_dmt_ (_dmt_) wrote,
_dmt_
_dmt_

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Трактат о зомби. Ранние фильмы

Ну и сразу продолжение.

Несмотря на то, что первым зомби-фильмом в истории кино официально считается фильм "Белый зомби" американского режиссера Виктора Гальперина, еще в 1919 году французский режиссер Абель Ганс снял необычный фильм "Обвиняю!", в котором котором тема зомби представлена ярко и необычно. Фильм повествует об ученом, который вернувшись с Первой мировой войны и ужаснувшись увиденному на полях сражений разрабатывает машину, способную предотвратить дальнейшие войны. Он предлагает проект своей машины правительствам разных стран, но они отказываются от его изобретения. Тогда ученый в отчаянии поднимает из могил солдат, погибших на войне, чтобы они вместе с ним выразили протест против политики правительств. В 38-м году Ганс преснял свой фильм в звуке, а в 2006 году Джо Данте создал на его основе мощный пацифистский и антиамериканский памфлет "Возвращение домой".

Увидевший свет в 32-м году звуковой фильм "Белый зомби" можно считать каноническим в плане сюжета. Большинство последовавших фильмов, в которых речь идет о вуду восходит корнями именно к нему. Молодая пара приезжает на Гаити, чтобы отпраздновать свою свадьбу. Однако белый жрец вуду собирается им помешать. Он похищает невесту и превращает ее в зомби. Когда девушка приходит в себя, кажется, что все нормально, однако проходит некотрое время и оказывается, что она уже мертва и находится под контролем злого жреца. Жреца вуду сыграл один из главных монстров мирового кинематографа Бела Лугоши. Более того, Виктор Гальперин не смог закончить фильм и его в качестве режиссера доделывал Лугоши.

В 36-м году Гальперин снял еще один фильм про зомби -"Восстание зомби". Его сюжет стал более разнообразным и экзотическим, чем у "Белого зомби", но и сам фильм был ближе к авантюрным фильмам, чем к фильмам ужасов. Действие в нем происходило во время Первой мировой войны сначала на франко-австрийской границе, а потом в Камбодже, где конкурирующие искатели приключений пытались отыскать древний секрет превращения людей в зомби.

После этого зомби-фильмы начали выходить довольно регулярно, хотя и не часто. Причем зомби начали становиться персонажами комедий (как в американском фильме 40-го года "Охотники за привидениями" или 45-го года "Зомби на Бродвее") и даже мьюзиклов (как "Напуганные до смерти").

Сюжеты фильмов также все более разнообразились. Так в 42-м году увидел свет фильм "Хутор в полночь" Уоллеса Фокса, в котором действует профессор, а по совместительству главарь жестокой банды. Когда возникает угроза ареста, профессор убивает своих сообщников, но они оживают в качестве зомби, чтобы отомстить своему убийце. В роли профессора, кстати, здесь также снялся Бела Лугоши. В еще одном фильме 42-го года "Живой призрак" некие преступники похищают миллионера. В процессе разных злоключений, он получает тяжелую травму головы, но не умирает, а превращается в зомби и начинает всех пожирать направо и налево.

В 43-м году вышел первый сериал про Бэтмана, действие одной из его серий также было закручено вокруг того, что некий японский злодей хотел превратить американских ученых в управляемых им зомби.

В 43-м году увидел свет фильм Жака Турнье "Я ходила рядом с зомби". Его сюжет выдержан в классическом стиле и повествует о девушке, приехавшей на один из островов Каррибского моря и вплотную столкнувшейся с проявлениями магии вуду. Однако, этот фильм, наряду с "Белым зомби" и является одним из известнейших и популярнейших в зомби-кинематографе, так что можно считать, что он не только повторяет, но и дополняет канонический сюжет.

Если до середины 50-х годов зомби-фильмов выходило достаточно мало, даже не каждый год, и были они преимущественно американскими, то в середине 50-х в кинематографе постепенно начался зомби-бум. Причем к американским режиссерам начали подключаться и коллеги из других стран, особенно из Италии. А начался бум с двольно странного, трэшевого и очень смешного фильма Эдварда Кана "Создание с атомным мозгом", увидевшего свет в 55-м году. В этом фильме бывший нацистский ученый изобретает некую установку, работающую на популярной в то время ядерной энергии, чтобы оживить знаменитых американских гангстеров прошлого и, как водится, поработить мир. Он способен на расстоянии контролировать новоиспеченных зомби, но они работают на атомных батарейках и их можно вычислить при помощи счетчиков Гейгера. В общем в одном фильме собраны все самые модные темы сезона и замешаны на безумном криминально-фантастическом сюжете. Большинство из зомби-фильмов уже по определению относятся к кино-трэшу, но этот фильм в этом плане может дать фору многим. В 57-м году Кан снял еще один зомби-фильм "Zombies of Mora Tau", но он уже выдержан выдержан в классическом стиле и повествует о приключениях на западноафриканском побережье и магии вуду.

