devol (_devol_) wrote,
devol
_devol_

Categories:

su_industria и 22 июня

Чтобы ответить разом на перманентные вопросы по старому и уже практически закрытому сообществу su_industria, некоторые соображения.

1. Сообщество делалось не в академических целях "просвещения", а более для утилитарных. Поскольку в РФ отсутствуют в целом гуманитарные науки, степень общественного интереса даже к редким островкам или оазисам таких наук невысока, а научная дискуссия в принципе невозможна (папуасы), то главными целями были:

- публикация отдельных документов;
- публикация отдельных story предприятий;
- и попытка разобраться в методологии процесса.

По последнему отдельно поясню. Степень изученности советской индустриализации в отечественной историографии была такова, что без слез смотреть было нельзя. В общем, это и правильно, зачем белым папуасам знать свое прошлое. Тем более, что все мы люди, шоры есть у всех, а на бреши в них большинство реагирует только эмоционально. Господствующие трактовки индустриализации были (да и сейчас остаются таковыми):

1.1. Коммунисты - сволочи, отобрали у крестьян зерно, щетину и смолу, продали все буржуям, а на вырученные деньги построили заводы. Это точки зрения наших "либеральных" кругов (Танки в обмен на зерно и прочие мемы).
1.2. Коммунисты - молодцы, несмотря на все объективные сложности, сумели воспользоваться и развести капиталистов во время Великой депрессии, построив в России передовую индустрию, которая помогла справиться с дедушкой Гитлером. Это такая утрированная, но и усредненная оценка компатриотических кругов (красно-коричневые).

Ни та, ни другая, ни третья (более взвешенная и осторожная) оценки не устраивали по ряду причин, которые были объективно известны. Во-первых, никаких денег у СССР, чтобы покупать целиком огромные заводы и даже отрасли, просто не было. Страна была нищей, 80-90% ее экспорта было сельскохозяйственным или сырьевым, золото-валютных резервов не было, страна даже золото толком не могла добывать... Во-вторых, именно в канун разгара Великой Депрессии (1931 год) и резко обрывается приток техники, оборудования и т.п. в СССР. Логично было бы предположить, что он наоборот, должен идти по нарастающей, если исходить из п.1.2. Но в реальности это оказалось не так.

По тем документам (немногим), которые удалось достать и выложить, картина получалась более логичная, связная и рациональная: СССР кредитовался на Западе и никаким зерном, естественно, свою индустриализацию он не оплачивал (точнее, его поставки носили тактический характер по выплатам). А создание общей системы колхозов вкупе с переходом к плановой экономике мобилизационного типа диктовалось несколько иными причинами (то есть, тезис, что крестьян загнали в колхозы только ради Уралмаша тут не совсем верный).

2. Потихоньку собрал небольшую и относительно слабую базу данных по примерно 150 предприятиям черной, цветной металлургии и машиностроения - на основе как открытых данных, так и некоторых архивных документов. В первую очередь, внимание уделялось процессу реконструкции/создания этих производств в части иностранного участия. Даже отрывочных данных в принципе было достаточно, чтобы понять глобальный характер кооперации большевиков с капиталистами. Не было ни одного предприятия среди исследованных, где не было бы иностранного участия (в том или ином виде). Некоторые были целиком спроектированы и построены (Магнитка, Уралмаш, НКМЗ и так далее), где-то царила местная фантазия (Керченский меткомбинат, Тагмет) со всеми вытекающими, где-то было закупленное иностранное оборудование без инжиниринга, но... Стоит особо отметить, что на многих производствах западное оборудование, поставленное в конце 20-х-начале 30-х годов спокойно работало вплоть до эпохи Путина (на Магнитке, например, американские сортопрокатные станы 30-х годов были заменены только в 2004-2005 годах на более современные итальянские, на Кузнецком комбинате спроектированный американцами и построенный в Германии фирмой Schlemann стан в рельсобалочном цехе доработал до 2007-2008 годов).

Однако дальнейшее развитие по этому пути упирается логично в необходимость глубоко зарыться в архивы, для чего просто нет ни времени, ни сил. Безусловно, уже сейчас можно выпустить небольшую книгу на основе найденного и обработанного материала, однако делать это принципиально не хочется: тратить свое драгоценное время (несколько месяцев работы на сведение), потом издавать за свой счет и пытаться хоть как-то этот труд протолкнуть. В итоге будет тираж 1-2 тыс. экземпляров и полный минус по финансами/времени. Но это ерунда, потому что реально вкусные вещи часто просто недоступны, как тот же архив по Амторгу, который находится в архиве ФСБ и фонды, содержащие эти документы засекречены (т.е. их нельзя даже получив туда доступ, ввести в оборот с указанием источников - это уголовка). Хотя в su_industria выкладывались некоторые детали, без ссылок, разумеется. Поэтому остается лишь такая вот хрень:

В этот вечер мы все лишний раз убедились, как дороги ему были завоевания передовых рубежей советской черной металлургии. Он поделился воспоминаниями о совместной работе с М. К. Курако, о своих скитаниях в США, об унизительной жизни русских инженеров-металлургов в царской России. Когда я произнес небольшую речь и в конце сказал, что мы не завидуем, а радуемся бодрости и здоровью Ивана Павловича, ясности ума, которую сохранил он в свои 76 лет, он подошел ко мне, назвал по имени и тихо сказал: «За праздничным столом я сижу с тобой последний раз. Какое счастье, уходя из жизни, сознавать, что остались люди, которые пронесут славу советских металлургов по всей земле».

Возвращаясь к теме 22 июня. Как правило, все три стороны - это ревизионисты, условные "советские" и условные современные патриотические авторы-исследователи-"историки" (пример последних - это Исаев) признают, что в 1941 году были некоторые проблемы. Вызванные, конечно, неожиданным нападением, неотмобилизованностью армии, низким уровнем образования сталинских питомцев и так далее, и так далее вплоть до дезертирства. Однако есть еще один фактор, который часто вообще не воспринимается, однако он внес весьма ощутимый вклад в "бардачок" лета-осени и даже зимы 1941-1942 годов.

Это транспортный коллапс в СССР. У кого-нибудь есть соображения/данные/мнения по этому моменту?
Tags: История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments