_dmt_ (_dmt_) wrote,
_dmt_
_dmt_

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Трактат о зомби. Слепые мертвецы Амандо де Оссорио


То ли из-за того, что Испания дольше всех в Европе сохранялся фашистский режим, то ли из-за сильных католических традиций и тяжелого исторического наследия в виде инквизиции, то ли из-за каких-то национальных особенностей, но испанский кинематограф является одним из самых интересных и самобытных в Европе (хотя многие европейские национальные кинематографы по своему весьма интересны). И "хоррор", как жанр также получил в Испании свое уникальное развитие, позаимствовав, впрочем, немало сначала из Германии, а потом из Италии.

Несмотря на то, что первый испанский полнометражный художественный фильм вышел уже в 13-м году, а начиная с 15-го года в стране стабильно выходило по несколько фильмов в год, фильмы ужасов в Испании не снимались очень долго. Одним из первых, а может быть и первым вообще испанским фильмом ужасов стал, снятый уже на закате франкистского режима, дебютный фильм главного испанского кино-графомана Хесуса Франко "Крик в ночи" (1961), повествующий о кровожадном маньяке докторе Орлове, похищающем девушек, работающих в кабаре (к фильму позже было снято несколько сиквелов, эта серия, так же, как серия о женщинах в тюрьме, принесла Франко культовый статус, хотя не вызвала особенного коммерческого успеха). Кроме еще нескольких фильмов Франко, снятых в течение 60-х годов, среди ранних испанских фильмах ужасов можно назвать также "Доисторический звук" Хосе Конде (1964, о находке ожившего динозавра), "Она и страх" Леона Климовски (1964, мистический триллер), "Старьевщик" Нарцисо Серрадора (1965, еще про одного маньяка) и "Вызов" Хавьера Сето (1965, мистическая история о двух влюбленных, которые решают покончить собой, чтобы затем воскреснуть и жить вечно).

Одним из главных испанских хоррор-режиссеров 70-х является Амандо де Оссорио. Он родился в 18-м году и снял свой первый фильм в 56-м (драма "Черный флаг"). В течение 60-х годов он снял еще ряд фильмов в жанровом диапазоне от комедии до вестерна. А в 69-м году появился его фильм ужасов "Маленка, племянница вампира". Впрочем, первоначально предполагалось, что это будет психологический триллер без мистики. По сюжету девушка путешествует со своим дядей, который уверен, что он вампир. Он уговаривает ее тоже стать вампиром, обстановка нагнетается, и она уже начинает почти начинает ему верить, но в финале дядя погибает и выясняется, что вампиры были всего лишь порождением воспаленного сознания дяди. Однако, проюсеры без согласия Оссорио, домонтировали к фильму сцену с воскрешением дяди. В результате, фильм полностью потерпел в прокате и вскоре был забыт. В первой половине 70-х Оссорио снял свою знаменитую тетралогию о "слепых мертвецах", которая наконец принесла ему популярность, но проблемы с продюсерами у него оставались до конца его кинокарьеры.

Своей серией Оссорио не только открыл тему зомби в испанском кино, но, как мне кажется, и вообще открыл совершенно новую нишу в зомби-кинматографе, которая впоследствии будет и продолжает активно экплуатироваться. По крайней мере, я не смог найти, чтобы кто-то до него показывал древних рыцарей, которые, благодаря страшному проклятию, воскресают спустя много лет, и начинают истреблять мирных граждан.

Первая часть "слепых мертвецов" - "Могилы слепых мертвецов" увидела свет в 1971 году. Сюжет ее, вкратце таков. Девушка со своим парнем и подружкой отправляется на выходные на поезде из Лиссабона в санаторий на побережье. В пути ее парень и подружка начинают флиртовать между собой, главная героиня выскакивает из поезда на ходу и уходит вдаль. Вдали она находит древний монастырь, в котором и решает заночевать. Ночью из могил начинают вылезать полусгнившие рыцари и седлать полусгнивших лошадей. Главная героиня пытается убежать и почти добегает обратно до железной дороги, но ее все-таки догоняют и убивают. Наутро обескровленный труп весь покрытый следами укусов обнаруживают машинист того же поезда и его помощник. Машинист рассказывает легенду о том, что в 13-м веке в монастыре жили рыцари-тамплиеры, которые устраивали магические обряды, убивали девушек и выпивали их кровь. В конце-концов местные жители поймали рыцарей и казнили, рыцари пообещали вернуться и, чтобы они не смогли найти дорогу назад, крестьяне выжгли им глаза. Но когда-нибудь они все равно должны возвраться. Полиция, естественно, в легенду не верит, ее подозрение падает на известного в этих краях разбойника и контрабандиста, который разыскивается уже много лет. Бывшая подруга главной героини и теперь уже ее парень начинают собственное расследование и сами находят известного разбойника. Чтобы отвести от себя подозрение, тот соглашается переночевать с ними в монастыре и подтвердить или опровергнуть древнюю легенду. С ними же увязывается и возлюбленная разбойника. Тем временем, главная героиня оживает в деревенском морге, поедает сторожа и отправляется в Лиссабон за подружкой и бывшим парнем. Правда вместо них находит только помощницу по ателье, принадлежащему подружке. Пока герои фильма ждут в монастыре мертвецов, между ними начинается жесткий перекрестный адюльтер и разборки на почве ревности. Но мертвецы все-таки вскоре подоспевают и возвращают фильм обратно в русло "хоррора". Подоспевают и полицейские, которые, как выяснятется, сидели в засаде и ждали развития событий. Герои быстро догадываются, что мертвецы слепы, ориентируются только по звукам и их можно обмануть, если замолчать и задержать дыхание. Но это мало кому помогает. В результате, выживает только бывшая главная подружка героини. Она из последних сил бежит к к тому же самому поезду. Несмотря на запрет машиниста, его помощник все-таки тормозит поезд и помогает девушке на него взобраться. Но вместе с ней на него взбираются и мертвецы. Заканчивается фильм сначала резней в поезде, а потом тотальной резней на конечной станции назначения поезда. В фильме присутсвует довольно много сисек, не выживает никто из главных героев, некоторые сцены сняты весьма брутально.

Мое мнение сильно расходится с критиками фильма - в моем личном ретинге он стоит на первом месте в серии. И благодаря убедительной мрачной готической атмосфере, и благодаря хорошо выстроенному и внутренне логичному сюжету, и благодаря впечатляющему финалу.

В 1973 году вышла вторая часть серии - "Возвращение слепых мертвецов". Критики ее почему-то называют лучшей в серии, но, на мой взгляд, она является наоборот худшей. Здесь все сведено практически к комедии, а мертвецы настолько неубедительны, что даже навевают скуку. Обыгрывается тот же сюжет, только здесь уже более подробно показаны древние ритуалы тамплиеров и сцена их казни крестьянами. Действие происходит в деревне недалеко от заброшенного монастыря, местные жители собираются праздновать пятисотлетний юбилей со дня казни тамплиеров. Местный юродивый пытается предупредить их, что именно в эту ночь мертвецы восстанут из могил, но его никто не слушает. Из города приезжает специально нанятый мастер по фейерверкам, который оказывается бывшим любовником главной местной красавицы. Он хочет увести ее обратно в город, но в нее оказываются влюблены мэр и его помощник. В ходе разборок в город на своих лошадях (правда почему-то уже вполне живых и обычных) приезжают мертвецы. Они окружают жителей деревни и начинают их очень неубедительно убивать. Некоторые из жителей очень неубедительно умирают. Мастер по фейерверкам и временно объединившиеся с ним мэр, его помощник и несколько их подчиненных отвлекают мертвецов и дают большинству жителей деревни убежать, а сами прячутся в местной церкви. Пока метрвецы охраняют все подступы к церкви снаружи, ее защитники начинают активно разбираться друг с другом. В рузультате серии предательств и попыток побега, в живых остаются только мастер по фейерверкам, его возлюбленная и маленькая девочка. Наступает утро и мертвецы как-то сами по себе рассыпаются в прах.

Сисек почти нет, выживают двое главных персонажей и маленькая девочка, сцены убийств практически не показаны, все персонажи действуют крайне нелепо. Слепые-мертвецы, к сожалению, начинают терять признаки зомби. По крайней мере, здесь они уже никого не едят и никто от их укусов не превращается также в зомби.

Вышедшая в 1974 году третья часть серии "Корабль слепых мертвецов" очень далеко откланяется от первоначального сюжета и начинается практически как классическое итальянское "джиалло". Судя по всему, все происходит в Англии, или в одной из скандинавских стран. Модельное агентство, к его владелице приходит одна из сотрудничающих с ним девушек и заявляет, что ее подружка, с которой они вместе живут (во всех смыслах этого слова) уже три недели, как пропала, и что, по ее мнению, владелица агентства знает подробности. Та некоторое время упирается, но, после угрозы заявить в полицию, обещает все рассказать и предлагает девушке подъехать вечером на пристань. На пристани, кроме владелицы агентства, ее встречают также владелец некой яхтостроительной компании и его брутальный помощник. Они рассказывают девушке, что ее подружке предложили принять участие в крупной рекламной компании нового модного катера. По идее она и еще одна девушка должны уплыть на катере далеко в море, а потом загорать на нем в бикини, дожидаясь оговоренного пассажирского лайнера. Лайнер должен откликнуться на их сигналы о помощи и подобрать их. А потом они в бикини и с катером должны появиться на обложках всех глянцевых журналов. После этого рассказа наступает сеанс радио-связи с катером. Девушки сообщают, что у них все хорошо, но они заблудились и вокруг густой туман. В процессе сеанса из тумана появляется древний корабль и катер прибивает к его борту. Судя по всему, корабль необитаем, а катер после столкновения начал давать течь, и девушки говорят, что задолбались на катере и полезут на корабль. После чего прерывают связь. Ту девушку, которая на берегу, во избежании утечки информации до окончания рекламной компании, запирают в ангар и вроде бы даже слегка насилуют. Тем временем на катере одна из девушек действительно лезет на корабль, а вторая засыпает на катере. Посреди ночи слышны жуткие вопли той, что улезла, но та, что осталась на катере их не слышит и просыпается только следующим утром. Не обнаружив свою напарницу, она также лезет на корабль. После того, как она немного побродила по кораблю и нашла от второй девушки только сумку, вдруг начали открываться разные деревянные ящики и из них вылазить мертвые рыцари-тамплиеры из предыдущих двух фильмов. Здесь они стали уже совсем неповоротливыми и неуклюжими - если бы девушки были немного половчее и не одевали на морские прогулки обувь на высоком каблуке, фильм мог бы быть гораздо короче. И если первое объясняет то, что на этом корабле все вроде бы чувствуют постоянную сонливость и усталось, то туфли можно было бы и снять. Но даже несмотря на каблуки, девушка довольно долго прыгает от мертвецов по кораблю, но все-таки они ее ловят и под хоровое пение куда-то уносят. Гоп-компания на берегу пытается установить с катером связь и потерпев фиаско отправляет на его поиски вертолет. Это тоже не дает результата. Тогда они идут к начальнику метеорологической станции, чтобы узнать у него, где может быть густой туман в районе Гренландии. Метеоролог говорит им, что нигде никакого тумана в это время нет и рассказывает легенду про Летучего Голландца. Его посылают вместе с его легендой и решают плыть в район предполагаемого местонахождения катера на яхте. Метеоролог напрашивается плыть вместе с ними, мотивируя это тем, что ему всегда хотелось вляпаться в какое-нибудь эдакое приключение. Сказано-сделано, отплыли-поплыли и довольно быстро добрались до действительно густого тумана. Метеоролог начинает рассказывать про четвертое измерение и другую реальность, но его опять посылают. Вскоре показывается и древний корабль. Все взбираются на него и решают сначала поспать, а потом уже искать девушек (???, наверное там действительно все чувствуют себя ну очень сонными). Если до их приплытия на корабль фильм развивался очень даже хорошо, то после этого момента и сюжет и вообще все начало становиться все хуже и хуже. Между делом приплывшая компания обнаруживает, что пришвартованный к кораблю катер, также как и тот катер, на котором приплыли девушки, бесследно исчезли, но не придают этому особенного значения. Пока все спят, изначальная модель решает все-таки поискать свою подругу-сожительницу, но тоже находит от нее только сумку. Опять вылезают мертвые рыцари и, в результате продолжительной борьбы, все-таки живописно ее расчленяют. Затем просыпаются и остальные, начинают искать уже ее и спускаются в трюм, где опять из ящиков начинают вылезать мертвецы. Спасаясь от мертвецов, люди дверь, ведущую в секретную каюту, вламываются в нее и запираются. В каюте находится алтарь в виде головы козла и куча ящиков с драгоценностями. Наступает день и мертвецы залезают в свои ящики. Людям приходит идея поскидывать ящики в море, что они и делают. Туман начинает рассеиваться и вдалеке вырисовывается земля. Яхтостроитель, его помощник и владелица агентства решают добираться до земли вплавь, а неумеющий плавать метеоролог решает остаться на корабле и ждать помощь. Помощник яхтостроителя, несмотря на все уговоры, набивает сумку золотом, после чего троица скидывает в воду бревно и прыгает сама. Помощник яхтостроителя начинает тонуть и пытается отобрать бревно у остальных. В процессе борьбы владелица агентства убивает его ножом и он тонет вместе с золотом. В это время из головы козла в каюте корабля начинают идти огненные лучи и на корабле начинается пожар. Корабль полностью сгорает вместе с метеорологом. Владелица агентства и яхтостроитель добираются до берега и радостные вырубаются. Из моря выходят приплывшие за ними мертвецы.

Сцена пожара на корабле сделана настолько топорно, что ее называют одной из самых худших сцен в кино. Горящий игрушечный кораблик можно сравнить только с летающими тарелками на нитках из легендарного "Плана 9 из космоса" Эда Вуда. Сам Оссорио потом говорил, что и без того скудный бюджет ему к этому времени обрезали полностью и спецэффекты фильма приходилось доделывать буквально из подручных материалов. Но несмотря на халтурную вторую половину фильма, в целом он все-таки сделан гораздо лучше, чем вторая часть серии и в моем рейтинге стоит на третьем месте. Сисек в фильме нет вообще, за то есть много длинноногих моделей в мини-юбках. Погибают все персонажи.

Четвертая и заключитальная часть серии вышла в 75 году. На русский ее название перевели почему-то, как "Кровавый суд слепых мертвецов", хотя в оригинале она называется "Ночь чаек". Начинается она сразу со средневековой сцены. Рыцари-тамплиеры убивают на дороге случайного путника, а его спутницу уносят в свою крепость, где вырезают ей сердце и выпивают из нее кровь, а сердце скармливают некой каменной горгулье. Затем, уже в наше время, молодой доктор со своей женой приезжают работать в захудалую деревушку. Все здесь сразу кажется очень подозрительным - местные жители игнорируют приехавших, а старый доктор, ничего толком не объяснив, спешно собирается и уезжает. Вечером к ним в дом вламывается испуганный местный юродивый, который, опять же ничего не рассказывая, просит приютить его на ночлег. Посреди ночи доктор и его жена слышат с берега моря какое-то странное пение, они выходят и видят странную процессию старух в черном, идущую по берегу и ведущую перед собой девушку в прозрачном пеньюаре. Доктор и жена решают, что это какой-то местный обряд для повышения улова рыбы и уходят обратно спать. После этого зрителю показывается, как девушку привязывают к железным крюкам, вбитым в камни на берегу, а в монастыре, рядом с которым находится деревня, из могил начинают подниматься мертвые рыцари. Они садятся на своих коней, скачут на берег, забирают девушку, красочно разрывают на ней пеньюар и увозят ее в монастырь для совершения кровавого ритуала. На следующий день жена доктора случайно знакомится в деревне с девушкой и нанимает ее в качестве служанки. Правда на все вопросы о ночном обряде она отвечает полным отрицанием. Ночью в дом к доктору вламывается испуганная девушка и просит защитить ее, но тут в дверь раздается грозный стук - за дверью оказывается толпа старух в черном во главе с родителями девушки. Они забирают и уводят ее с собой. Сцена на берегу повторяется. На следующую ночь толпа приходит за служанкой доктора. Та плачет, но ничего не рассказывает, говорит, что ничего поделать нельзя и уходит со старухами. Тут опять приходит юродивый и наконец рассказывает древнюю легенду про тамплиеров. Он говорит, что каждый год семь ночей подряд жители деревни приносят рыцарям в жертву по девушке. И прекратить этот ритуал нельзя, иначе рыцари разрушат деревню и уничтожат всех ее жителей - так уже несколько раз случалось в прошлом (непонятно только, где они берут столько девушек - впрочем, обычный сказочный сюжет. Другое дело, что уехать из деревни для ее жителей оказывается более трагичным, чем на протяжении шестисот лет кормить девушками упырей - врочем, тоже обычная людоедская логика из народных сказок). Доктор не верит этой легенде, но бежит посмотреть на берег - и как раз в последний момент успевает спасти служанку от мертвецов. Жители деревни, увидев это, толпой покидают деревню, прихватив с собой и машину доктора. Мертвецы, попродив по пустой деревне, идут на штурм докторовского дома. Они довольно быстро взламывают двери и попадают внутрь. Правда одного удается легко сжечь, но защитники дома почему-то не продолжают эту тактику. Первым убивают юродивого. Доктор, его жена и служанка вылезают из окна второго этажа (при этом жена дико боится спрыгнуть с высоты чуть больше человеческого роста - я все ждал, что ее убьют и доктор останется со служанкой, тем более, что та действовала гораздо более жестко и выглядела лучше, чем постоянно дрожащая и вскрикивающая жена). На лошадях, принадлежавших мертвецам, они скачут к морю. Лошадь служанки тормозит и идет в воду, там ее и настигают мертвецы. Доктора же и его жену лошади приносят в монастырь. Доктор уничтожает горгулью и мертвецы окончательно умирают. Все.

Опять, в отличие от критиков, мне этот фильм понравился и я его ставлю на второе место после первой части. В фильме очень хорошо передана мрачная людоедская атмосфера маленькой замкнутой христианской общины. И вообще фильм выдержан очень стильно и, за исключением нескольких небольших моментов, логично. Тем более, что присутствует много сисек. Самому Оссорио, по всей видимости, больше всего понравилась сцена поедания трупа девушки толпой крабов - он показывает ее два раза и подолгу смакуя.

В перерыве между первой и второй частями Оссорио также снял фильм "Ночь волшебников", повествующий об экспедиции в Африку, наталкивающейся на классических вуду-зомби, вылезающих из-под земли и пожирающих свои жертвы. Вскоре после завершения серии о "слепых мертвецах", Оссорио, как и многие другие хоррор-режиссеры того времени переключился на арт-порно. В 84-м году вышел его последний фильм "Морской змей", в котором он попытался опять обратиться к жанру ужасов. В фильме говорится о досторическом змее, который под воздействием радиоактивного загрязнения ожил, мутировал и напал на испанское побережье. В процессе съемок фильма ему опять урезали бюджет, и Оссорио остался разочарован получившимся результатом. После этого он ушел из кино. Умер в 2001 году

В 1985 году Хесус Франко снял фильм, который иногда называт порно-сиквелом серии о "слепых мертвецах" - "Монастырь живых мертвецов". В нем четыре лесбиянки приезжают отдохнуть на море и первую половину фильма радостно занимаются сексом. А потом обнаруживают древний монастырь и все продолжается почти как у Оссорио. В статье про "Возвращение живых мертвецов 3" я писал, что это, возможно, единственный фильм, в котором показан половой акт между зомби и человеком - я ошибался, в "Монастыре живых мертвецов" это было сделано с большим смакованием и на восемь лет раньше.
 
Tags: movie, zombie
Subscribe

  • Хитилова vs. фон Триер

    После просмотра на прошлой неделе lubotsky сделал забавное наблюдение, что "Мы едим плоды райских деревьев" Хитиловой - это…

  • Кинопоказ

    Завтра в "Снежном Льве" продолжим смотреть фильмы чешской "новой волны". В этот раз будет еще один фильм Веры Хитиловой…

  • Киноклуб

    В Саратове образовался новый небольшой еженедельный киноклуб. Находится он в помещении центра "Снежный Лев". Я там время от времени так же…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Хитилова vs. фон Триер

    После просмотра на прошлой неделе lubotsky сделал забавное наблюдение, что "Мы едим плоды райских деревьев" Хитиловой - это…

  • Кинопоказ

    Завтра в "Снежном Льве" продолжим смотреть фильмы чешской "новой волны". В этот раз будет еще один фильм Веры Хитиловой…

  • Киноклуб

    В Саратове образовался новый небольшой еженедельный киноклуб. Находится он в помещении центра "Снежный Лев". Я там время от времени так же…