В 59-м году увидели свет  фильм, ставшие одними из ключевых в зомби-кинематографе и очень существенно расширивших сюжетный возможности этого жанра. Во-первых, имею ввиду "Невидимых захватчиков" того же Эдварда Кана. В этом фильме зомби впервые начали появляться как результат деятельности инопланетян. В нем пришельцы вселяются в тела умерших землян и пытаются в таком виде захватить Землю. Честно говоря, не уверен, можно ли этот фильм считать полноценным зомби-фильмом - ведь оживают не те же люди, что умерли, а только их оболочки с инопланетным наполнением - но, на мой взгляд тема связи зомби и космоса вообще очень плодотворная и еще ждет своего полного раскрытия. Ну а второй культовый фильм, вышедший в 59-м году - это самое известное кино, самого известного трэш-режиссера Эда Вуда "План 9 из космоса", неоднократно названный "худшим фильмом всех времен и народов". Здесь инопланетяне в летуающих тарелках, сделанных из фольги и подвешенных на ниточках, прилетают, чтобы каким-то своим лучом пробудить трупы и забрать их для решения каких-то своих энергетических проблем. Трупы собнамбулически бродят по кладбищу, а за ними гоняются нелепые полицейские и не менее нелепые инопланетяне. Фильм давно растащен на цитаты и о даже его съемках снят фильм. Бела Лугоши в этом фильме сыграл свою последнюю роль и умер во время съемок. Роль главного женского зомби сыграла Вампирелла.

 В 60-х годах наступила кратковременная мода на зомби-космические фильмы. В 64-м году вышел "Der Сhef wuenscht keine Zeugen" немца Ганса Альбина. Фабула его в целом повторяет "Невидимых захватчиков". В 65-м году появился фильм "Земля умирает крича" британца Теренса Фишера. В нем трупы землян оживляли уже инопланетные роботы, чтобы затем натравить на еще выживших людей. В том же 65-м вышел и гениальный по визуальной составляющей фильм итальянского классика Марио Бава "Ужас в космосе" ("Планета вампиров"). В нем действие происходит на другой планете, инопланетяне убивают земных космонавтов и вселяются в их тела - чтобы завладеть земным космическим кораблем и прилететь на Землю. Было снято и еще несколько весьма интересных фильмов в смежных жанрах. К ним, к примеру, можно отнести и фантастический фильм, снятый в 1967 году Фрэнкома Френсисом "The came from beyond space", в котором инопланетяне, совершившие вынужденную посдаку на Луне пытаются на расстоянии подчинить себе разум земных ученых, чтобы те оказали им помощь. А иногда причисляют даже и советский "Туманность Андромеды" (1967) - за мрачные психоделические сцены на планете "Железной звезды".

Практически полный список зомби-фильмов или фильмов с участием зомби, вышедших до 68-го года выглядит так:

"J'accuse!" (Abel Gance, 1919)
"The White Zombie" (Victor Halperin, 1932)
"Revolt of the Zombies" (Victor Halperin, 1936)
"Ouanga" (George Terwilliger, 1936)
"J'accuse!" (Abel Gance, 1938)
"The Ghost Breakers" (George Marshall, 1940)
"King of the Zombies" (Jean Yarbrough, 1941)
"Bowery at Midnight" (Wallace Fox, 1942)
"The Living Ghost" (William Beaudine, 1942)
"Revenge of the Zombies" (Steve Sekely, 1943)
"Batman" (Lambert Hillyer, 1943)
"I Walked with a Zombie" (Jackues Tourneur, 1943)
"Voodoo Man" (William Beaudine, 1944)
"Zombies on Broadway" (Gordon Douglas, 1945)
"Scared Stiff" (George Marshall, 1953)
"Creature with the Atom Brain" (Edward L.Cahn, 1955)
"The Unearthly" (Boris Petroff, 1957)
"Voodoo Island" (Reginald Le Borg, 1957)
"Zombies of Mora Tau" (Edward L.Cahn, 1957)
"I Bury the Living" (Albert Band, 1958)
"Misterios de la magia negra" (Miguel M.Delgado, 1958)
"Invisible Invaders" (Edward L.Cahn, 1959)
"Plan 9 from Outer Space" (Ed Wood, 1959) 
"Teenage Zombies" (Jerry Warren, 1959)
"Santo contra los zombies" (Benito Alazraki, 1962)
"The Incredibly Strange Creatures Who Stopped Living and Became Mixed-Up Zombies!!?" (Ray Dennis Steckler, 1964)
"Chef wuenscht keine Zeugen" (Hans Albin, 1964)
"War of the Zombies" (Giuseppi Vari, 1964)
"The Earth Dies Screaming" (Terence Fisher, 1965)
"Terror In Space" (Mario Bava, 1965) 
"Terror-Creatures from the Grave" (Massimo Pupillo, 1965)
 "The Plague of the Zombies" (John Gilling, 1966)
"They Came from Beyond Space" (Freddie Francis, 1967) 

С 1968 года зомби-бум начался уже в полную силу. В течение года вышло сразу целых 4 зомби-фильмов и дальше события развивались уже по нарастающей. Вот три из этих фильмов: "The Astro-Zombies" (Ted V.Mikels), "Blue demon contra cerebros infernales" (Chano Urueta) и "Autopsia de un fantasma" (Ismael Rodriguez).

Ну а четвертый фильм - это знаменитый "Ночь живых мертвецов" Джорджа Ромеро, который стал этапным в истории зомби-кинематографа и который радикально изменил этот кинематограф.

(Продолжение скоро)
Tags: movie, zombie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment