческого успеха "Зомби 2", режиссер Марино Джеролами, подвизавшийся на съемке сексплуатационных комедий, выпустил неофициальный сиквел фильма Фульчи "Зомби 3" (другое название "Зомби холокост"). В этом фильме научная экспедиция прибывает на экзотический остров, где сталкивается с толпой каннибалов, зомби и доктором-маньяком, который ими управляет. Сексуальной главной героине удается возглавить зомби и повести их за собой против злодея доктора.

Во второй половине 80-х Фульчи поступило предложение снять еще один фильм про зомби и он приступил к производству “Зомби 3”. Сюжет этого фильма не имеет никакого отношения, ни к “Рассвету мертвецов”, ни к “Зомби 2”, хотя ближе, скорее, к первому. Действие происходит на Филиппинах - на американской военной базе и в курортной зоне неподалеку от нее. В военной лаборатории изобретают вирус, способный оживлять мертвых и превращать живых в зомби. Неизвестные люди пытаются похитить вирус. В процессе погони ампулы с вирусом разбиваются и единственный оставшийся в живых похититель скрывается будучи уже зараженным. Он прячется в мотеле, военные находят его и уничтожают всех постояльцев мотеля и обслуживающий персонал. Трупы, несмотря на предупреждения ученых, сжигают в крематории. В струю дыма из трубы попадает стая птиц - они-то и становятся разносчиками заразы. Постепенно все местное население в округе превращается в зомби. Ученые в течение всего фильма неудачно пытаются разработать вакцину против вируса, но военные, несмотря на все уверения в неэффективности такой тактики действуют своим методом - просто оцепляют зараженную зону и уничтожают подчистую всех в ней находящихся. Герои фильма - четыре американских солдата, находящихся в увольнительной и несколько девушек-туристок - пытаются из зараженной зоны выбраться, попеременно сражаясь то с зомби, то с солдатами. В живых остаются один солдат и одна девушка – вдвоем они улетают на вертолете.

Теоретически, фильм мог бы стать шедевром в своем жанре (и по началу он подает все признаки шедевра), но Фульчи вскоре после съемок отказался от проекта. По одной версии это произошло из-за его болезни, по другой – из-за того, что просто потерял интерес к проекту. Вместо него фильм доделывал неупомянутый в титрах Бруно Матеи, который до этого уже снял ряд культовых среди любителей фильмов, среди которых сексплуатационная серия неофициальных сиквелов про Эммануэль, “Лагерь уничтожения и любви СС”, “Порно Холокост” (совместно с Джо д’Амато), фильм ужасов "Другой ад" и пост-апокалиптический "хоррор" "Крысы: Ночь ужаса". Самым его значительным и известным фильмом является “Вирус: Ад живых мертвецов”. Действие которого происходит в Новой Гвинее. Некая благотворительная организация строит химический комбинат, доходы от которого должны идти в помощь местным жителям. Но на комбинате происходит авария, химикаты попадают в окружающую среду и туземцы начинают превращаться в зомби. Чтобы расследовать обстоятельства случившегося на остров посылают четырех американских десантников. С ними же увязывается и журналистка. Они обнаруживают, что остров уже полностью кишит живыми мертвецами и пытаются хотя бы выбраться с него живыми. По брутальности и трешевости фильм превосходит даже многие экземпляры зомби-классики.

Но возвращаясь к “Зомби 3”. С вступлением Маттеи в должность режиссера, фильм начал приобретать откровенно бредовый характер, сюжет стал рушиться, а персонажи стали откровенно нелепыми. Хотя сюжет фильма очень близок к “Психам” Джорджа Ромеро, он наполнен зомби практически всех известных типов. Есть здесь и медленно бродящие и достаточно легко убиваемые ромеровские живые мертвецы, есть классические вуду-зомби, есть практически неубиваемые зомби, передвигающиеся очень быстро и мастерски владеющие боевыми искусствами и холодным оружием, есть подводные зомби и есть даже летающая и кусающаяся голова (по счастью для главных героев фильма, она оказалась в одном экземпляре и одноразовая). Для полного абсурда не хватает только оживших рыцарей-тамплиеров на лошадях и летающей тарелки с инопланетянами-мозгососами. Многие сцены фильма откровенно заимствованы из других зомби-фильмов (что, впрочем, для этого жанра не является таким уж большим недостатком). Хотя есть здесь и интересные находки. Например, сцена родов матерью-зомби маленького зомби-грудничка, который, только успев вылезти, сразу начинает жевать окружающих (эта сцена впоследствии практически дословно была переснята в ремейке “Рассвета мертвецов”). Заканчивается фильм тем, что начинается дождь и зараза распространяется за пределы оцепленной и зачищенной территории.

После “Зомби 3” сериал окончательно превратился во франшизу. В том же 1988 году увидел свет фильм “Зомби 4: После смерти”, уже не имеющий никакого отношения к Фульчи. Его режиссером стал Клаудио Фрагассо, написавший сценарий к “Зомби 3” и вообще выступавший до этого, как сценарист и со-режиссер многих фильмов Маттеи . В титрах фильма он обозначен под псевдонимом Клайд Андерсон. Сюжет этого фильма еще более туманен, чем предыдущего. Факстически, большую его часть непонятные люди толпами бегают по джунглям и по каким-то катокомбам, а за ними так же толпами бегают зомби и разрывают их на части. Только ближе к концу объясняется, что когда-то на этом острове была построена лаборатория, в которой коллектив известных ученых пытался разработать лекарство от рака. Дочь вождя местного племени заболела лейкемией, ученые попытались ее вылечить, но девочка умерла. После этого вождь обиделся, открыл врата ада и вызвал зомби, которые и съели всех ученых. В живых осталась только маленькая девочка, на шею которой мать перед смертью повесила магический амулет, отпугивающий зомби и закрывающий врата ада. Действие фильма происходит спустя 20 лет после поедания ученых. На остров с разными целями приезжают две группы людей, среди которых оказывается и бывшая маленькая девочка с амулетом. В течение ночи они отражают атаки зомби и после того, как почти всех людей съедают, бывшая маленькая девочка все-таки проводит ритуал по закрытию адских врат. В целом фильм совершенно мусорный и сделанный из рук вон плохо. Зомби частично традиционные, частично разумные и вполне боевые – один из людей после укуса возглавляет толпу зомби и совершенно сознательно ведет их на штурм. Возможно здесь впервые появляется зомби, разговаривающий и стреляющий из огнестрельного оружия. Также здесь, возможно, единственный раз можно увидеть зомби, убегающего от человека.

И “Зомби 3” и “Зомби 4” появились в 1988 году. “Зомби 5: Птицы-убийцы” был запущен в производство позже них, но увидел свет уже в 1987 году (вообще, в какой-то момент разных "Зомби 2", "Зомби 3" и т.д., не привязанных ни к какому-то конкретному началу и не имеющих никакого конкретное продолжение в разных странах навыходило такое количество, что ориентироваться в них всех наверное нет никакой возможности). Его режиссером стал ничем более не прославившийся Клаудио Латтанци, а спродюсировал Джо д’Амато, известный рядом “хорроров” и сексплуатационных фильмов, среди которых “Смерть улыбается убийце”, тот же “Порно Холокост”, “Антропофаг”, фильмы из серии неофициальных сиквелов про Эммануэль и др. Хотя сам “Зомби 5” снят вполне качественно, сюжет у него еще более мутный, чем у “Зомби 4”. Солдат возвращается домой с войны и застает жену в постели с любовником. Он убивает ее, любовника и случайно подвернувшихся под руку соседей. После этого домашние птицы выклевывают ему глаза. Проходит 20 лет, группа студентов едет на поиски каких-то редких дятлов. Они приезжают к слепому бывшему солдату и он рассказывает им, что дятлов можно найти в районе его старого дома в луизианских лесах. Студенты приезжают туда и на них начинают нападать зомби. Всю ночь они отражают атаки, а под утро приходит слепой солдат и говорит выжившим, что на самом деле зомби ищут его, он к ним пришел и теперь все кончится. Собственно, все и кончается, а зомби вроде бы на самом деле оказываются каким-то образом превратившимися в них дятлами. Ну и плюс еще запутанный любовный треугольник, на фоне которого развивается все остальное. Пожалуй, единственным и весьма сомнительным достоинством этого фильма можно назвать только то, что он сильно опередил свое время и снят в унылой манере американских фильмов ужасов середины середины 90-х.

Между "Зомби 2" и "Зомби 3" Фульчи снял еще один зомби-фильм "Город живых мертвецов", который положил начало его знаменитой трилогии "Врата ада". Фильм увидел свет в 1980 году. Действие в нем происходит в городе Данвич - мифическом городе, выдуманом Говардом Лавкрафтом. По свидетельствам Лавкрафта, большая часть жителей этого города состояла в сатанинской секте и поклонялась неким пост-ктулхианским рептилоидам. Данвич Фульчи построен на руинах Салема (тут, видимо, в наличии имеется некоторая путанница, т.к. Салем штата Массачусетс, знаменитый процессом над ведьмами 17-го века, до сих пор существует и процветает) и населен потомками салемских ведьм. Также, как и лавкрафтовский Данвич, его нет на картах и мало кто знает о его существовании. Городский священник хочет открыть "врата ада" - он проводит магический ритуал и вешается на городском кладбище. После этого в городе начинают происходить странные события - исчезают люди, а по улицам разгуливают живые мертвецы. Но это еще не все - если не предпринять решительные меры, то в Ночь всех святых адские врата окончательно откроются и полочища мертвецов хлынут в мир, уничтожая его весь. Все это открывается во время спиритического сеанса девушке из Нью-Йорка. Вместе с журналистом она едет на поиски Данвича.

Один из лучших фильмов Фульчи и зомби-фильмов вообще. Хотя в нем есть и радикальные отличия от классических зомби-концепций. Если ромеровские "живые мертвецы" и, даже, вуду-зомби подчиняются вполне реалистичной логике и, с некоторой натяжкой, относятся к области научной фантастики, то зомби из "Города живых мертвецов", также, как и "слепые мертвецы" Амандо де Оссорио являются порождением черной магии и, таким образом, чисто сказочными персонажами. И они обладают чисто сказочными способностями. Например, они могут неожиданно возникать из неоткуда и также неожиданно исчезать, а также убивать взглядом. Уничтожить их, также как "слепых мертвецов" Оссорио можно уничтожить разрушив изваяние божества, можно убив главного зомби - повешенного священника. Впрочем, убивают его достаточно банальным и традиционным способом. В остальном зомби этого фильма ведут себя так, как им и полагается - бродят медленно и тупо и кусают своих жертв. Жертвы после их укусов также превращаются в зомби. Как и в других классических фильмах Фульчи, здесь присутсвует много элементов "гора". Я далеко не поклонник этого жанра, но не смотря на то, что у Фульчи он, как ему и положено, очень натуралистичный и гиперреалистичный, это не отбивает желания к продолжению просмотра. Особо впечатляют здесь в этом плане сцена, в которой у девушки через рот наружу вылезают все внутрености и сцена, в которой парню рассверливают голову на сверлильном станке.

Автором сценария "Города живых мертвецов", также как и "Зомби 2" стал Дардано Сачетти, а сундтрэк к фильму написал Фабио Фрицци (известный по многим итальянским фильмам 70-90-х, в том числе и по наиболее известным фильмам Фульчи). Так что действие происходит под отличное итальянское диско.

В 1981 году Фульчи снял вторую и третью части трилогии - "Седьмые врата ада" и "Дом на краю кладбища". Продюсеры, ориентируясь на повышенный спрос, пытались и в них запихать эпизоды с участием зомби, но то, как это получилось, можно даже не учитывать. Хотя с точки зрения хоррор-кинематографа вообще оба фильма конечно являются очень значимыми произведениями.

Еще один фильм, который с натяжкой можно назвать зомби-фильмом и к которому имеет отношение Фульчи - вышедший в 90м году "Ганзель и Гретель". Автором сценария и режиссером фильма стал известный итальянский сценарист Джованни Симонелли. Фульчи, хоть и не указан в титрах, выступил здесь в качестве сорежиссера. Этот кровавый, трешевый и брутальный фильм является ремейком одноименного телефильма 57-го года и повествует о маленьких брате и сестре, которых похищают для проведения над ними медицинских экспериментов. После того, как дети погибают, они воскресают и начинают жестоко мстить своим похитителям.

Бруно Маттеи активно продолжал снимать и в 90-х и в 2000-х. В 2006 году он снял ремейк "Вируса" - "Остров живых мертвецов". На русском языке он, вроде бы еще не появлялся, но, судя по западным рецензиям, он повторяет сюжетно оригинал и даже превосходит его по трешевости. В 2007 году вышел его приквел "Зомби: Начало". В том же году он умер от мозговой опухоли.
 
Tags: lucio fulci, movie, zombie
Subscribe

  • Хитилова vs. фон Триер

    После просмотра на прошлой неделе lubotsky сделал забавное наблюдение, что "Мы едим плоды райских деревьев" Хитиловой - это…

  • Кинопоказ

    Завтра в "Снежном Льве" продолжим смотреть фильмы чешской "новой волны". В этот раз будет еще один фильм Веры Хитиловой…

  • Киноклуб

    В Саратове образовался новый небольшой еженедельный киноклуб. Находится он в помещении центра "Снежный Лев". Я там время от времени так же…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Хитилова vs. фон Триер

    После просмотра на прошлой неделе lubotsky сделал забавное наблюдение, что "Мы едим плоды райских деревьев" Хитиловой - это…

  • Кинопоказ

    Завтра в "Снежном Льве" продолжим смотреть фильмы чешской "новой волны". В этот раз будет еще один фильм Веры Хитиловой…

  • Киноклуб

    В Саратове образовался новый небольшой еженедельный киноклуб. Находится он в помещении центра "Снежный Лев". Я там время от времени так же…